Тема урока: "Закрепление пройденного по теме "Вычитание из 8-ми и 9-ти. Решение задач" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  1. Формирование у учащихся умения решать задачи изученных видов. Подготовка к решению задача два действия. Закрепление вычислительных навыков. Знания состава чисел.
  2. Обогащение словарного запаса речи учащихся, развитие воображения, внимания, памяти, мышления.
  3. На данном учебном материале осуществлять формирование чувства взаимопомощи, умения дружить, навыков культурного поведения.

Оборудование: картинки с изображением героев мультфильмов, конверт-“сундучок” с карточками-ответами для задания № 5, мяч, выставка книг, мелодии для физкультминуток, магнитофон.

Ход урока

I. Организационный  момент. Сообщение темы и целей урока.

– Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в страну мультфильмов. Такие мультфильмы, как “Ну, погоди!”, “Крокодил Гена”, “Винни-Пух”, “Про кота Леопольда” и многие другие, вы можете смотреть по несколько раз в день, и каждый раз с удовольствием. Почему? Да потому, что герои мультфильмов учат нас чему-то хорошему, не обижать слабых, учат нас дружить. Мы учимся дружить как Чебурашка и крокодил Гена, заботиться о других как Винни-Пух и Пятачок, выручать друг друга из беды, как Бременские музыканты.

На уроке мы будем закреплять умение решать задачи, вычислительные навыки, повторять состав чисел. Встретимся с героями мультфильмов.

II. Повторение состава чисел.

– Угадайте, кто первым встретится на нашем пути? Этот герой говорит о себе так:

Я родился странной
Игрушкой безымянной.
Ушастый, некрасивый
И никому не мил.
Один меня заметил
И ласково приметил.
А был это, ребята, Гена … (крокодил).

– Правильно, это Чебурашка и крокодил Гена. Их придумал писатель Э. Успенский. Они решили построить домики для друзей. По плану строительства, номера этих домов были 7 и 9. Номера квартир в домах еще не обозначены. Чебурашка решил постучать в двери, чтобы жильцы этих квартир отозвались. (На доске “домики”)


 Рис. 1

Игра “Стук-стук”. (Учитель стучит, а учащиеся считают про себя количество ударов и называют недостающее число до 7, 9).

Заполняются номера квартир.

– Как одним словом назвать жильцов на каждом этаже? (Слагаемые).

– А номера домов? (Сумма).

– Прочитайте несколько примеров, используя слова “слагаемое”, “слагаемое”, “сумма” и составьте из этих примеров на сложение, примеры на вычитание.

– Какое знаем правило?

“Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое”.

– Крокодил Гена решил посчитать, сколько же его друзей получили квартиры.

– Сколько квартир в доме № 7? (6)

– А в доме № 9? (8)

– Где квартир больше и на сколько? Как узнать? (8 – 6 = 2 на 2 квартиры.)

– А в каком доме меньше и на сколько?

– Как называются дома в 3 этажа? В 4 этажа?

“Чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше… (продолжите).

III. Составь задачу.

– Жители домов решили благоустроить близлежащую территорию и посадили деревья: березы и осины (на доску прикрепляются 2 березы и 4 осины).

 


 Рис. 2

– Составьте задачу про деревья.

“Около домов посадили 2 березы и 4 осины. Сколько всего деревьев посадили?”

– Измените вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием.

“На сколько больше осин, чем берез?”

IV. Устное решение примеров.

– Скажите, пожалуйста, кто постоянно хотел навредить крокодилу Гене и Чебурашке? (Старуха Шапокляк.) Она хотела прославиться. Можно ли прославиться плохими поступками?

– Вот и сейчас старуха Шапокляк хочет разбить стекла в окнах домов. Давайте ей помешаем. Для этого нужно правильно решить примеры.

(Учитель бросает мяч ученику и называет пример, ученик дает ответ и бросает мяч учителю).

5 + 4, 6 + 2, 6 – 4, 5 – 5, 1 + 9, 8 – 1, 1 + 5, 7 – 3, 10 – 5.

– У нас с вами получились такие ответы: (открывается ряд чисел на доске)

9, 8, 2, 0, 10, 7, 6, 4, 5.

– Какое число в этом ряду лишнее? (10, еще дети могут сказать 0) Почему?

– Каких чисел не хватает? (1,3).

– Числа 1 и 3 обозначаются цифрами 1 и 3. Кто может из этих цифр составить двузначные числа? Какие? (13, 31)

– Запишем в тетради сегодняшнее число.

– А теперь запишите числа, записанные на доске в порядке убывания. Проверка.

– Откройте учебник на стр.31.

V. Работа с учебником.

– На доске объявлений появилась афиша. В страну мультфильмов приехали с концертом Бременские музыканты. Придумали этих героев немецкие сказочники братья Гримм. По мотивам этой сказки поэт Юрий Энтин, режиссер Василий Ливанов и композитор Геннадий Гладков написали новую историю и выпустили мультфильм.

Физкультминутка “Бременские музыканты”.

На их выступление в концертный зал были приглашены не только жители страны мультфильмов, но и дети. Зрители сначала пришли в гардероб, и разделись (слово напечатано, учащиеся читают).

Слово “гардероб” имеет значение не только шкафа для одежды, но и помещения в общественном здании для хранения верхней одежды посетителей.

С. 31 № 1 (1).

– Случилось так, что мальчик и девочка разделись, а потом вспомнили, что забыли билеты. Им пришлось вернуться домой за билетами.

– Прочитаем задачу хором.

– Сколько пальто висело на вешалке? (10). Что надо узнать в задаче?

– Пальто останется больше или меньше, чем было?

– Покажите решение задачи на наборном полотне. (10 – 2 = 8 (п.))

– Как называются числа при вычитании. Прочтите запись, используя эти слова.

– Скажите ответ. Решение не убираем.

С. 31 № 1 (2).

– Дети вернулись с билетами.

– Прочитайте задачу хором.

– Сколько пальто было теперь на вешалке? (8)

– Сколько пальто повесили дети? (2)

– Что нужно узнать в задаче?

– Покажите решение задачи на наборном полотне на второй палочке. (8+2 = 10 (п.))

– Скажите ответ.

– А почему на вешалке было 10 пальто и стало тоже 10? (2 пальто надели, а потом 2 пальто еще повесили).

С. 31 № 2 (устно)

– Как вы думаете, кто в стране мультфильмов любит ходить в гости? (Винни-Пух).

Придумал этого веселого медвежонка английский писатель Алан Александр Милн, а перевел книгу на русский язык Борис Заходер.

– Девочка Люся пригласила Винни-Пуха и его друзей в гости. Прочитайте, что же у нее произошло?

– Что в задаче известно?

– Поставьте вопрос к задаче.

– Как решим задачу? (8 – 1 = 7 (ч.)) Скажите ответ.

С. 31 № 3

– Что больше всего любит Винни-Пух?

– Прочитайте в задаче, что осталось на столе после его визита?

– Решите задачу самостоятельно. (Один ученик решает на доске. 8 – 6 = 2)

Проверка.

– Как должен был поступить Винни-Пух? (Убрать тарелки). Как надо вести себя в гостях?

Физкультминутка (1 куплет песни кота Леопольда “Дождик босиком”.)

– Знаете ли вы, какой мультипликационный герой поет эту песню? (Кот Леопольд).

С. 31 № 4

– Кот Леопольд просит найти дорогу к спрятанному кладу.

– Знаете ли вы, что такое “клад”? (Клад – спрятанные где-нибудь ценности).

– Он дает вам инструкцию для поиска клада. Кто знает, что обозначает слово “инструкция”? (указания).

– Прочитаем инструкцию. Начертите отрезки. Как будем чертить? (от 0…).

– Какой отрезок длиннее?

– Узнайте на сколько см. (9 – 6 = 3 (см.)) Запишите ответ.

Задание на смекалку. С. 31.

– Сколько отрезков на чертеже? (3)


Рис. 3

– Как поставить на этом отрезке еще одну точку так, чтобы отрезков стало на 3 больше?

– На 3 больше, это сколько? (3 да еще 3 – это 6)


Рис. 4

– С. 31 № 5

– Итак, мы нашли клад. Это сундучок. А что же в нем? Буквы. Из них нужно составить слово, а для этого решим примеры. Каждый правильно решенный пример соответствует букве. (Карточки: с одной стороны буква, а с другой стороны ответ на пример.)

9 – м, 5 – о, 6 – л, 7 – о, 3 – д, 1 – ц, ы.

VI. Итог урока.

– Ребята, я совсем забыла про Незнайку. Он лег поспать и просил меня разбудить его к началу урока. А я забыла.

– Давайте расскажем ему, чем мы занимались на уроке.

– Вам понравился урок? Что вам понравилось?

– Об этих героях вы можете не только посмотреть мультфильмы, но и прочитать книги. Вы получите не меньше удовольствия. (Выставка книг.)

VII. Оценка работы учащихся на уроке.

– Урок окончен.