Цель: расширить знания детей о писателе, его произведениях; развивать творческие способности; дать возможность блеснуть эрудицией, знанием произведений; воспитывать бойцовский дух, умение работать в команде;
Оформление: портрет Н. Н. Носова; выставка книг автора; детские рисунки к прочитанным произведениям, поделки; тексты телеграмм; вещи для бюро находок; отрывков из рассказов/ тексты/; компьютер; проектор; презентация.
Ход игры
Ведущий. Сегодня мы будем говорить о произведениях одного детского писателя. Эти произведения любят и дети, и взрослые. Рассказы этого автора заставляют читателей задуматься над своими поступками, воспитывают, высмеивают недостатки, но делают это очень по-доброму. Много юмора и веселья в его произведениях. Родился этот человек 23 ноября 1908 года в городе Киеве в семье актёра. Когда вырос, окончил институт кинематографии. Почти 20 лет, с 1932 по 1951 годы работал в кино. Был режиссёром «Мосфильма». Писать начал с 1938 года. За свои заслуги в писательском деле неоднократно получал государственные премии, ордена:
- Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался очень важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградилили 1943 году боевым орденом Красной Звезды.
- 1952 год - Сталинская премия за повесть «Витя Малеев в школе и дома»;
- 1967 год – орден трудового Красного Знамени с формулировкой «За заслуги в развитии советской литературы»;
- 1969 год – за романы-сказки о Незнайке премия РСФСР имени Н. К. Крупской
Книги его переведены на разные языки и с таким же удовольствием, как у нас в стране, читаются за рубежом. В 50-х годах в Японии даже открыли детский кондитерский магазин под названием «Незнайка».
26 июля 1976 года Николая Николаевича не стало, но память о нём жива. Герои его произведений никогда не старятся. Вот и сегодня мы будем говорить о его героях.
l. Визитная карточка.
- представление команд
- жюри игры
- программа игры
ll. Разминка.
Ведущий. Капитаны получите задание. На ваших листах зашифрованы названия рассказов. Чья команда готова? («Огурцы», «Заплатка»)
- Вы читали рассказы? Продолжите цепочку названий.
(Команды называют прочитанные рассказы. За каждое название 1 балл)
- Слово жюри.
III. Юные художники.
Ведущий. Каждая команда приготовила дома рисунки. Все присутствующие их посмотрели. Слово предоставляется жюри….
Ведущий. /Представление книги «Мишкина каша», издательство «Самовар»/
- Анатолий Савченко /художник-оформитель этой книги/ предлагает вам поиграть. Назовите рассказы, к которым были сделаны рисунки.
lV. «Откуда эти строки?»
/Литературное дерево; на листочках написаны отрывки из рассказов/
- «…Потом мама уехала, а мы с Мишкой решили пойти на речку рыбу ловить. Наладили удочки, накопали червей…» («Мишкина каша»)
- «…Котька стал плакать:
- Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
- Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка!
- Ну как тебе не стыдно! Ведь дедушка отвечает за …. Узнают, что пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?» («Огурцы») - «Он взял свисток и подул в него. Свисток звонко, переливчато засвистел. Виталику очень понравилось, как он свистит. Ему захотелось иметь свисток, но он не мог сразу решиться и сказал:
- А где у тебя будет жить рыбка? У тебя ведь аквариума нет?» («Карасик») - «В кино они взяли билеты и купили два мятных пряника. Вдруг зазвонил звонок. Костя бросился занимать место, а Шурик где-то застрял. Вот Костя занял два места. На одно сел сам, а на другое положил …. Вдруг пришёл незнакомый гражданин и сел» («Замазка»)
- «Мальчик вышел во двор, но ребят во дворе не было. Тогда он побежал за ворота, и вот тут-то случилась эта история. Как раз в это время по улице шла старушка. Он подпустил её поближе – и как бабахнет из пистолета! Старушка вздрогнула и остановилась. Потом говорит:
- Уф, как я испугалась! Это ты тут из пистолета палишь?» («Саша») - «И все согласились. И так и сделали. Когда мамы пришли в детский сад на праздник, вместе с ними пришла и бабушка… И все увидели, что она в красивом праздничном платье, а волосы у неё совсем белые, на лице много морщин, а глаза добрые, ласковые..» («Бабушка Динь»)
- « Он развинтил трубку, вынул из неё какие-то железки и стал отковыривать круглую пластинку, которая была внутри..» («Телефон»)
- «На следующее утро мы раньше всех примчались на огород и стали копать. Потом Мишка выпросил у Вити рулетку и принялся землю мерить, сколько у нас на участке вскопано и сколько осталось.» («Огородники»)
Ведущий. Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», отнёс в журнал « Мурзилка ». Рассказ напечатали. Это было в 1938 году. За этим рассказом последовали другие: «Живая шляпа», «Огурцы», «Фантазёры», «Заплатка»…Они печатались в детских журналах «Мурзилка », «Костёр», «Затейник» и газете «Пионерская правда». В 1954 году вышел первый сборник рассказов «Тук-тук-тук».
- Когда вы читали рассказы Н. Н. Носова, не заметили ли вы, что в них общего? Чем они отличаются от рассказов других авторов? Как автор относится к своим героям? Можно ли сказать, что автор смеётся над ними?
Ведущий. Главными героями этих рассказов стали симпатичные мальчишки Мишка и Костя. Главным зачинщиком всех приключений и проказ выступает обычно Мишка, заядлый фантазёр и великий путаник. К своим затеям он подключает и друга Костю. - А теперь слово жюри.
V. Конкурс «Пойми меня»
Ведущий. Капитаны берут карточки с названием произведения и выходят из класса с членом жюри. Называют члену жюри 4 слова, которые ассоциируются у него с названием произведения. Капитан возвращается в класс. Члены команды называют по 4 слова своих за отведённое время. Жюри считает количество совпадений.
«Федина задача» «Живая шляпа»
Vl. Домашнее задание
Ведущий. Каждая команда приготовила инсценировку отрывка рассказа. Задача противника разгадать название. Учитываются артистические способности.
Vll. Конкурс «Телеграмма»
Ведущий. К нам на игру пришли телеграммы от героев произведений Н. Н. Носова. Ваша задача назвать героя и название рассказа.
- Горка получилась хорошая скользкая. (Котька, «На горке»)
- Милая мамочка разреши мне держать щеночка маленького он очень красивый рыжий ухо чёрное я очень его люблю. (Мишка, «Дружок»)
- Васька миленький как же ты шляпу попал. (Вадька, «Живая шляпа»)
- Нет голубчик не проси что игра огнём слушать ничего не желаю. (Бабушка, «Шурик у дедушки»)
Vlll. Бюро находок.
Ведущий. Помогите героям рассказов Н. Н. Носова разыскать свои вещи.
- ТЕЛЕФОН
- ВЕДРО МОРОЖЕНОГО
- ИГЛА С НИТКОЮ
- СВИСТОК
- ПИСТОЛЕТ С ПИСТОНАМИ
- УДОЧКИ
lX. Подведение итогов. Награждение.
Ведущий. Слово предоставляется жюри.
Ведущий. Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, уметь рассказать самому о каком-нибудь забавном случае. В этом вам помогут рассказы Н. Н. Носова. Книги Носова читают, они не залёживаются на полках. Так что, кто ещё не читал про Незнайку, про весёлых друзей Мишку и Костю отправляйтесь в библиотеку и возьмите «Приключения Незнайки» и сборники весёлых рассказов.