Цели урока:
- продолжение знакомства учащихся с безударными гласными в корне слова;
- формирование умения применять на практике правило правописания безударных гласных;
- воспитание внимательности и аккуратности.
Оборудование: учебник «Русский язык» – 1 часть, 2 часть, тетрадь для самостоятельных работ.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Ребята, готовы к уроку,
На вас надеюсь я друзья.
Мы хороший, дружный класс,
Все получится у нас!
2. Постановка цели
– Сегодня мы будем продолжать выяснять, как правильно написать безударную гласную букву в корне слова. Для начала мы с вами вспомним правило «О проверке написания слов».
3. Игра «Загадка – отгадка», и проверочное слово
1. Сидит дед в сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук –
нет лука)
2. В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд – нет
льда)
3. Берега зеленые, вода красная, а рыбки
чёрные. (Арбуз – нет арбуза)
4. Его весной и летом мы видим одетым,
А осенью с бедняжки слетели все рубашки. (Дуб –
нет дуба)
5. Что растет корнем вверх. (Зуб – нет зуба)
4. Работа над пройденным материалом
а) Находим упражнение № 94, стр. 127.
Послушайте стихотворение (чтение учителем).
Понравилось? Есть ли в стихотворении
непонятные слова?
– Прочитайте про себя один раз. А сейчас
посмотрим, в каких словах пропущены буквы.
б) Обсуждение слов с пропущенными буквами.
Писал – проверочное слово пишет,
крючки – после буквы ч мы Ь не
пишем,
Петров – три трудности написания:
– большая буква в начале слова;
– безударная буква – Петя,
– парный звонкий на конце слова Петров – у
Петрова,
– снежки – две трудности: безударный
гласный снег, парный звонкий в середине
слова (снежок),
– бежал – безударная гласная в корне
слова: бег, бегает, пробежка,
– лежал – лёжа,
– бросал – бросит,
– пятак – пять,
в) Давайте письменно сделаем это упражнение в рабочей тетради.
г) Происхождение слов: розовый, малиновый, сиреневый.
слова – признаки слова – предметы
розовый ----------------- от розы
малиновый ------------ от малины
сиреневый ------------- от сирени
Происхождение последнего слова голубой посмотрим в словаре № 5 «Словарь происхождения слов», стр. 156 (2 часть)
(Голубой – светло-синий цвет\\ образовано от слова голубь, поскольку оперенье этой птицы имеет сизо-голубой оттенок;)
5. Физкультминутка
Вот помощницы мои, их как хочешь поверни: (смотрим
на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак
(Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Постучали, (стучим по столу)
повертели, (круговые вращения кистью)
и работать захотели. (потираем руками)
Поработают немножко, (хлопаем в ладоши)
мы дадим им отдохнуть. (сложили ладони вместе)
Постучали, (стучим по столу)
повертели (круговые вращения кистью)
и опять обратно в путь. (хлопаем в ладоши)
6. Работа в самостоятельной тетради
– Упражнение 48, стр. 40. Сделаем проверку, используя подсказку на доске:
форма этого же слова родственные слова
письмо – письма
гостить – гость
следы –
след осень
– осенний
дожди – дождь вода
– водный
трава – травы
вишневый
– вишня
кора – коры
кормить
– корм
гнездо – гнёзда
пятерка
– пять
звезда – звёзды дворовый
– двор
– У слов в первом столбике в форме
единственного числа определим род.
– Какого рода будет это слово, стоящее в форме
множественного числа?
Вывод: если слово – название предмета стоит в форме множественного числа , то чтобы определить род надо поставить слово в начальную форму ( единственное число, отвечающий на вопрос кто? что? )
7. Итог урока
– Ребята чем мы сегодня занимались на уроке? ( учились как правильно писать слова с безударными гласными в корне )
8. Домашнее задание
– Упражнение № 97, стр. 129.