Индивидуальное логопедическое занятие

Разделы: Логопедия


Этап. Автоматизация в слогах и словах.

Цели:

  • Закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука.
  • Продолжать учить правильно произносить звук З в слогах и словах.
  • Развивать внимание, память, фонематический слух, мелкую моторику.
  • Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Оборудование: ведерко с горохом, маленькая фигурка зайчика, картинки-символы артикуляционных упражнений, схема – алгоритм для звука З, лист формата А4 с нарисованным лабиринтом.

Организационный момент.

Логопед. Сегодня я расскажу тебе сказку. Как ты думаешь, про кого будет моя сказка? А про того, кого ты найдешь на дне этого сухого бассейна. (Ребенок отыскивает в сухом бассейне – ведерке с горохом – маленькую игрушку.) Кто же это? (Зайчик).

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Итак, как обычно начинаются все сказки? Жил-был … Зайчик.


(рис. 1)

Был он очень веселый и любил играть. Однажды Зайчик познакомился с Веселым Язычком,


(рис. 2)

и они стали дружить. Веселый Язычок научил Зайчика своим играм вот по этим картинкам. Что это за игры? (Выполняются артикуляционные упражнения “Лопатка”, “Заборчик”, “Улыбка”, “Ветерок”, “Почисти зубки”, “Птенчики”, “Накажи непослушный язык”). А еще Язычок научил Зайчика играть с ушками.

2. Игра на развитие фонематического слуха и внимания.

Логопед. Эта игра называется “Поймай звук”. Звук можно “ловить” по-разному: можно просто поднимать руку, можно хлопать в ладоши, можно даже кричать:”Поймал!”. Зайчику нравится подпрыгивать, когда он слышит звук З. Поиграем? (Ребенок, используя фигурку зайчика, выделяет звук З из потока звуков и из ряда слогов, произносимых логопедом).

3. Самомассаж пальчиков.

Логопед. Зайка любил делать массаж своим пальчикам и научил своего дружка. (Логопед произносит текст, ребенок выполняет массажные движения: разминание каждого пальчика на строчку стихотворения; смена рук).

Как у Зайца Димочки
Фрукты в корзиночке:
Яблоки и груши.
Угощайтесь, кушайте!
Персики и сливы,
Спелые, красивые!

4. Уточнение артикуляции звука. Произношение изолированного звука.

Логопед. Веселый Язычок стал учить Зайчика произносить звук З. А чтобы он лучше запомнил, Язычок подарил ему вот такую картинку. Как она называется? (Схема). Давай “прочитаем” Зайчику схему (На схеме изображен порядок артикуляционных поз для звука З. Ребенок “читает” схему и произносит звук изолированно)


(рис. 3)

5. Произношение звука З в слогах.

Логопед. С тех пор, как Язычок научил Зайчика правильно произносить звук З, они полюбили играть в игру “Запомни, повтори”. Знаешь эту игру? Сейчас мы тоже поиграем. (Ребенок повторяет слоговые ряды с ударным слогом, с различной интонацией).

6. Произношение слов со звуком З.

Логопед. Однажды наш Зайка убегал от лисицы. Он так запутывал следы, что потом сам заблудился и не мог попасть домой.


 (рис. 4)

Помоги Зайчику вернуться домой. По какой дорожке ему нужно идти? Мимо каких предметов он пройдет по пути домой?

Игра “Лабиринт” – путь Зайчика проходит мимо предметов со звуком З. Ребенок находит дорожку к домику и одновременно называет эти предметы.

7. Итог.

Логопед. Зайчик вернулся домой и был очень рад. Вспомни, какие предметы встретились на его пути к дому? (Ребенок воспроизводит по памяти). Тебе понравилась сказка? В какие игры из этой сказки ты хотел бы поиграть дома?

8. Домашнее задание.

Логопед. Расскажи маме или папе, как подружились Веселый Язычок и Зайчик. В какие игры они играли? Попробуй научить этим играм маму с папой.

Литература:

  1. Успенская Л.П., Успенский М.Б., Учитесь правильно говорить. М., 1991.
  2. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003.