Цели: закреплять знание изученных букв. Распространить понятие «опасности письма» на парные по звонкости-глухости согласные Вв-Фф, Жж-Шш. Работать над развитием речевых, читательских навыков. Воспитывать трудолюбие, прививать дружеские отношения.
Оборудование: мультимедийная презентация, сигнальные звуковые карточки, шапочки для обозначения ударного гласного, опасных букв; таблички со словами. Учебник Букварь: Мой первый учебник. 2 часть. М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приложение. (Слайд 1).
Тише, мыши, тише, мыши –
Кот сидит на нашей крыше.
Что собрался делать кот?
Делать всё наоборот!
Нужно встать, а он сидит,
Сесть сказали – он стоит.
Мы не будем, как тот кот
Делать всё наоборот.
2. Повторение. Введение в тему урока.
- (Слайд 2) –А что мы сегодня будем делать, попробуйте сказать мне вы. Рассмотрите внимательно таблицу.
- Повторяем буквы, которые мы узнали на прошлых уроках. Назовите их. (Фф, Жж)
- Назовите буквы, которые мы узнали раньше.
- Что в этой рамке необычного? Что подсказывают чёрточки от букв В и Ф? (Эти буквы обозначают парные по твёрдости-мягкости согласные).
- Почему таких чёрточек нет у букв Ж и Ш? (Обозначают только твёрдые).
- А у нас беда – буквы рассыпались.
- (Слайд 3) Игра «Слова рассыпались»
- Прочитайте слоги. Составьте из них слова.
Со |
|
|
фы |
Шка |
|
|
вы |
Шар |
|
|
пы |
Шля |
|
|
ки |
Жур |
|
|
налы |
(Слайд 3).
– Проверим. (Чтение хором слов).
- Молодцы!
- Чем похожи эти слова? (Обозначают много предметов).
- Кто здесь лишний? (Совы, потому что это предмет природы, а остальные предметы - рукотворный мир).
- Мудрая сова приглашает посетить уголок природы, в котором живут самые разные животные.
Игра « Верно-неверно».
- Прочитайте слова, посмотрите верно или неверно подписан рисунок. (На слайдах фотографии животных с подписями. Дети читают надпись, решают, верная или нет надпись. Если слово неверное, оно убирается и появляется правильное слово.)
(Слайд 4). Львы – жаба,
(Слайд 5) Жирафы
(Слайд 6) Фламинго
(Слайд 7) Жаба - мартышка
(Слайд 8) Грифы - журавли
(Слайд 9) Мартышки - жирафы
- Где живут эти звери? Прочитайте предложение.
(Слайд 10). Львы и жирафы – звери из Африки.
- Но наш лев живёт не в Африке. Он живёт в квартире, значит пользуется нашей речью. Чтобы вспомнить секрет письма, он предлагает нам вспомнить буквы согласных, которые могут « спорить» при письме.
- Посмотрите на таблицу опасностей письма. Что вы знаете о парных по звонкости-глухости согласных на конце слова? (Это опасное место. Парным по звонкости-глухости согласным на конце слова доверять нельзя.)
- Здесь все парные по звонкости-глухости согласные? (Нет пары в-ф, ж-ш).
- Значит, нам нужно проверить, есть ли на месте этих букв опасности?
3. Работа над темой урока.
1. Наблюдение за звуками на конце слов (в-ф).
(Слайд 11. Схемы слов).
- Перед нами схемы слов. Нам нужно послушать и сравнить в них последние звуки.
- Лев. Какой звук слышите на конце слова? (Дети показывают звуковые сигнальные карточки)
- Шарф. Какой звук услышали в конце слова?
- Шкаф. Какой звук услышали в конце слова?
(Слайд 12)
- Посмотрим, как пишутся эти слова. Что вы увидели? (В слове лев на месте звука ф пишется буква в, а словах шарф и шкаф – буква ф)
Вывод:
- Значит, звукам В и Ф на конце слова доверять можно?
- Парным по звонкости –глухости согласным В и Ф на конце слова доверять нельзя.
- Давайте поместим их буквы в таблицу «опасностей письма». (Наглядная таблица опасностей письма).
2. Наблюдение за звуками (ж-ш) на конце слов.
- (Слайд 13). Давайте проверим последнюю пару согласных Ж-Ш. Кто нарисован на картинке? (Уж)
- Что стоит рядом? (Шалаш).
- Послушайте последний звук в словах. (Сигнальные карточки).
- Услышали одинаковый глухой звук Ш. Посмотрите, как пишутся эти слова.
(Слайд 14) (Уж, шалаш).
Вывод:
- Парным согласным Ж-Ш тоже доверять нельзя.
- Поместим и эту пару согласных в таблицу «опасностей письма».
- Учебник. Стр. 54. таблица опасностей.
3. Обобщение: теперь вы знаете, что когда на конце слов видите любые буквы парных звонких и глухих согласных звуков, то это «опасные при письме места». Давайте вместе назовём глухие звуки, которые на конце слов скрываются за каждой из этих пар букв.
Вот что получается: звук на конце слова всегда глухой, а буквы иногда глухого звука, а иногда – звонкого.
- А теперь мы будем читать, находить «опасные места» среди согласных на конце слов и проверять наши выводы.
4. Закрепление. Упражнение в чтении.
1. Текст про льва.
- Снова лев из сказки с нами. Узнаем, что он может делать.
(Слайд 15). Текст про льва.
(Чтение детьми хором за учителем).
- Куда залез лев?
- Что он взял?
- Найдите слова, в которых на конце опасное место. (Дети выходят к экрану и указывают «опасные места». Остальные ребята условным знаком соглашаются с ним или нет. Доказывают своё мнение)
2. Игра «Живые слова».
(У детей на партах лежат буквы разрезной азбуки. Учитель читает текст и называет некоторые слова для составления. Дети выходят к доске и составляют слова из букв разрезной азбуки. Ребёнку, который держит букву ударного, одевают шапочку с ударением. Ребятам, которые держат опасные буквы, одевают красные шапочки.)
- Летом наш знакомый сказочный лев решил пойти на пляж отдохнуть. Он перешёл через мост и попал на пруд.
(л е в п я ж м о с т р у д).
3. Учебник. Стр. 55, рисунок.
- Кого вы видите на рисунке?
- Что делают ребята?
- Послушайте текст и подумайте, как его можно озаглавить? (Учитель читает текст вслух).
(Ребята чистят каток).
- Для кого ребята чистили каток?
- Что про них можно сказать?
- Прочитаем ещё раз предложения вслух. Кто из вас хороший сыщик и найдёт слова с опасностью на конце слова в карточках на парте?
(Работа в парах по карточкам. В словах нужно отметить парные по звонкости-глухости согласные на конце слов).
Каток, снег, укроп, грибы, пруд, рукава.
- Проверка по слайду. (Слайд 16)
5. Итог урока.
- О каких буквах говорили на уроке?
- Что вы о них запомнили?
- Назовём хором буквы парных согласных, на месте которых на конце слова появляется опасное место.
- Все встаньте. Покажите мне, с каким настроением вы уходите с урока. (Сигналы – фигурки лиц с настроением).