Проектная методика – это педагогическая технология нового образования, позволяющая эффективнее организовать взаимопомощь в классах, повысить качество образования, интерес к предмету, накопить информационные, методические, дидактические материалы. То есть это личностно-ориентированное обучение, объединяющее разные педагогические технологии – обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др., среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит:
- развитие познавательных навыков учащихся
- умение самостоятельно конструировать свои знания
- ориентирование в информационном пространстве
- развитие их критического творческого мышления
- умение увидеть, сформулировать и решить проблему
Да и просто сам процесс работы за компьютером интригует, увлекает, зажигает учащихся.
Под воздействием рассказов учеников о прошедших летних каникулах появилось желание обратить особое внимание на проблему именно экологического воспитания в процессе изучения английского языка.
“The sea was so polluted that my mother didn’t allow me and my sister to bathe in it”, “I like fishing, but last summer I wasn’t lucky enough to catch any fish in the river” – эти и подобные фразы все чаще звучат на первых уроках учебного года.
Слушая ребят, поневоле задумываешься над тем, что ужас надвигающегося на нашу цивилизацию экологического катаклизма наиболее отчетливо проявляется сегодня в отчаянии ребенка, который не может в жаркий день искупаться в море, потому что оно грязное и больное. Быть может, единственный шанс уберечь Землю от гибели – привить завтрашним ее хозяевам чувства ответственности, бережливости. Скромную лепту в решение этой задачи способен внести и творческий подход к урокам иностранного языка. Итак, тема “Охрана окружающей среды”.
Информацию об ухудшении экологии в селах, городах, странах, мире, а также фото, рисунки я беру в газетах, журналах (в частности еженедельник “Тайны XX века”). Статьи, рассказы из этого же еженедельника перевожу на английский язык и представляю их для обсуждения.
(Например, статья – In the laboratory of scientists: “Today the scientists have got a huge experimental material, improving that trees, flowers, even grass can hear, see, feel and may be think. The scientists study the emotions of grass and flowers. Some of them “recognize” their relatives”. What is your opinion? Pupil: I think it’s true because they treat us, give us their energy…etc.)
Предлагаю детям самим найти информацию на данную тему и поделиться ею на уроке (конечно на английском языке: пусть это будет просто рисунок, фото, но обязательно – краткое резюме, одно ли предложение, или небольшое сообщение, которое могло бы вызвать всех на разговор). Здесь поневоле и как бы незаметно ребята учатся переводу, правильному употреблению необходимой лексики.
Была на уроках и страничка из американских газет, повествующая о загрязнении морей и океанов, в чем повинна, прежде всего, безрассудная деятельность человека. На страничке было много рисунков, комиксов, увлекательтельных заданий, с помощью которых дети совершали воображаемое подводное путешествие, на дне которого находили груды хлама, мусора. Убрав весь мусор, получали проиллюстрированную информацию такого типа:
“Oceans cover about 70 per cent of the Earth’s surface. Oceans hold up to 97 per cent of the world’s water. But oceans are not as big and as deep as we might think.
“Our Earth measures about 8,000 miles in diameter (across). The average depth of the ocean is only about 2, 5 miles. So you can see that the oceans are a thin coating for our planet Earth.
“Oceans are important because they:
“a) provide 90 per cent of the world’s fish catch;
“b) are a place where many animals live;
“c) contain a lot of valuable minerals and other resources;
“d) are highways for trade;
“e) are places for fun and recreation;
“f) are responsible for most of the world’s weather patterns.”
Здесь привожу адаптированные варианты текстов; адаптация материалов, а также предварительное ознакомление учащихся с новыми лексическими единицами являются необходимыми этапами работы.
Приведенный выше текст ввожу на одном из первых уроков в VIII-м классе, и переход к нему естествен, поскольку рассказы о летних каникулах заставляют задуматься о состоянии окружающей нас природы.
На следующем этапе работы восьмиклассникам предлагаю такие задания:
A. You will need a map to find the answers to the following questions:
- Which sea is the closest to where you live?
- Which seas border Russia?
- Which continents border the Indian (Pacific, Atlantic) Ocean?
- Which ocean is the farthest north?
B. Answer the following questions:
- Why are the oceans and seas so important?
- And why are they so polluted?
- Do you pick up your trash when you visit a beach?
- Do you throw trash into the water when you go boating?
- What can all of us do to clean up oceans and seas?
- Why is it so important to keep them clean?
III. ”What is Ecology? ” Explain and complete the sentences:
1. Ecology is a… 2. Ecology studies… 3. A natural environment is… 4. Ecology teaches us… 5. Ecologists collect information about…
IV. Find some important information about WWF, Greenpeace…, tell your information to the classmates and discuss it.
V. Listen. This is what some people think about ecological problems. With which of their ideas do you agree? Why?
VI. Say:
what governments should do to protect nature in their countries
what we all shall be in danger soon
how laws can help to protect nature
why politicians must listen to scientists
in what way national parks can help to protect wildlife
what things we can recycle and why it is important
if we shall survive
who is responsible for making our planet a safe and beautiful place…
C. Design a poster telling people to keep the beaches and seas clean. Design a poster telling people to keep the Earth clean and green. Design a poster telling people to save the animals. Etc.
На заключительном этапе работы по теме “Экология” (“The ABC of Ecology”) в VIII-м классе даю задание – обобщить изученный материал в форме презентации, буклета в компьютерном исполнении или “от руки”, серии постеров.
Ребята создают удивительной красоты презентации, постеры по теме “Защита окружающей среды”. Защита их проектных работ показывает как вдумчиво, осознанно, серьезно они относятся к данной теме, к своему будущему – к жизни на чистой голубой планете “Земля”. Предлагают свои методы, способы борьбы со всякого рода загрязнением нашей планеты. (см. Приложение)
Надо сказать, что беседы о природе начинаются задолго до VIII-го класса. Так, уже в VI-м классе учащимся предлагаю в качестве дополнительного домашнего чтения книги “Through the lakes to the ocean”, в VII-м классе ”Tales and Legends of Africa (сост. С. Б. Закс, Москва “Просвещение”).
Эти книги изобилуют сказками о животных, благодаря чему лексический запас ее читателей ощутимо пополняется названиями различных птиц и зверей (moose: bull moose, cow moose; mink, owl, beaver, whale, stork, pike и т.д.) и позволяет выполнить такое задание:
Try and Find Animals and Birds
Animals and birds that you might find in the woods or in the zoo are hidden in the letters below. See if you can find the English equivalents for заяц, слон, попугай, олень, лиса, крокодил, козел, ворона, антилопа, лось, сова, осел, аист.
A W F P H O R E L K S B T C M
S R O A N T E L O P E A I W S
O W L R P A R R O T Y B G F Q
U N O T O X W I P Z D E E R U
R E C R O C O D I L E A R S I
T A P I D E L M T I C R O W R
A G A D I M F O X O H A R E
Z L A G O A T D O N K E Y V E
D E L E P H A N T S T O R K L
Выполнение этого задания может быть индивидуальным, а можно организовать в виде игры, в которой участвуют несколько команд учеников, выступающих под лозунгами, например: “Remember to keep our green home clean!”, “Think Globally, Act Locally!” Представители от каждой команды находят нужное слово и подчеркивают его. (см. образец со словом “OWL”). Выигрывает команда, нашедшая наибольшее количество слов.
Интересен ребятам и тестовый контроль аудирования на уроках, (составленный по образцу тестов В.П.Натальина, С.А. Натальиной, В. Ю. Паращука). Ученики видят на мониторе компьютера карточку, которая выглядят следующим образом:
Birds, |
Crow |
Duck |
Stork |
Pike |
Lion |
№ |
|||||
Points |
|||||
Mark |
Затем звучат тексты:
Text № 1. She lives in a lake. She is very old. She is big and has sharp teeth.
Text № 2. She lives by a pond. She has her nest there and every morning goes down with her family to the pond to swim there.
Text № 3. He lives in a big cave in a forest. He is the king of jungle because he is very strong. When he is hungry, he begins to roar very loudly.
Text № 4. She is black and old. She lives in a nest in a very big tree. She can’t sing.
Text № 5. He lives by a pond. He has a long neck, a long beak and very long legs. He hunts for fish. When the winter comes, he flies to the south.
Задача школьников – прослушать каждый текст и вписать его номер под соответствующим именем. Если ответ правильный, то в третьей строке карточки ставится один балл, а затем баллы суммируются и выставляется общая оценка. В итоге карточка может иметь следующий вид:
Birds, fish, animals |
Crow | Duck | Stork | Pike | Lion |
№ |
4 | 2 | 5 | 1 | 3 |
Points |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Mark: 5 |
Или тестовый контроль чтения. Даны вопросы, например, в виде описания предметов, животного, птиц, цветов… и так далее, и три-четыре варианта ответов. Выбери правильный. Тест выглядит таким образом.
Результаты теста | |||
Быков Михаил класс 6Б | |||
Правильные результаты | 10 | ||
Допущенные ошибки: | 0 | ||
№ | Вопрос | Ваш ответ | Правильный ответ |
11 | She lives in a lake. She is very old .She is big and has sharp teeth. | pike | 3 |
22 | She lives by a pond. She has а nest there and every morning goes down with her family to the pond to swim there. | duck | 2 |
33 | He lives in a big cave in a forest. He is the king of jungle because he is very strong. When he is hungry, he begins to roar very loudly. | lion | 1 |
44 | She is black and old. She lives in a nest in a very big tree. She can't sing. | crow | 3 |
55 | He lives by a pond. He has a long neck, a long beak and very long legs. He hunts for fish. | stork | 2 |
66 | He is nice. He can sing and speak. | parrot | 3 |
77 | He is very big, brown and likes honey. | bear | 2 |
88 | This animal's got a big body and lives on a farm. It can run but it can't jump. | cow | 3 |
99 | It's got horns on its head. | goat | 1 |
110 | It's got wings and feathers. It lives on a farm. | chicken | 3 |
Оценка: 5.
С неменьшим интересом ребята выполняют и такие задания:
A. Look for an article in the newspaper that deals with the effects of pollution on our environment. Be able to identify the type of pollution, how it is affecting the environment and what is being done combat it.
B. Find in today’s newspaper:
1) an example of how man is helping nature; 2) an example of how man is harming nature.
C. Choose a photograph from the paper. List ten adjectives to describe the photo.
Работая над этими заданиями, учащиеся обращаются как к отечественной, так и зарубежной прессе. Вот пример ответа на задание “С” (использован фоторепортаж о трагической судьбе Аральского моря);
Dangerous, unhappy, poor, terrible, ill, sterile, catastrophic, waterless, dead, lifeless.
Разговор об охране окружающей среды продолжается на уроках в IX–XI-х классах при освоении страноведческих тем. Рассматривая красочные картины о природе американского штата Колорадо, ребята не только восхищаются красотой Скалистых гор, но и сравнивают их с красотами Алтая, Западной Сибири, где мы живем. Сомневаются, так ли все красиво выглядит в природе, как на бумаге. Невольно идет сначала обсуждение, а затем выполняются задания: письмо – запрос об отдыхе в данном месте, диалоги, монолог – описание этого края и т.д. (Учебник издательства “Macmillan”,an Intermediate Course,(Luke Prodromou), 11 класс)
Здесь уместно отступление от работы в старших классах. Дело в том, что в наши дни многие ребята с родителями бывают на отдыхе за рубежом, в том числе и в Англии, Америке, в летних лагерях обмениваются сувенирами и вот на уроках, рассказывая о своем путешествии, отдыхе, показывают фото, зарубежные журналы, газеты, буклеты. Рассматривая эти красивые издания, несмотря на их языковую сложность, можно использовать их при освоении грамматических структур в VII классе. Например, подписи к снимкам, фото изобилует частым употреблением Present Simple Passive и Past Simple Passive.
“Sunlit Red Mountain is reflected in the cool waters of Crystal Lake.”
“The train awaits its passengers for Silverton. Many of the coaches were built in the 1800s.”
“Colorado is ribboned with rivers and dotted with farms.”
Интересна реакция семиклассников, рассматривающих данные издания. Они увлечены неожиданно открывшейся им важностью овладения вчера еще “скучной и ненужной” грамматикой – ведь они понимают текст настоящего английского языка, достоверную страноведческую информацию.
Конечно, в формировании природоохранного мировоззрения школьников наиболее важную роль играют учебные программы по биологии, географии, физике, химии. Но опыт показывает, что решению этой задачи в меру своих возможностей способствует и предмет “иностранный язык”. К сказанному я могу еще добавить такие действенные формы работы, как обзор экологических новостей, сопоставление примет и предсказаний погоды у разных народов, путешествия с помощью иллюстраций по национальным паркам США и Канады, Великобритании, ознакомление с песнями, записанными на дисках, кассетах движения “Гринпис” и других, просмотр кинофильмов и т. д. Все это формирует целостный взгляд учащихся на наш сложный и вместе с тем прекрасный мир, в осознании ими ответственности за завтрашний день родного города, страны, планеты.
А вот и один из фактов из газеты “Народ знает все” о практическом действии юных экологов за чистоту, красоту окружающей нас среды.
Бердчане создают берег своей мечты.
Археологический клуб “Этнар” 4 июля, 2008г. провел экологическую акцию”Чистый берег каждому из нас” в рамках соцпроекта “Берег мечты” 30 человек из бердских клубов по месту жительства за час собрали более 70 мешков мусора. Район береговой линии в Речкуновке на время стал чистым.
Это уже третий десант юных экологов. Подробнее читайте в свежем номере газеты “Курьер”.
Объясняя, показывая и рассказывая, как выполнить проектную работу, я нацеливаю ребят на то, чтобы их работы стали своеобразным учебным материалом для других детей. Так, силами учащихся изготавливается различного рода дидактический материал для работы в условиях кабинета. В своих проектных работах они представили великолепные тесты, кроссворды, иллюстративный материал с заданиями, тексты для чтения, раздаточный материал для индивидуальной работы. Примеры презентаций учащихся можно посмотреть в Приложениях.
Применение компьютера для обучения иностранным языкам раскрывает резервы учебного процесса и личности учащихся, расширяет дидактические возможности учителя. Кроме того, компьютерные программы способствуют повышению мотивации учения, играют значительную роль в реализации индивидуализации обучения, которая является одним из важнейших компонентов самостоятельной работы учащихся, в особенности средних, старших классах.