С огромным интересом дети читают живую книгу родной природы. Экскурсия в природу – одна из наиболее благодатных форм работы для развития у младших школьников пытливости, ума, любознательности, творческого воображения. У них возникает потребность делиться своими впечатлениями, поэтому такая экскурсия является прекрасным средством речевого развития детей. Не случайно наибольшее число тем школьных сочинений во всех начальных классах посвящено сезонной тематике.
Нередко на экскурсиях больше говорит и показывает сам учитель, выступая в роли экскурсовода, а учащиеся только отвечают на его вопросы, называя знакомые предметы, или слушают и запоминают, о чем рассказывал учитель. Своими впечатлениями об увиденном, дети делятся потом в классе. При таком воспроизведении у учащихся теряется возможность вернуться к наблюдаемым объектам, увидеть и открыть в них не замеченное ранее, найти новый словесный образ.
Экскурсия предусматривает подготовку к ней не только учителя, но и учащихся. Подготовка принимает форму коллективной и индивидуальной работы. В результате коллективной работы учащиеся готовятся к непосредственному наблюдению окружающей действительности. Подготовка проводится с помощью анализа картин, кинофильмов, на тему, аналогичную проводимой экскурсии. Индивидуальные задания направлены на подбор иллюстративного материала (литературного и живописного, а также фотографий). Учащимся предлагаются стихи, проза, загадки, пословицы (во 2-м и 3-м классах дети подбирают самостоятельно по заданию учителя). Подобранные материалы детьми заучиваются и потом используются в процессе экскурсии. Репродукции картин, фотографии используются при подведении итогов экскурсии (оформлении иллюстрированных классных стенгазет, альбомов, сочинений).
Проведение самой экскурсии также предусматривает самостоятельную работу детей, которая принимает форму зарисовок, записей, сборов природных материалов и др.
Неизменным спутником такой экскурсии должно быть чтение детям или чтение детьми вслух литературно-художественных образцов наших великих мастеров слова. Привлечение на экскурсии литературных источников в качестве иллюстративного материала к наблюдаемым объектам помогает установлению контакта между словесными и зрительными образами, стимулирует дальнейшее наблюдение, помогает организации более активной речевой практики самих учащихся.
Таким образом, в основе такой экскурсии лежат активные наблюдения, результатом которых является создание зрительных и словесных образов, и задача учителя состоит в том, чтобы научить детей видеть, слышать, ощущать.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, в процессе такой экскурсии можно организовать различные дидактические игры, сущность которых сводится к решению основных задач экскурсии. Например, в осенней экскурсии можно провести игру “Что и как видишь?” (в основе игры лежит точное описание предмета без его называния), которая по форме напоминает загадку. Одни учащиеся называют признаки одного из наблюдаемых предметов, сравнивают их с другими, похожими на него предметами, остальные дети отгадывают предмет. Двусторонняя связь в этой игре обеспечивает интерес к ней всех учащихся: и тех, кто загадывает, и тех, кто отгадывает. Для того чтобы активизировать в процессе наблюдения не только зрительные, но и слуховые восприятия, полезно провести игру “Что и как слышишь?”. Игра проводится следующим образом: учитель организует “минуту тишины”, дети внимательно вслушиваются в различные звуки, а затем рассказывают о том, кто что услышал.
Проведение дидактических игр стимулирует высказывания учащихся о наблюдаемых объектах, учит точности речи при передаче слуховых и зрительных восприятий.
В основе всех видов работ, связанных с наблюдениями на экскурсии, лежит активная речевая практика учащихся.
Экскурсия заканчивается подведением итогов, включающих выполнение или самостоятельных, творческих работ, или работ с элементами творчества, или серий самостоятельных работ (альбомы, дневники, сочинения, и др.), обобщающих материал наблюдений.
Таким образом, на всех этапах основной деятельностью учащихся становится самостоятельная работа, организуемая и направляемая учителем.
Покажем на примере экскурсии в осенний парк.
Подготовка к экскурсии.
Перед нами стояла задача научить ребят видеть окружающую природу и находить словесные средства выражения увиденному, уметь выражать свои чувства и настроения. При подготовке к предстоящей экскурсии выявились и более конкретные задачи: научить видеть краски золотой осени, активизировать и обогатить словарный запас учащихся.
Детям заранее была сообщена цель предстоящей экскурсии, они получили целый ряд заданий по подбору и заучиванию иллюстративного материала. Подготовка шла в течение недели. Учитель проверял у детей заученные стихи и прозу, загадки, пословицы,. просматривал собранные детьми иллюстративные материалы по теме “Золотая осень”.
В качестве коллективной подготовки к предстоящей экскурсии были использованы картина и кинофильм об осени, чтобы помочь учащимся более активно воспринимать увиденное и рассказывать о нем.
При, подготовке к экскурсии в осенний парк использовалась картина И. И. Левитана “Золотая осень”. Вот как проводилась эта работа.
1. Рассматривание картины детьми.
2. Свободные высказывания детей об увиденном.
– На картине нарисована осень. Я вижу золотые березки, они бывают такими только осенью, листья на землю падают тоже осенью.
3. Озаглавливайте картины с целью понимания ее основного содержания.
– Красочная осень. Радостная осень. Осень. Золотая осень,
4. Краткое сообщение учителя о названии картины и о художнике, ее написавшем.
– Эту картину давно, в 1895 г., написал знаменитый русский художник Исаак Ильич Левитан. Он назвал ее “Золотая осень”.
5. Беседа по картине.
а) Что изобразил И. И. Левитан на картине для того, чтобы показать красоту осени? (Дети перечисляют предметы, которые видят на картине.)
б) Как изображена художником река? Какая в ней вода? Почему вода в реке не везде голубого цвета?
Вопросы задавались постепенно. Дети отметили, что вода в реке неодинакового цвета: то голубая, то синяя, то серая. И зависит это от цвета неба, которое в ней отражается.
в) Каким художник изобразил небо? Высоко ли находится оно от земли? Как это доказать?
– Небо голубое. Оно высоко от земли, по нему плывут облака, туч нет и облаков мало.
г) Какой день изобразил художник? Что это на картине подтверждает?
– На картине изображен ясный солнечный день, березы освещены солнцем и кажутся золотыми. Ветра нет, тихо.
Учитель обобщает сделанные учащимися выводы: верно. Левитан показал нам тишину и покой погожего солнечного осеннего дня, когда золотые краски осени особенно красивы и ярки. Воздух чист и прозрачен, мягко на землю падает золотая листва.
д) Какие краски использовал художник, чтобы показать осень во всей ее красе?
Дети заметили, что на картине больше всего желтых красок, потом зеленых, красных, оранжевых и голубых.
е) Какие деревья показал художник? Посмотрите, какие листья на березке, какие на молодой осинке? Назовите, какие вы знаете оттенки желтого и красного цветов.
Вопросы задавались постепенно. Дети заметили, что особенно хороши березки, так как у них золотая листва и ярко-белые стволы, а молодая осинка красная, как огонь. С помощью учителя дети назвали оттенки желтого и красного цветов, привели примеры употребления этих оттенков с целью уточнения их значения. Например, пурпурными называют кисти рябины и т. п.
ж) Давайте пойдем по роще вокруг березок. Что мы слышим?
Это неожиданное приглашение учителя опять вызывает оживление и новый интерес к картине. Дети поняли, что нужно передавать свои впечатления в соответствий с изображенным. Они говорят о том, что шелест листьев едва слышен – так как ветра нет, листья падают медленно, шуршат под ногами: они еще больше высохли на солнышке и т. д.
з) Какое впечатление производит на вас картина, какое настроение она вызывает у вас?
Дети отметили, что картина им нравится, потому что осень на ней, как живая, им хочется походить по этой роще, послушать шелест листьев, от этого им становится радостно и т. д.
Использование такого приема работы с картиной позволяет опираться на чувственный опыт детей, что в значительной степени помогает лучше понять и правильно оценить произведение живописи, а главное – потом более активно воспринимать и обобщать увиденное в окружающей действительности.
Экскурсия в парк
Накануне предстоящей экскурсии было определено место ее проведения, выбрано, место для самостоятельной работы и отдыха детей. Класс был разбит на группы, причем таким образом, чтобы в каждой из них был хотя бы один читающий ученик. Учащимся каждой группы были розданы карточки с загадками о деревьях, осенних листьях, грибах и т. д. Сначала они должны были отгадать эти загадки в своей группе, а потом уже загадать их остальным учащимся класса. В каждой группе были чтецы с заранее подготовленными стихотворениями и прозой, рассказчики, художники. Распределение учащихся по группам проводилось для того, чтобы более успешно организовать наблюдение и выполнение самостоятельной работы.
Проведение экскурсии предусматривало такую последовательность:
Ход экскурсии | Время | Цели и задачи |
Рассказ учителя об осени (вариантом может служить чтение сказки Г, Скребицкого “Художник-Осень”) | 5 мин | Создать у детей эмоциональный настрой для подготовки к экскурсии |
Сообщение учителем темы и цели предстоящей экскурсии, последовательности ее проведения | 5 мин | Организовать целенаправленную деятельность учащихся |
Самостоятельные наблюдения детьми объектов | 10 мин | Вызвать у детей непосредственные, живые впечатления от увиденного; научить их переходить от коллективной формы работы к индивидуальной |
Беседа с использованием приема сравнения | 10 мин | Создать широкое поле деятельности для активного, развивающего наблюдения и речевой практики учащихся; систематизировать проведенные детьми самостоятельные наблюдения |
Проведение дидактических игр | 5 мин | Пробудить у детей интерес к творческой деятельности |
Подведение итогов экскурсии | 5 мин | Подготовить учащихся к творческим индивидуальным работам |
Приведем отдельные фрагменты экскурсии, не останавливаясь подробно на каждом ее этапе.
Большое значение в проведении экскурсии . придавалось самостоятельной работе, организация которой носила групповой характер. В каждой группе был ответственный за самостоятельную работу всех ее участников. Между группами были распределены объекты, содержащие что-либо интересное для наблюдения (ели, березки, клены, осинки и т. п.). Дети получили задание внимательно рассмотреть указанный учителем уголок парка (например, какие деревья растут, какие на них листья, есть ли в парке грибы и т. д.).
Приготовиться рассказать об увиденном, собрать коллекцию листьев (подобрать листья разной формы, но одинакового цвета, одной формы, но с разными оттенками). Учащиеся обменивались собранными материалами, впечатлениями об увиденном. Таким образом, создавалась постоянная возможность общения, столь необходимая для успешной организации речевой практики детей.
Наиболее трудным моментом экскурсии была беседа, содержание которой определялось наблюдаемыми объектами. Беседа представляла собой сложный комплекс анализа впечатлений детей, полученных ими от наблюдаемых предметов и явлений, результатов самостоятельных работ, анализа литературных источников и живописного полотна, которое они рассматривали при подготовке к экскурсии (картина И. Левитана “Золотая осень”). Постоянное использование приема сравнения активизировало наблюдения и создавало оптимальные возможности для речевой практики.
Вот как выглядела, например, часть такой беседы о деревьях:
– Какие деревья растут в, парке?
– Отгадайте, о каких деревьях говорится в этих загадках.
1. Зимой и летом одним цветом.
2. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
– Докажите, что ваши отгадки правильны.
Это задание вызвало большую активность со стороны учащихся.
– Сравните ели, которые описывает М. Лермонтов, с теми, которые вы видите в этом парке.
Читается отрывок из стихотворения М. Лермонтова “Осень”:
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели,
Зелень мрачную хранят....
Учащиеся, прослушав отрывок, отметили, что в парке ели и сосны выглядят не мрачно, а очень нарядно, весело, потому, что они выделяются среди золотых березок и красных осинок, а желтые листочки, которые лежат на их ветках, еще больше оттеняют их зеленый наряд.
– А какие деревья осенью меняют свою листву?
– Расскажите о березках, какие они были летом, а какие сейчас? С чем можно сравнить их наряд?
Сравните эти березки с теми, которые вы видели на картине И. Левитана “Золотая осень”.
– Эти березки ниже, их меньше, но окраской они похожи на, те березки, которые нарисованы на картине.
– Посмотрите еще раз на березки в парке. Что вы подметили? Расскажите об этом.
– Крона у березки кружевная, а такого белоснежного ствола, как у березки, нет ни у одного дерева. Березка похожа на балерину в золотой пачке, которая кружится на одной ножке.
Так постепенно в процессе анализа литературных образов, делясь своими личными наблюдениями, дети переходили к созданию своих зрительных и словесных образов.
Подведение итогов экскурсии.
При подведении итогов экскурсии следует помнить о том, что основной задачей на данном этапе является обсуждение творческих работ детей. Цель – такого обсуждения состоит в том, чтобы научить, детей рассказывать о том, что им больше понравилось, что их удивило и взволновало на экскурсии, что нового они узнали, и выявить, какое отражение все это нашло в их самостоятельной работе. Так, после обмена впечатлениями о том, что было нового, интересного на экскурсии, что особенно взволновало детей, перешли к обсуждению их работ. Рисунки демонстрировались классу и комментировались, текстовой материал зачитывался.
Завершающим этапом проведенной экскурсии, была выпущена классная стенгазета по теме “Золотая осень”. В нее вошли лучшие детские работы, литературные иллюстративные материалы, фотографии, репродукции, собранные учащимися.
Успех дальнейшей работы при проведении таких экскурсий будет зависеть от того, насколько учитель сможет усложнить степень и содержание самостоятельной работы детей с учетом преемственности и перспективности.