Цели урока:
- Формирование у учащихся умения решать задачи изученных видов. Подготовка к решению задача два действия. Закрепление вычислительных навыков. Знания состава чисел.
- Обогащение словарного запаса речи учащихся, развитие воображения, внимания, памяти, мышления.
- На данном учебном материале осуществлять формирование чувства взаимопомощи, умения дружить, навыков культурного поведения.
Оборудование: картинки с изображением героев мультфильмов, конверт-“сундучок” с карточками-ответами для задания № 5, мяч, выставка книг, мелодии для физкультминуток, магнитофон.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
– Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в страну мультфильмов. Такие мультфильмы, как “Ну, погоди!”, “Крокодил Гена”, “Винни-Пух”, “Про кота Леопольда” и многие другие, вы можете смотреть по несколько раз в день, и каждый раз с удовольствием. Почему? Да потому, что герои мультфильмов учат нас чему-то хорошему, не обижать слабых, учат нас дружить. Мы учимся дружить как Чебурашка и крокодил Гена, заботиться о других как Винни-Пух и Пятачок, выручать друг друга из беды, как Бременские музыканты.
На уроке мы будем закреплять умение решать задачи, вычислительные навыки, повторять состав чисел. Встретимся с героями мультфильмов.
II. Повторение состава чисел.
– Угадайте, кто первым встретится на нашем пути? Этот герой говорит о себе так:
Я родился странной
Игрушкой безымянной.
Ушастый, некрасивый
И никому не мил.
Один меня заметил
И ласково приметил.
А был это, ребята, Гена … (крокодил).
– Правильно, это Чебурашка и крокодил Гена. Их придумал писатель Э. Успенский. Они решили построить домики для друзей. По плану строительства, номера этих домов были 7 и 9. Номера квартир в домах еще не обозначены. Чебурашка решил постучать в двери, чтобы жильцы этих квартир отозвались. (На доске “домики”)
Рис. 1
Игра “Стук-стук”. (Учитель стучит, а учащиеся считают про себя количество ударов и называют недостающее число до 7, 9).
Заполняются номера квартир.
– Как одним словом назвать жильцов на каждом этаже? (Слагаемые).
– А номера домов? (Сумма).
– Прочитайте несколько примеров, используя слова “слагаемое”, “слагаемое”, “сумма” и составьте из этих примеров на сложение, примеры на вычитание.
– Какое знаем правило?
“Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое”.
– Крокодил Гена решил посчитать, сколько же его друзей получили квартиры.
– Сколько квартир в доме № 7? (6)
– А в доме № 9? (8)
– Где квартир больше и на сколько? Как узнать? (8 – 6 = 2 на 2 квартиры.)
– А в каком доме меньше и на сколько?
– Как называются дома в 3 этажа? В 4 этажа?
“Чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше… (продолжите).
III. Составь задачу.
– Жители домов решили благоустроить близлежащую территорию и посадили деревья: березы и осины (на доску прикрепляются 2 березы и 4 осины).
Рис. 2
– Составьте задачу про деревья.
“Около домов посадили 2 березы и 4 осины. Сколько всего деревьев посадили?”
– Измените вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием.
“На сколько больше осин, чем берез?”
IV. Устное решение примеров.
– Скажите, пожалуйста, кто постоянно хотел навредить крокодилу Гене и Чебурашке? (Старуха Шапокляк.) Она хотела прославиться. Можно ли прославиться плохими поступками?
– Вот и сейчас старуха Шапокляк хочет разбить стекла в окнах домов. Давайте ей помешаем. Для этого нужно правильно решить примеры.
(Учитель бросает мяч ученику и называет пример, ученик дает ответ и бросает мяч учителю).
5 + 4, 6 + 2, 6 – 4, 5 – 5, 1 + 9, 8 – 1, 1 + 5, 7 – 3, 10 – 5.
– У нас с вами получились такие ответы: (открывается ряд чисел на доске)
9, 8, 2, 0, 10, 7, 6, 4, 5.
– Какое число в этом ряду лишнее? (10, еще дети могут сказать 0) Почему?
– Каких чисел не хватает? (1,3).
– Числа 1 и 3 обозначаются цифрами 1 и 3. Кто может из этих цифр составить двузначные числа? Какие? (13, 31)
– Запишем в тетради сегодняшнее число.
– А теперь запишите числа, записанные на доске в порядке убывания. Проверка.
– Откройте учебник на стр.31.
V. Работа с учебником.
– На доске объявлений появилась афиша. В страну мультфильмов приехали с концертом Бременские музыканты. Придумали этих героев немецкие сказочники братья Гримм. По мотивам этой сказки поэт Юрий Энтин, режиссер Василий Ливанов и композитор Геннадий Гладков написали новую историю и выпустили мультфильм.
Физкультминутка “Бременские музыканты”.
На их выступление в концертный зал были приглашены не только жители страны мультфильмов, но и дети. Зрители сначала пришли в гардероб, и разделись (слово напечатано, учащиеся читают).
Слово “гардероб” имеет значение не только шкафа для одежды, но и помещения в общественном здании для хранения верхней одежды посетителей.
С. 31 № 1 (1).
– Случилось так, что мальчик и девочка разделись, а потом вспомнили, что забыли билеты. Им пришлось вернуться домой за билетами.
– Прочитаем задачу хором.
– Сколько пальто висело на вешалке? (10). Что надо узнать в задаче?
– Пальто останется больше или меньше, чем было?
– Покажите решение задачи на наборном полотне. (10 – 2 = 8 (п.))
– Как называются числа при вычитании. Прочтите запись, используя эти слова.
– Скажите ответ. Решение не убираем.
С. 31 № 1 (2).
– Дети вернулись с билетами.
– Прочитайте задачу хором.
– Сколько пальто было теперь на вешалке? (8)
– Сколько пальто повесили дети? (2)
– Что нужно узнать в задаче?
– Покажите решение задачи на наборном полотне на второй палочке. (8+2 = 10 (п.))
– Скажите ответ.
– А почему на вешалке было 10 пальто и стало тоже 10? (2 пальто надели, а потом 2 пальто еще повесили).
С. 31 № 2 (устно)
– Как вы думаете, кто в стране мультфильмов любит ходить в гости? (Винни-Пух).
Придумал этого веселого медвежонка английский писатель Алан Александр Милн, а перевел книгу на русский язык Борис Заходер.
– Девочка Люся пригласила Винни-Пуха и его друзей в гости. Прочитайте, что же у нее произошло?
– Что в задаче известно?
– Поставьте вопрос к задаче.
– Как решим задачу? (8 – 1 = 7 (ч.)) Скажите ответ.
С. 31 № 3
– Что больше всего любит Винни-Пух?
– Прочитайте в задаче, что осталось на столе после его визита?
– Решите задачу самостоятельно. (Один ученик решает на доске. 8 – 6 = 2)
Проверка.
– Как должен был поступить Винни-Пух? (Убрать тарелки). Как надо вести себя в гостях?
Физкультминутка (1 куплет песни кота Леопольда “Дождик босиком”.)
– Знаете ли вы, какой мультипликационный герой поет эту песню? (Кот Леопольд).
С. 31 № 4
– Кот Леопольд просит найти дорогу к спрятанному кладу.
– Знаете ли вы, что такое “клад”? (Клад – спрятанные где-нибудь ценности).
– Он дает вам инструкцию для поиска клада. Кто знает, что обозначает слово “инструкция”? (указания).
– Прочитаем инструкцию. Начертите отрезки. Как будем чертить? (от 0…).
– Какой отрезок длиннее?
– Узнайте на сколько см. (9 – 6 = 3 (см.)) Запишите ответ.
Задание на смекалку. С. 31.
– Сколько отрезков на чертеже? (3)
Рис. 3
– Как поставить на этом отрезке еще одну точку так, чтобы отрезков стало на 3 больше?
– На 3 больше, это сколько? (3 да еще 3 – это 6)
Рис. 4
– С. 31 № 5
– Итак, мы нашли клад. Это сундучок. А что же в нем? Буквы. Из них нужно составить слово, а для этого решим примеры. Каждый правильно решенный пример соответствует букве. (Карточки: с одной стороны буква, а с другой стороны ответ на пример.)
9 – м, 5 – о, 6 – л, 7 – о, 3 – д, 1 – ц, ы.
VI. Итог урока.
– Ребята, я совсем забыла про Незнайку. Он лег поспать и просил меня разбудить его к началу урока. А я забыла.
– Давайте расскажем ему, чем мы занимались на уроке.
– Вам понравился урок? Что вам понравилось?
– Об этих героях вы можете не только посмотреть мультфильмы, но и прочитать книги. Вы получите не меньше удовольствия. (Выставка книг.)
VII. Оценка работы учащихся на уроке.
– Урок окончен.