Основными показателями работы любого образовательного учреждения являются выполнение плана набора и выпуска, качество профессиональной подготовки выпускников, их трудоустройство и востребованность работодателями. Главным условием, обеспечивающим качество подготовки выпускников, является перестройка и обновление образовательного процесса, ориентация профессионально – педагогического коллектива лицея на достижения конечных результатов – подготовку социально адаптированных, владеющих профессией и способных к дальнейшему самоопределению и самореализации выпускников через совершенствование традиционных и внедрение новых элементов педагогических технологий.
Исследовательская работа учащихся является важным фактором при подготовке молодых рабочих и служащих. Кроме этого, проблема организации данной деятельности учащихся в период их профессиональной подготовки обусловлена социально-экономическими и научно-техническими преобразованиями в современном обществе.
Ежегодно, начиная с 2007 года, в учреждении проводится исследовательская конференция учащихся “Шаг к успеху”. Цель конференции – заинтересовать учащихся в углубленном изучении предметов общеобразовательного и профессионального циклов, способствовать развитию у обучающихся навыков исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать свои знания на практике.
На конференции рассматриваются исследовательские и поисково-творческие работы, в которых четко обозначаются достижения и область применения результатов. Проблемы, затрагиваемые учащимися в работах, в большинстве своем актуальны и значимы. Конференция проходит в два этапа. На первом этапе осуществляется всесторонняя, тщательная экспертная оценка содержания исследовательских работ и их оформления. На втором – обмен мнениями и опытом, что способствует выявлению талантливых учащихся, а так же талантливых профессионально – педагогических работников. Ведь именно они заинтересовывают учащихся и направляют их деятельность в нужное русло. На конференции молодые исследователи получают возможность выступить, защитить свою работу перед широкой аудиторией. Во время конференции каждый выступающий может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы. У всех участников присутствует соревновательное начало: для них важно не только участвовать, но и победить, преодолев “свою вершину”. По завершению конференции экспертная комиссия подводит итоги, с которыми знакомит авторов работ на внутрилицейской линейке, а руководителей – на заседании педагогического Совета. Здесь же проходит награждение.
Для организации и совершенствования исследовательской деятельности, учащихся в учреждении разработана и реализуется комплексная образовательная Программа “Исследовательская компетентность учащихся как один из основных факторов подготовки конкурентоспособного рабочего и служащего”.
Реализация данной Программы помогает подготовить рабочего и служащего с высоким уровнем творческого потенциала, самостоятельно отыскивающего поле для творчества, умеющего ставить творческие задачи, создавать объективно и субъективно новые способы деятельности и положительно реализовывать их.
Успеху в исследовательской деятельности содействует, как и в любом другом виде деятельности, прежде всего, теоретическая вооруженность и наличие у обучающегося необходимого объема исследовательских умений. Являясь компонентом исследовательской деятельности, эти умения представляют своеобразный синтез теоретических и практических действий, носящих целенаправленный, творческий и обобщенный характер.
Этапы реализации Программы
№ п/п | Мероприятия | Период исполнения | Ответственные |
1 | Создание банка данных о творческих способностях, уровне сформированности исследовательской компетентности обучающихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности. | Ежегодно август – сентябрь |
Педагог-психолог, руководители методических комиссий (МК) |
2 | Создание правовой (Положения, регламентирующие организацию исследовательской деятельности обучающихся), методической и материально-технической базы для организации исследовательской деятельности обучающихся. | Ежегодно август |
Зам. директора по учебно-методической работе (УМР) |
3 | Организация консультирования руководителей исследовательских работ через заседания “Школы педагогического мастерства”. | в течение года | Зам. директора по УМР |
4 | Создание временных творческих групп (по приказу руководителя ОУ) из числа мастеров производственного обучения, преподавателей для участия в конкурсах различного уровня. | по отдельному плану | Зам. директора по УМР |
5 | Разработка руководителями исследовательских работ индивидуального плана работы с учащимися. | Ежегодно сентябрь – октябрь |
Руководители исследовательских работ |
6 | Согласование и утверждение плана деятельности с заместителем директора по УМР. | Ежегодно октябрь | Руководители исследовательских работ |
7 | Проведение индивидуальных консультаций с авторами работ. | 2 раз в месяц | Руководители исследовательских работ |
8 | Участие в конференциях, конкурсах исследовательских,
поисковых работ:
|
Ежегодно февраль по отдельному плану | Зам. директора по УМР |
9 | Защита письменной экзаменационной работы как одного из видов исследовательской работы учащихся с привлечением социальных партнеров. | Ежегодно июнь | Зам. директора по учебно-производственной работе (УПР), УМР, руководители письменных экзаменационных работ |
10 | Анализ работы руководителей исследовательских работ учащихся, “Школы педагогического мастерства” с заслушиванием на Педагогическом Совете. | Ежегодно июнь | Зам. директора по УМР |