Урок химии в 8-м классе на тему "Простые вещества-неметаллы"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Принципы государственной политики в области образования, изложенные в законе РФ «Об образовании», в национальной доктрине образования в РФ и развивающиеся в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 год», а также основные направления развития российского образования, изложенные в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», требуют чтобы учащиеся и выпускники школ могли легко ориентироваться в ситуации выбора, были самоактуализирующимися и конкурентоспособными личностями, с развитыми ключевыми компетенциями. Исходя из выше сказанного, образование должно стать культуросообразным, необходим поворот компонентов образования к человеку, как к субъекту, способному к саморазвитию. Таким образованием выступает личностно-ориентированное образование и компетентностный подход к самому процессу обучения, эпицентром которых является человек, с развитыми основными компетенциями, умеющий ориентироваться в любых ситуациях, самодостаточный и самоактуализирующийся. Именно при организации личностно-ориентированного образования на основе компетентностного подхода происходит личностно-смысловое развитие учащихся, поддерживается их инициативность, создаются условия для развития ключевых компетенций личностей, что способствует формированию личностей, умеющих видеть и самостоятельно решать жизненные проблемы.

Поэтому в своей работе я особое внимание уделяю именно личностно ориентированному подходу, элементам технологии И. С. Якиманской, методам и способам формирования ключевых компетенций детей. При составлении и разработке своих уроков опираюсь на следующие принципы: принцип самоактуализации школьников, как потребность учащихся в актуализации своих способностей; принцип индивидуализации, который способствует формированию индивидуальности личности ученика; принцип субъектности – отношение к каждому ученику как к субъекту, обладающему субъектными полномочиями в проявлении своей индивидуальности, активности в любой деятельности; принцип выбора – создание ребенку условий для постоянного выбора целей, форм, способов организации деятельности; принцип творчества и успеха – создание ситуаций для проявления детьми своих творческих способностей; принцип доверия и поддержки, как всеобъемлющая поддержка ребенка в его самореализации и самоутверждении.

Учитывая выше изложенные принципы и изучив критерии личностно-ориентированного урока мною была сконструирована своеобразная модель личностно-ориентированного урока, объединяющая в себе критерии, особенности, требования к личностно-ориентированному уроку, на основе принципов личностно-ориентированного обучения и компетентностного подхода (см. Приложение №1). При разработке этой модели я уделяла внимание конкретной поочередности этапов урока, которая не является стационарной, по желанию учителя этапы можно поменять местами («От перемены мест слагаемых – сумма не меняется!»). Обращает на себя внимание повторение некоторых этапов («Положительный эмоциональный настрой учащихся на работу»), но на мой взгляд, это обязательно, так как при этом учащиеся начинают себя чувствовать увереннее на уроке, комфортнее.

Цель урока: создать условия для развития ключевых компетенций школьников через формирование полного представления о неметаллах, об их характерных отличиях от металлов.

Задачи урока:

  1. Способствовать повторению и запоминанию важнейших понятий курса химии 8 класса для подготовки учащихся к естественному и быстрому усвоению нового материала.
  2. Содействовать развитию учебно-познавательной, коммуникативной компетенций учащихся, через развитие логического мышления, памяти, речи учащихся, их умения выделять главное из общего, сравнивать и делать выводы.
  3. Способствовать воспитанию в детях умения правильно строить ответы, работать у доски, умения вести диалог и работать в парах, фронтально и индивидуально, осуществлять адекватный выбор задания по своим возможностям в ситуации выбора.

Оборудование: карточки со знаками химических элементов, индивидуальные карточки для контроля знания названий и произношений знаков химических элементов; таблички с терминами по строению атома (см. Приложение №2), рабочие тетради по химии 8 класса к учебнику Габриеляна О. С. – М.: Дрофа, 2003 год, а также образцы для демонстрации: сера, графит, красный фосфор.

Оформление доски: в правом левом углу доски написано стихотворение:

Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, серебро, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать
Всем им ртуть – родная мать.

По средине доски сверху оставлено место для записи темы урока, а ниже записан план урока:

  1. Повторение материала прошлого урока.
  2. Проведение разминки: а) термины, б) строение атома, в) знаки хим. элементов, г) хим. связь.
  3. Изучение нового материала (текст учебника, рабочая тетрадь).
  4. Запись домашнего задания.
  5. Подведение итогов урока.

Также на доске начерчены схемы-конструкторы: по видам хим. связи и по строению атома:

Рисунок №1

Рисунок № 2

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение материала прошлого урока:

(Интрига + Вспоминание = Мотивация к целепологанию):

Начать сегодняшнее занятие я хотела бы со стихотворения, в котором есть ошибка, которую нам предстоит вскоре найти на уроке (учитель зачитывает стихотворение, записанное на доске- см. «Оформление»).

Ребята, прослушивая данное стихотворение, Вы, наверное, вспомнили тему прошлого урока…Что мы изучали на прошлом уроке? (Учитель обращается к детям и получает ответ: «Металлы», при этом учитель хвалит детей за сообразительность).

(Учитель ведет фронтальную беседу по материалам прошлого урока:)

- Что такое металлы?

- Где в таблице Д. И. Менделеева они расположены?

- В чем особенности строения их атомов?

- Что происходит с внешними электронами металлов в химических реакциях?

- Какие свойства металлов Вам известны?

(Ответ каждого отвечающего сопровождается похвалой учителя, что способствует положительному настрою учащихся на дальнейшую работу).

А теперь, ребята, вспомнив все про металлы, давайте вернемся к стихотворению и попробуем обнаружить ошибку в нем. Как только мы это сделаем - мы узнаем тему сегодняшнего урока. (Учитель опять обращает внимание учащихся на текст стихотворения и получает версии учащихся: «Сера находится не в левом нижнем углу таблицы Д. И. Менделеева, а в правом верхнем, и у нее на внешнем уровне больше чем 3 электрона, значит, она не является металлом!»)

Итак, ребята, правильно – сера не является металлом! (учитель благодарит детей за помощь). А чем же она является? (учащиеся помогают: « Сера не является металлом, значит она – неметалл!»).

3. Целепологание:

Таким образом, тема нашего урока сегодня «Простые вещества – неметаллы».

(Учитель записывает тему на доске, а учащиеся в своих тетрадях).

Ребята, а глядя на формулировку темы урока, что мы должны сегодня узнать на уроке, что должны изучить? Помогите мне сформулировать цели урока! (учащиеся формулируют цели урока, а учитель обобщает сказанное, хваля ребят за правильные предположения).

Правильно, ребята, цель нашего урока сегодня заключается в том, чтобы:

  • разобраться в особенностях строения атомов неметаллов;
  • найти их место в таблице Менделеева Д. И.;
  • изучить их физические свойства, а также вспомнить явление аллотропии на примере неметаллов.

И все в сравнении с металлами!

4. План урока:

Сегодня мы будем работать по следующему плану (учитель обращает внимание учащихся на план урока, записанный на доске – см. Оформление.)

5. Разминка (учитель обращает внимание учащихся на план урока на доске):

А) Термины: (Учитель дает определение к термину, а учащиеся говорят сам термин; и, наоборот, - учитель дает термин, а учащиеся говорят его определение)

  • Окружающие нас предметы – это ….? (физические тела)
  • То, из чего они состоят, называется - …? (веществом)
  • Вещество состоит из -…? (молекул)
  • А молекулы состоят из -…? (атомов)
  • Определенный вид атомов называется -…? (химическим элементом)
  • Химический элемент может быть в виде одного из трех возможных состояний - …? (свободное состояние, в составе простого вещества или в составе сложного вещества)
  • Простое вещество – это…? (вещество, состоящее из атомов одного химического элемента)
  • Сложное вещество – это…? (вещество, состоящее из атомов разных химических элементов.) (Каждый правильный ответ учащихся учитель сопровождает одобрительными словами, улыбкой, кивком головы).

Б) Строение атома:

(Учитель обращает внимание учащихся на схему-рисунок, начерченный на доске – см. Рисунок №2, и на таблички с названиями составных частей строения атома – см. Приложение №2. Учитель просит вспомнить строение атома и заполнить схему, прикрепив (с помощью скотча) таблички к схеме на доске. Учащиеся по желанию, по одному выходят к доске, выбирают термин и прикрепляют его к схеме, давая пояснения). Получается следующая схема:

В) Знаки: (Учитель обращается к учащимся с вопросами, направленными на актуализацию следующего раздела разминки):

Ребята, а зачем нужны знаки химических элементов? Какую роль они играют в химии?(Учащиеся отмечают особую важность знаков хим. элементов для химии; они сравнивают знаки хим. элементов в химии с буквами в русском языке).

Хорошо, ребята, если Вы понимаете важность знаков хим. элементов для химии, то можете продемонстрировать их знание! (Учитель просит приготовить индивидуальные карточки со знаками хим. элементов и предлагает учащимся поработать с ними – см. Приложение №3.) Учитель проводит фронтальную проверку знаний знаков хим. элементов: их русских названий и произношений, затем предлагает учащимся поработать в парах, а затем предлагает индивидуальную работу:

Я предлагаю, Вам ребята, самим выбрать в какой форме Вы будете демонстрировать свои знания – письменно, на карточках (см. «Приложение№3») или устно - по случайно выбранным индивидуальным карточкам. (Учащиеся осуществляют выбор и приступают к работе – одни письменно, другие - устно по случайно выбранным карточкам, произнося русское название элемента и его химическое произношение; после устных ответов учащихся по 5 выбранным карточкам, учитель собирает карточки у ребят, работающих письменно, и говорит, что оценки за эту работу ребята узнают в конце урока).

Г) Хим. связь:

(Учитель обращает внимание учащихся на схему, начерченную на доске (см. Рисунок № 1) и просит учащихся помочь заполнить её): Ребята, как атомы хим. элементов связываются друг с другом в веществах? Вспомните виды химической связи между атомами в веществах и помогите мне заполнить данную схему. (Учащиеся по желанию выходят к доске и записывают название хим. связей вместо знаков вопроса, дают пояснения, приводят примеры веществ по просьбе учителя.) В итоге перед глазами учащихся появляется следующая схема:

(Учитель благодарит учащихся за активную работу в разминке, объявляет о ее окончании, а сам возвращается к плану урока на доске, высказывая свою уверенность в том, что теперь учащиеся абсолютно готовы к усвоению нового материала).

6. Новый материал:

А теперь, ребята, давайте поработаем с учебником. Откройте учебник – п. 14, с. 51 , и ответьте на вопрос: «Что такое «Неметаллы»?», определение запишите в тетради. (Учащиеся открывают учебники, находят данное определение и выписывают его в тетради, учитель обсуждает с учащимися выписанное определение).

Ребята, откройте п. 14 и найдите таблицу. В данной таблице приведены сведения о физических свойствах металлов и неметаллов. Сравните физические свойства металлов и физические свойства неметаллов и найдите общее и различное. ( Учащиеся работают с учебником в течение нескольких минут, а затем обсуждают с учителем выявленные сходства и различия физических свойств металлов и неметаллов, а учитель постоянно оказывает положительную эмоциональную поддержку каждому отвечающему).

Посмотрите на таблицу Д. И. Менделеева на форзаце учебника, на цвет знаков химических элементов в ней, и скажите какое место в таблице Д. И. Менделеева занимают неметаллы, затем выполните задание №1 на стр. 38 в рабочих тетрадях. ( Учащиеся выполняют задание, а после обсуждают его с учителем, который обобщает ответы учащихся и благодарит их за работу).

Теперь, ребята, вспомните строение атомов и выполните задание №2 на стр. 38 в рабочей тетради, затем выберите один из предложенных неметаллов и запишите его электронную формулу. (Учащиеся выполняют задание, а затем по желанию выходят к доске, записывают электронные формулы выбранных атомов неметаллов. Каждого учащегося учитель просит пояснить свой ответ, благодарит за работу, а затем обобщает с помощью ребят в чем особенность строения атомов неметаллов в отличие от металлов. После учитель демонстрирует образцы неметаллов – см. Оборудование).

7. Домашнее задание:

Ребята, запишите домашнее задание – п. 14, задания в рабочей тетради № 4-8. (Учащиеся записывают задание в дневники, а учитель дает пояснение к домашнему заданию). Название параграфа совпадает с темой нашего урока, изучив параграф, Вы закрепите все то, что сегодня узнали о неметаллах, а также выполните задания №4 -8 в рабочей тетради.

8. Оценка работы учащихся на уроке и отметки за работу:

(Пока учащиеся работали в рабочих тетрадях, учитель проверил карточки учеников, которые выбрали письменную проверку знаний знаков хим. элементов).

Учитель оценивает работу учащихся на всех этапах урока в целом и в частности по категориям правильность, самостоятельность, оригинальность ответов, при этом особо оценивает творческий подход, а затем выставляет отметки каждому.

9. Итоги урока (Рефлексия):

(Учитель обращается к ученикам):

Ребята, вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

(Учащиеся формулируют цель урока). Достигли ли мы сегодня этой цели? (Дети утвердительно отвечают, что достигли в полной мере!). Если наш урок достиг своей цели, значит, мы работали плодотворно и мы – молодцы!

Ребята, а что Вам сегодня на уроке особенно понравилось и почему? (Учащиеся по желанию высказываются).

Спасибо, Вам, ребята за работу на уроке! До свидания!

Урок окончен.

Используемая литература:

  1. Учебник О. С. Габриелян «Химия 8 класс», - М.: Дрофа, 2005 г;
  2. Журнал «Завуч в школе» 2009;
  3. Диск Фестиваля «Открытый урок» 2008-2009 г.;
  4. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» , 2009. – 208 с.;
  5. «Домашняя работа по химии за 8 класс» к учебнику Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, М.: Просвещение, 2000 г.