Цель: способствовать формированию правовых знаний у учащихсяи развитию чувства правовой защищённости.
- Задачи:
- ввести определение «права человека»;
- сформировать умение отличать права человека от бесправия;
- определять основные права человека;
- сформировать умение видеть осуществление(проявление) прав человека или их нарушениев конкретных ситуациях;
- закрепить представление учащихся о правах человека.
Материалы:карточки (см. приложение); текст Всеобщей декларации прав человека.
Понятия:право человека, бесправие, Всеобщая декларация прав человека , право на жизнь, право на свободу, право на труд и др.
Ход урока
I. Мотивация
– На уроках истории мы изучаем историю Древнего мира и узнаем, что люди делились на свободных и рабов.
– В чём различия между свободными и рабами?
(Свободные в Древней Греции и Риме имели право голосовать, избирать и быть избранными. Они ни от кого не зависели, а рабы не имели никаких прав и зависели о своего хозяина).
– Вот сегодня мы и поговоримна уроке …
– Сформулируйте тему нашего урока.
Теманашего урока «Правачеловека и бесправие».
(Открываю тему урока на доске).
II. Основная часть урока.
1. Работа в группах.
Игра «Как вы думаете?».
(На столах каждой группы карточки с записанными на них правами человека и нарушениями прав. На доске – таблица, состоящая из двух колонок. Заголовковколонок в таблиценет).
Задание: распределите карточки на две группы и разместите их в таблице.
– По какому признаку вы разложили карточки?
(Что может делать человек, на что он может надеяться и что нельзя делать по отношению к человеку).
– Прочитайте, что вы поместили в первой колонку?
(Читают).
– Как можно озаглавить эту колонку?
(Права человека).
– Что такое «права человека»?
(Это те права, которые должны иметь все люди независимо от пола, возраста и цвета кожи).
– Какие слова выпоместили во вторую колонку?
(Читают).
– Как можно озаглавить ту колонку?
(Бесправие).
– Что такое «бесправие»?
(Это нарушение прав человека).
2. Работа с учебником.
Задания:
1-я группа – Когда и кем создана ООН?
2-я группа – Цель создания ООН?
3-я группа – Когда был принят и как называется один из важнейших документов ООН?
4-я группа – Что такое «Декларация прав человека»?
3. Мозговой штурм.
(Работа с Декларацией).
– Какие основные права и свободы человека перечислены в Декларации?
(Право на жизнь, право на свободу, право на здоровье, право на труд, право на образование и т.д.).
– Сравните права человека, записанные в Декларации, с нашей таблицей.
– Что вы можете сказать о первой колонке нашей таблицы?
(В первой колонке таблицы мы поместили основные права человека, записанные в Декларации).
III. Рефлексия.
Задание:
– На столе у каждой группы есть пословицы. Выскажите своё мнение о пословице, согласны ли вы с ней или нет? Почему?
1-я группа – Пошёл в рабы, рабски и твори.
2-я группа – Прав тот, у кого больше прав.
3-я группа – Не послужишь рабой, не будешь госпожой.
4-я группа – Иногда нужно отступить от правила, чтобы не впасть в ошибку.
(Каждая группа высказывает своё мнение, остальные учащиеся дополняют ответ или высказывают несогласие с мнением группы).
IV. Домашнее задание (по выбору)
- Мини-сочинение «Бесправие унижает человека».
- «Что гарантирует права человека?» (Ваши размышления).
- Составить кроссворд по теме урока.
- Ответить на вопросы после параграфа учебника.
Список использованной литературы:
- Боголюбов Л.Н. Обществознание. 6 класс. М.: Просвещение, 2008.
- Методический альманах. Выпуск 1. Пособие для учителей. Организация активных форм обучения. М.: НВЦ «Гражданин», 1998.
- Обществоведение. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н.Боголюбова. / Автор – составитель С.Н. Степанько. Волгоград, 2009.
- Прутченков А.С. Игротека. М.: НВЦ «Гражданин», 1998.