Урок обществознания "Гарантировано природой и государством"

Разделы: История и обществознание


Цель: способствовать формированию правовых знаний у учащихсяи развитию чувства правовой защищённости.

  • Задачи:
  • ввести определение «права человека»;
  • сформировать умение отличать права человека от бесправия;
  • определять основные права человека;
  • сформировать умение видеть осуществление(проявление) прав человека или их нарушениев конкретных ситуациях;
  • закрепить представление учащихся о правах человека.

Материалы:карточки (см. приложение); текст Всеобщей декларации прав человека.

Понятия:право человека, бесправие, Всеобщая декларация прав человека , право на жизнь, право на свободу, право на труд и др.

Ход урока

I. Мотивация

На уроках истории мы изучаем историю Древнего мира и узнаем, что люди делились на свободных и рабов.

В чём различия между свободными и рабами?

(Свободные в Древней Греции и Риме имели право голосовать, избирать и быть избранными. Они ни от кого не зависели, а рабы не имели никаких прав и зависели о своего хозяина).

– Вот сегодня мы и поговоримна уроке …

Сформулируйте тему нашего урока.

Теманашего урока «Правачеловека и бесправие».

(Открываю тему урока на доске).

II. Основная часть урока.

1. Работа в группах.

Игра «Как вы думаете?».

(На столах каждой группы карточки с записанными на них правами человека и нарушениями прав. На доске – таблица, состоящая из двух колонок. Заголовковколонок в таблиценет).

Задание: распределите карточки на две группы и разместите их в таблице.

По какому признаку вы разложили карточки?

(Что может делать человек, на что он может надеяться и что нельзя делать по отношению к человеку).

Прочитайте, что вы поместили в первой колонку?

(Читают).

Как можно озаглавить эту колонку?

(Права человека).

Что такое «права человека»?

(Это те права, которые должны иметь все люди независимо от пола, возраста и цвета кожи).

Какие слова выпоместили во вторую колонку?

(Читают).

Как можно озаглавить ту колонку?

(Бесправие).

Что такое «бесправие»?

(Это нарушение прав человека).

2. Работа с учебником.

Задания:

1-я группа – Когда и кем создана ООН?

2-я группа – Цель создания ООН?

3-я группа – Когда был принят и как называется один из важнейших документов ООН?

4-я группа – Что такое «Декларация прав человека»?

3. Мозговой штурм.

(Работа с Декларацией).

Какие основные права и свободы человека перечислены в Декларации?

(Право на жизнь, право на свободу, право на здоровье, право на труд, право на образование и т.д.).

Сравните права человека, записанные в Декларации, с нашей таблицей.

– Что вы можете сказать о первой колонке нашей таблицы?

(В первой колонке таблицы мы поместили основные права человека, записанные в Декларации).

III. Рефлексия.

Задание:

– На столе у каждой группы есть пословицы. Выскажите своё мнение о пословице, согласны ли вы с ней или нет? Почему?

1-я группа – Пошёл в рабы, рабски и твори.

2-я группа – Прав тот, у кого больше прав.

3-я группа – Не послужишь рабой, не будешь госпожой.

4-я группа – Иногда нужно отступить от правила, чтобы не впасть в ошибку.

(Каждая группа высказывает своё мнение, остальные учащиеся дополняют ответ или высказывают несогласие с мнением группы).

IV. Домашнее задание (по выбору)

  1. Мини-сочинение «Бесправие унижает человека».
  2. «Что гарантирует права человека?» (Ваши размышления).
  3. Составить кроссворд по теме урока.
  4. Ответить на вопросы после параграфа учебника.

Список использованной литературы: 

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 6 класс. М.: Просвещение, 2008.
  2. Методический альманах. Выпуск 1. Пособие для учителей. Организация активных форм обучения. М.: НВЦ «Гражданин», 1998.
  3. Обществоведение. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н.Боголюбова. / Автор – составитель С.Н. Степанько. Волгоград, 2009.
  4. Прутченков А.С. Игротека. М.: НВЦ «Гражданин», 1998.