Урок математики в 3-м классе "Умножение на трехзначное число" ("Школа–2100")

Разделы: Начальная школа


Учебник «Математика. 3 класс. Часть 3.» Петерсон Л. Г.

Цели:

  1. Познакомить с алгоритмом умножения на трехзначное число; провести сравнение между умножением многозначного числа на двузначное и умножением многозначного числа на трехзначное.
  2. Развивать навыки решения текстовых задач;отрабатывать навыки устного и письменного счета; способствовать развитию логического и математического мышления.

Оборудование: доска, чертеж к задаче (формат А 3), таблица «Алгоритм умножения на трехзначное число».

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, какие предметы придумали люди для более быстрого счета? (калькуляторы, счеты, компьютеры)

- Представьте, что сломались все электронно-вычислительные машины, а нам срочно нужно считать. Как мы поступим?

Без устного счета не сдвинется с места любая работа!

II. Актуализация знаний.

а) Прочитайте выражения, определите порядок действий, и устно найдите значение выражений.

(16∙6+4):25∙18

(480-15∙2):15∙90

(300+150)∙4

- А каким иным способом мы можем найти значение последнего выражения?

300∙4+150∙4

- Какое свойство умножения вы применили? (Распределительное свойство умножения).

- Кто сможет его озвучить?

- Молодцы, ребята, вы хорошо считаете устно и умеете применять распределительное свойство умножения, а это будет нам необходимо на уроке, где нас ждут новые открытия.

б) Я предлагаю вам решить задачу, а помощником будет чертеж.

Дачный участок, имеющий прямоугольную форму, разделили на три части: сад, огород, хозяйственные постройки. Первую часть, размером 25м на 15м, отвели под сад; вторую часть, размером 15м на 15м, заняли под огород; а третью часть с размерами 10м на 15м отвели под постройки. Вычисли площадь дачного участка.

- Какие 2 различных способа решения задачи вы можете предложить?

К доске выходят 2 ученика и решают задачу разными способами.

- Какое выражение можно составить к задаче, решая ее первым способом: (25 + 15 + 10 ) ∙ 15

- Какое выражение можно составить к задаче, решая ее вторым способом: 25 ∙ 15 + 15 ∙ 15 + 10 ∙ 15

- Чему равно значение 1 выражения? (750). А 2 выражения? (750).

- Какой знак мы имеем право поставить? Что вы заметили? ( Решали по разному, а ответы получили одинаковые).

- Зависит ли нахождение S участка от способа вычисления? (нет)

- Посмотрите, какое математическое свойство мы с вами применили?

- А сколько здесь у нас было слагаемых?

- Я думаю мы сможем с вами записать распределительное свойство умножения, которое будет верно и для 3 слагаемых. Чтобы записать его в общем виде, мы будем использовать буквы латинского алфавита.

( a + b + …) ∙ d = a ∙ d + b ∙ d + …

 - Что необходимо дописать в левую часть равенства? (с- 3 слагаемое)

- Какое произведение мы допишем в правую часть равенства? (с ∙ d).

Вывод: распределительное свойство будет верно и для 3 слагаемых.

в) Учитель выписывает на доске выражения:

156∙324

156∙(300+20+4)

156∙300+156∙20+…

- Среди данных выражений найдите 2 таких, значения которых будут равны.

- Почему? (Подчиняются распределительному свойству умножения).

- Что нужно дописать в третье выражение, чтобы оно не было лишним?

Вывод: Молодцы ребята, вы хорошо усвоили, что это свойство умножения верно и для 3 слагаемых.

III. Постановка темы урока

- Посмотрите на первые 2 выражения и сформируйте тему урока. (Умножение на трехзначное число.)

- Сегодня мы познакомимся с различными способами записи такого выражения и выберем более удобную.

IV. «Открытие» детьми нового знания

- Я предлагаю вам вычислить произведение чисел 156∙324 любым удобным способом за 1 минуту. Два ученика работают у доски.

- Вы смогли выполнить задание?

- Почему это задание не получилось?

- Чем данный пример отличается от тех, которые встречались нам раньше?

Вывод: Сегодня на уроке мы будем учиться умножать на трехзначное число самым удобным способом.

V. Физкультминутка.

- Давайте посмотрим как автор учебника объясняет нам этот материал.

- Откройте учебник на с.37 найдите правило в красной рамке и прочтите его.

- Ребята, существует алгоритм умножения на трехзначное число.

Алгоритм умножения на трехзначное число:

  1. Записать трехзначный множитель под данным числом так, чтобы единицы находились под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
  2. Умножить последовательно на единицы, десятки и сотни трехзначного числа. (В записи сдвинуть число десятков на 1 разряд влево, а число сотен на 2 разряда влево).
  3. Сложить полученные произведения.

- Что будем делать сначала? (ученик читает 1 пункт алгоритма).

- Что будем делать потом? Какие ошибки нас подстерегают?

VI. Первичное закрепление с проговариванием

- А сейчас мы с вами будем упражняться в умножение на трехзначное число в столбик.

№4, с. 38 – комментирование вслух.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Найдите значение выражений:

- Кто выполнил все задания без ошибок?

- Кто ошибся? Как ты думаешь почему?

VIII. Итог урока

- С каким новым видом умножения мы с вами познакомились?

- Кто может рассказать алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное ?

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня!

Выставление оценок. Домашнее задание (№ 6, с.38).