Начальный этап развития навыков игры на фортепиано

Разделы: Музыка


Цель урока: Формирование исполнительских навыков на фортепиано.

Задачи урока:

  • Освоение исполнительской техники
  • Приобретение навыков позиционной игры
  • Продолжение знакомства с музыкальными терминами.
  • Развитие навыка игры в ансамбле на фортепиано и металлофоне.
  • Подбор мелодии по слуху.
  • Работа над интонацией.
  • Совершенствование навыка игры поп legato.
  • Разучивание способа звукоизвлечения на legato.

Оборудование:

  • Фортепиано
  • Нотная литература
  • Металлофон
  • Наглядный материал

План урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и плана урока, представление студента.
  2. Основная часть. Развитие профессиональных навыков игры на фортепиано.

2.1. Приведение рук в рабочее состояние перед игрой на фортепиано,  (работа над двигательным аппаратом)

  • Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса.
  • Упражнения на мелкую моторику.
  • Супинация и пронация рук и пальцев.
  • Постановка руки.

2.2. Разучивание музыкального произведения К. Лонгшамп-Друшкевича «На льду».
2.3. Работа над ансамблем И. Берковича" Мелодия".
2.4. Подбор на металлофоне и пение детской песни "Василёк".

  1. Подведение итога учебного занятия,
  2. Информация о домашнем задании.

Ход урока

Урок проводится со студенткой I курса специализации «Организация воспитательной деятельности» Олёной М. Студентка ранее, до поступления в колледж, не обучалась игре на музыкальных инструментах, в связи с чем обучение нотной грамоты и постановка руки - всё начато с «нуля».

Начальный этап развития навыков игры на фортепиано включает в себя не только приведения аппарата в рабочее состояние, но и приобретение основ исполнительской техники на инструменте и получение базовых знаний по музыкальной теории, так как без знания нот, владения терминологией и применения своих знаний на практике, студент не сможет читать с листа ноты музыкальных произведений, извлекать различные по характеру звуки инструмента.

До первого прикосновения к клавишам, я занимаюсь со студентами несколько минут гимнастикой, что позволит полностью организовать пианистический аппарат и подготовит руку к игре сочным, красивым звуком. (Приложение №1)

Стоя:

  • Поднять ненапряжённые вверх руки, вдох, опустить с наклоном вниз, выдох
  • Смена уровня рук вверх, к плечу, опустить вниз.
  • Маятник.

Сидя:

  • Повороты головы.
  • Открывать и захлопывать одновременно все пальцы.
  • «Иди ко мне». Рука вытянута, сустав не «ломающийся», темп как медленный так и быстрый.
  • «Прощание» свободно и естественно.
  • «Щепотка» Быстро и легко.
  • «Соринка с колен» мгновенно и легко, кисть не участвует.
  • Бросок освобождённой руки на колени ладонью, затем на пальцы.

Упражнения на мелкую моторику:

  • «Хлебные шарики» 1-2,1-3,1-4,1-5.
  • То же, но прижимая.как бы прощупывая пальцы.
  • «Веер на колене» Растяжение, ладонь лежит полностью на колене.
  • Подбираем закруглённые пальцы и по два раза «играем» каждым не отрывая других от поверхности. Исполняется на колене.

Упражнения на супинацию и пронацию:

  • Пальцами рисуем в воздухе закруглённые линии. Поочерёдно, не спеша.
  • Супинация кисти.
  • то же на клавише, встав на 3 палец.

Первоначальные упражнения должны быть направлены на освоение культуры игровых навыков

Упражнение с карандашом. Почувствуй, как подушечка должна стоять на клавише!

Так же палец стоит, исполняя туше в следующем упражнении.

  • Дуговые переносы кисти, упр. «Радуга» Перелёты через октаву. Формирование гибкого, пластичного движения всей руки.
  • Легато по две и более нот. Этот же приём игры используется и в пьесе, которую мы сейчас начнём разучивать.

Разучивание пьесы К. Лонгшамп-Друшкевича «На льду».

Вопрос:

  • Какой штрих используется для связного голосоведения? (легато)
  • Не связного голосоведения? (нон легато)
  • Этот же штрих используется и в пьесе И. Берковича «Мелодия», которую мы продолжим разучивать.

Вопрос:

  • Пьеса написана для одного исполнителя? (Двух)
  • Что такое ансамбль?
  • Эта пьеса написана для двух исполнителей, как называется ансамбль двух исполнителей? (дуэт)

Эту же пьесу можно исполнять в ансамбле с металлофоном. При игре дается понятие ауфтакт (показ вступления).

Вопрос:

  • Как переводится термин «Металлофон»? («Фон» - звук, «металл» -материал, из которого сделаны пластины инструмента.)

На первых уроках мы с тобой разучивали детскую песню «Василек»... Вспомни, как движется мелодия, с какой ноты начинается пьеса? (ФА) На металлофоне эта нота обозначается буквой "F". Подбери на металлофоне. Вспомни слова песенки.

Поём, показывая ауфтакт.

Итак. Подведём итог урока.

С чем мы сегодня познакомились?

Какие слова-термины повторили и выучили?

Способы звукоизвлечения?

Способ игры (педалью)?

Исполнительские формы: индивидуальная игра, ансамбль (два вида дуэта: на фортепиано в четыре руки и фортепиано - металлофон).

Домашнее задание:

Повторять на немой клавиатуре и перед зеркалом упражнения.

Самостоятельная подготовка за инструментом в кабинете.

Самоанализ урока. Преподаватель: Фёдорова Г.В.

Обучение игре на музыкальном инструменте – сложный и многогранный процесс, который зависит не только от индивидуальных способностей, но и от усидчивости, характера, темперамента студента – всё это приходится учитывать при составлении программы. Правильно же подобранная программа позволяет студенту обучаться легче и быстрее, а значит испытывать положительные эмоции на уроках индивидуального обучения.

Олёна М, студентка 1 курса, отделения ОВД. Имеет хорошие природные данные: ритмический и мелодический слух, музыкальную память. Музыкой профессионально не занималась, поэтому навыков пения, игры на музыкальном инструменте, подбору на слух у неё нет. Проявляет повышенный интерес к музыкальным занятиям, в связи с чем, за короткий промежуток времени были восполнены пробелы в знаниях, умениях и приобретены первоначальные пианистические навыки. Студентка не очень усидчива, но это не мешает ей ответственно относится к учёбе, добросовестно выполнять все задания, что позволяет проводить урок в творческой доброжелательной атмосфере, и способствует спокойному состоянию, без которого трудно добиться свободы самоощущения.

Тема урока: «Формирование исполнительских навыков на фортепиано».

Исходя из темы урока, думаю, что обучающий аспект триединой цели урока можно сформулировать широко: освоить исполнительскую технику, отработать у студента умение анализировать состояние своего пианистического аппарата, выполняя упражнения на различные виды техники и постановку руки. Этот вид деятельности многократно проводится на всех занятиях и работа над ним ведётся с первого урока. Целью этих упражнений является доведение выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты. Форма работы: индивидуальная.

Применяемые методы соответствуют задачам, поставленным на уроке. Они развивают речь, усиливают коммуникативность, обогащают словарный запас студента, развивают внимание, воображение и фантазию.

  • наглядные;
  • демонстрация упражнений;
  • практические (игра в ансамбле с преподавателем);
  • словесные (сообщение новых знаний.);
  • дифференцированный;
  • анализ.

На протяжении урока подчёркивалась связь с жизнью и практикой, проводилась профессионально значимая мотивация деятельности.

В работе с Олёной я использую дифференцированный подход в обучении: игру на металлофоне по системе К. Орфа. Помимо того, что этот вид деятельности является стимулирующим фактором в процессе обучения, закладывает фундамент музыкальности, воспитывает творческое начало, творческое мышление, но и в дальнейшем найдёт применение в профессии, в новых жизненных условиях. А умение активно и творчески оперировать полученными в колледже знаниями создадут основу для развития личности, позволят будущему педагогу встать на более высокую ступень развития.

В работе со студенткой учитывались её индивидуальные особенности и стремление познать новое.

Подведение итога урока - обобщающее повторение и закрепление изученного материала, анализ проделанной работы (проверка и оценка результата).

В конце урока проводится инструктаж, даются рекомендации к выполнению домашнего задания, которое основано на изученном материале. Являясь самостоятельной формой обучения, домашняя работа дополняет урок и выполняет функцию непрерывного образования, дисциплинирует, помогает повторить, закрепить материал, знания, умения и навыки, полученные на уроке на уровне обобщения.

Методы и формы обучения на уроке соответствовали в целом триединой цели занятия.

Воспитательные задачи во время урока осуществлялись через создание творческой деловой атмосферы, в сочетании с требовательностью и уважением к личности студента; доброжелательное отношение педагога и студента через организацию индивидуальной формы работы и создание дружеской обстановки, что способствовало достижению воспитательных задач.

Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Занятие проведено результативно. Цели и задачи, поставленные на уроке, реализованы, в результате успешной работы на уроке сформированы первоначальные умения и навыки игры на фортепиано, что, несомненно, скажется на дальнейшем обучении. Студентка заслужила положительную оценку.