Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • продолжение знакомства учащихся с безударными гласными в корне слова;
  • формирование умения применять на практике правило правописания безударных гласных;
  • воспитание  внимательности и аккуратности.

Оборудование: учебник «Русский язык» – 1 часть, 2 часть, тетрадь для самостоятельных работ.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Ребята, готовы к уроку,
На вас надеюсь я друзья.
Мы хороший, дружный класс,
Все получится у нас!  

2. Постановка цели

– Сегодня мы будем продолжать выяснять, как правильно написать безударную гласную букву в корне слова. Для начала мы с вами вспомним правило «О проверке написания слов».

3. Игра «Загадка – отгадка», и проверочное слово

1. Сидит  дед  в сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук – нет лука)
2. В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд – нет льда)
3. Берега зеленые,   вода красная,  а рыбки чёрные. (Арбуз – нет арбуза)
4. Его весной  и летом мы видим одетым,
А осенью с бедняжки слетели все рубашки. (Дуб – нет дуба)
5. Что растет корнем вверх. (Зуб – нет зуба)

4. Работа  над пройденным материалом

а) Находим упражнение № 94, стр. 127.

Послушайте стихотворение (чтение учителем). Понравилось?  Есть ли в стихотворении непонятные слова?
– Прочитайте про себя один раз. А сейчас посмотрим, в каких словах пропущены буквы.

б) Обсуждение слов с пропущенными буквами.

Писал – проверочное слово пишет,
крючки – после буквы ч мы Ь не пишем,
Петров – три трудности написания: 

– большая буква в начале слова;
– безударная буква – Петя,
– парный звонкий на конце слова Петров – у Петрова,
– снежки – две трудности: безударный гласный  снег, парный звонкий в середине слова (снежок),
– бежал – безударная гласная в корне  слова: бег, бегает, пробежка,
– лежал – лёжа,
– бросал – бросит,
– пятак – пять,

в) Давайте письменно сделаем это упражнение в рабочей тетради.

г) Происхождение слов: розовый, малиновый, сиреневый.

слова – признаки            слова – предметы

розовый -----------------  от розы
малиновый  ------------  от малины
сиреневый -------------   от сирени

Происхождение последнего слова  голубой посмотрим в словаре № 5 «Словарь происхождения слов», стр. 156 (2 часть)

(Голубой – светло-синий цвет\\ образовано от слова голубь, поскольку оперенье этой птицы имеет сизо-голубой оттенок;)

5. Физкультминутка

Вот помощницы мои, их как хочешь поверни: (смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак (Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Постучали, (стучим по столу)
повертели, (круговые вращения кистью)
и работать захотели. (потираем руками)
Поработают немножко, (хлопаем в ладоши)
мы дадим им отдохнуть. (сложили ладони вместе)
Постучали, (стучим по столу)
повертели (круговые вращения кистью)
и опять обратно в путь. (хлопаем в ладоши)

6. Работа в самостоятельной тетради

– Упражнение 48, стр. 40. Сделаем проверку, используя подсказку на доске:

форма этого же слова                           родственные слова

письмо – письма                                      гостить – гость
следы – след                                             осень – осенний
дожди – дождь                                         вода – водный
трава – травы                                           вишневый – вишня
кора – коры                                               кормить – корм 
гнездо –  гнёзда                                        пятерка – пять
звезда – звёзды                                         дворовый – двор

– У слов в первом столбике в форме единственного числа определим род.
– Какого рода будет это слово, стоящее в форме множественного числа?

Вывод: если слово – название предмета стоит в форме множественного числа , то чтобы определить род надо поставить слово в начальную форму ( единственное число, отвечающий на вопрос кто? что? )

7. Итог урока

– Ребята чем мы сегодня занимались на уроке? ( учились как правильно писать слова с безударными гласными в корне )

8. Домашнее задание

– Упражнение  № 97, стр. 129.