Учебник «Математика. 3 класс. Часть 3.» Петерсон Л. Г.
Цели:
- Познакомить с алгоритмом умножения на трехзначное число; провести сравнение между умножением многозначного числа на двузначное и умножением многозначного числа на трехзначное.
- Развивать навыки решения текстовых задач;отрабатывать навыки устного и письменного счета; способствовать развитию логического и математического мышления.
Оборудование: доска, чертеж к задаче (формат А 3), таблица «Алгоритм умножения на трехзначное число».
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, какие предметы придумали люди для более быстрого счета? (калькуляторы, счеты, компьютеры)
- Представьте, что сломались все электронно-вычислительные машины, а нам срочно нужно считать. Как мы поступим?
Без устного счета не сдвинется с места любая работа!
II. Актуализация знаний.
а) Прочитайте выражения, определите порядок действий, и устно найдите значение выражений.
(16∙6+4):25∙18
(480-15∙2):15∙90
(300+150)∙4
- А каким иным способом мы можем найти значение последнего выражения?
300∙4+150∙4
- Какое свойство умножения вы применили? (Распределительное свойство умножения).
- Кто сможет его озвучить?
- Молодцы, ребята, вы хорошо считаете устно и умеете применять распределительное свойство умножения, а это будет нам необходимо на уроке, где нас ждут новые открытия.
б) Я предлагаю вам решить задачу, а помощником будет чертеж.
Дачный участок, имеющий прямоугольную форму, разделили на три части: сад, огород, хозяйственные постройки. Первую часть, размером 25м на 15м, отвели под сад; вторую часть, размером 15м на 15м, заняли под огород; а третью часть с размерами 10м на 15м отвели под постройки. Вычисли площадь дачного участка.
- Какие 2 различных способа решения задачи вы можете предложить?
К доске выходят 2 ученика и решают задачу разными способами.
- Какое выражение можно составить к задаче, решая ее первым способом: (25 + 15 + 10 ) ∙ 15
- Какое выражение можно составить к задаче, решая ее вторым способом: 25 ∙ 15 + 15 ∙ 15 + 10 ∙ 15
- Чему равно значение 1 выражения? (750). А 2 выражения? (750).
- Какой знак мы имеем право поставить? Что вы заметили? ( Решали по разному, а ответы получили одинаковые).
- Зависит ли нахождение S участка от способа вычисления? (нет)
- Посмотрите, какое математическое свойство мы с вами применили?
- А сколько здесь у нас было слагаемых?
- Я думаю мы сможем с вами записать распределительное свойство умножения, которое будет верно и для 3 слагаемых. Чтобы записать его в общем виде, мы будем использовать буквы латинского алфавита.
( a + b + …) ∙ d = a ∙ d + b ∙ d + …
- Что необходимо дописать в левую часть равенства? (с- 3 слагаемое)
- Какое произведение мы допишем в правую часть равенства? (с ∙ d).
Вывод: распределительное свойство будет верно и для 3 слагаемых.
в) Учитель выписывает на доске выражения:
156∙324
156∙(300+20+4)
156∙300+156∙20+…
- Среди данных выражений найдите 2 таких, значения которых будут равны.
- Почему? (Подчиняются распределительному свойству умножения).
- Что нужно дописать в третье выражение, чтобы оно не было лишним?
Вывод: Молодцы ребята, вы хорошо усвоили, что это свойство умножения верно и для 3 слагаемых.
III. Постановка темы урока
- Посмотрите на первые 2 выражения и сформируйте тему урока. (Умножение на трехзначное число.)
- Сегодня мы познакомимся с различными способами записи такого выражения и выберем более удобную.
IV. «Открытие» детьми нового знания
- Я предлагаю вам вычислить произведение чисел 156∙324 любым удобным способом за 1 минуту. Два ученика работают у доски.
- Вы смогли выполнить задание?
- Почему это задание не получилось?
- Чем данный пример отличается от тех, которые встречались нам раньше?
Вывод: Сегодня на уроке мы будем учиться умножать на трехзначное число самым удобным способом.
V. Физкультминутка.
- Давайте посмотрим как автор учебника объясняет нам этот материал.
- Откройте учебник на с.37 найдите правило в красной рамке и прочтите его.
- Ребята, существует алгоритм умножения на трехзначное число.
Алгоритм умножения на трехзначное число:
- Записать трехзначный множитель под данным числом так, чтобы единицы находились под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
- Умножить последовательно на единицы, десятки и сотни трехзначного числа. (В записи сдвинуть число десятков на 1 разряд влево, а число сотен на 2 разряда влево).
- Сложить полученные произведения.
- Что будем делать сначала? (ученик читает 1 пункт алгоритма).
- Что будем делать потом? Какие ошибки нас подстерегают?
VI. Первичное закрепление с проговариванием
- А сейчас мы с вами будем упражняться в умножение на трехзначное число в столбик.
№4, с. 38 – комментирование вслух.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Найдите значение выражений:
- Кто выполнил все задания без ошибок?
- Кто ошибся? Как ты думаешь почему?
VIII. Итог урока
- С каким новым видом умножения мы с вами познакомились?
- Кто может рассказать алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное ?
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня!
Выставление оценок. Домашнее задание (№ 6, с.38).