Открытый урок "Настольная издательская система в МS WORD"

Разделы: Информатика


Цели:

  • знакомство с настольной издательской системой; совершенствование приёмов работы в среде текстового редактора; грамотное оформление предоставляемого материала;
  • развитие умения проводить систематизацию и классификацию объектов; формирование умения:
    • переносить знания в новую ситуацию;
    • планировать свою деятельность;
    • переводить информацию в знаковую, языковую форму.
  • воспитание познавательного интереса к предмету информатики, формирование умений осуществлять взаимосотрудничество; расширение кругозора.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Объяснение нового материала

Множество людей самых разных профессий практически ежедневно сталкиваются с необходимостью публикаций каких – либо печатных материалов. Это писатели, поэты, журналисты. И как долго, порой им приходиться обивать пороги редакций и издательств, чтобы опубликовать свой труд.
Проблема публикаций собственных трудов не менее актуальна и для научных работников. Научные и научно – популярные книги, статьи, тезисы докладов – часто всё это ждёт своей очереди в редакции научных журналов. Не менее заинтересованы в публикациях и переводчики.
В последнее время появилось много предпринимателей различного уровня. Немалую роль в успешной предпринимательской деятельности играет грамотная реклама. Здесь можно рассмотреть два направления. Первое – это создание слайд – фильмов для публичных демонстраций. Второе – создание рекламных буклетов, проспектов, которые могут быть тиражированы на бумажных носителях.
Наш список окажется неполным, если мы не вспомним об огромной армии школьников и студентов.

– Ребята, вам наверное уже приходилось что – либо печатать?
– Какие виды работ вы печатали?

Вопрос о публикации работ становится актуальным. И во всех рассмотренных этих случаях нам просто необходимо «издательство на вашем столе».
Первые настольные издательские системы на основе персонального компьютера появились в 1980г., когда фирма APPLE COMPUTER разработал первый лазерный принтер с высоким качеством печати. Это способствовало  быстрому развитию издательского процесса. Появление настольных издательских систем позволило основные этапы подготовки к печати перенести на рабочий стол.

– Какие этапы включает издательский процесс? (Набор текста, редактирование, корректирование, подготовка иллюстраций, разработка дизайна всего издания).
Для осуществления этих задач необходимо наличие двух уровней: аппаратный, программный уровень.

– Из чего состоит аппаратный (программный)  уровень?

А ещё, ребята, необходим пользовательский уровень. Каждый  человек неповторим, обладает своим характером, своим собственным видением мира, художественным вкусом, жизненным опытом – всё это существенно влияет на его творчество. Издательское дело – творческий процесс. У разных людей он проходит по-разному. Художник творит шедевр, ремесленник создаёт искусную поделку, дилетант копирует чужие работы. В настольном издательском деле также может появиться талантливый мастер, способный создать шедевр печатного дела. Но для того, чтобы стать мастером, необходимо освоить приёмы вёрстки и очень много работать. Давайте попробуем стать мастерами!

III. Практическое применение умений и навыков.

Предлагаю вам создать свою газету с помощью настольной издательской системы. Аппаратный уровень имеется, программный уровень – текстовый редактор WORD. Основными алгоритмами работы с объектами в среде текстового редактора вы уже владеете. Остальное будет зависеть от вашего творчества.
Итак, с этой минуты мы с вами  работники редакции, в которой есть следующие отделы:

Теоретический отдел – занимается теоретическим обоснованием материала. («Греческий парадокс» – Приложение 1, «Чудо-мозг» – Приложение 2).

Проблемно-коррекционный отдел – занимается решением актуальных проблем. («Шифр Цезаря» – Приложение 3).

Информационный отдел – сбор и обработка информации. («Рука человека – счётная машина» – Приложение 4).

Развлекательный отдел – занимается подборкой развлекательной информации. («Ломаем голову» – Приложение 5), «Приколы» – Приложение 6).

Административный отдел – наблюдает за созданием газеты, за работой сотрудников. Ему предоставляется право стать первым читателем созданного номера нашей газеты и оценить, будет ли в дальнейшем она актуальной, читаемой, прибыльной. На себя я возлагаю ответственность главного редактора. Буду направлять, и корректировать работу отделов.

Первая газета называется «Информдайджест».

Название газеты складывается из двух слов: информационный и дайджест.
1. Наша газета должна содержать информацию.
– Как вы думаете, какой должна быть информация? (Полезная, новая, актуальная, понятная)
2. Вторая часть заголовка – Дайджест.
– Дайджест – это материал печатаемый в сокращении.

Каждый отдел оформляет свои страницы. Мне нужны 6 редакторов. Ваша задача: оформить заголовок текста, подобрать размер шрифта, вставить колонки, рисунок, фигурный текст по вашему вкусу.

А с ответственными редакторами мы сейчас рассмотрим некоторые правила оформления страниц. Сделаем необходимый анализ других печатных изданий. (Подготовить примеры различные страницы газет и журналов)

– Из каких объектов состоит страница газеты?
– Какими свойствами обладает текст? (Кегль, гарнитура, цвет).
– От чего зависит размер шрифта печатных изданий?
– Каким должен быть шрифт на страницах нашей газеты?
– Как располагается текст на странице? (Колонки?).
– Как выравнивается текст в изданиях?
– При чтении газет практически не встречаются ошибки. Как этого можно добиться?
– Установка полей имеет значение?

Многовековым опытом издания  было установлено, что достаточно большие поля снижают нагрузку на зрение и облегчают восприятие информации. Самое маленькое поле – возле переплёта(левое), затем верхнее, правое, нижнее. Такая величина объясняется особенностями человеческого зрения. Глаз человека видит середину каждой вертикальной линии несколько выше, чем она расположена на самом деле, середина набора текста должна быть выше середины набора страницы.

А теперь немного расслабимся и сделаем зарядку для глаз.

– Теперь анализируем заголовки. Нет переноса. Точка в конце не ставится.
– Какими свойствами обладает рисунок? (Формат, размер, масштаб, размещение).
– Какими свойствами обладает фигурный текст? (Вид шрифта, форма, эффекты, тень, наклон, поворот).
– Обратите внимание на размер страницы. От чего это зависит?
– Ребята, какие печатные издания привлекают ваше внимание?
– Страницы ваших отделов должны быть яркими, привлекающими внимание.
– Всё, о чём мы сейчас говорили – это вёрстка страницы, т.е. расположение объектов на странице.
Итак, ответственные редакторы, мы обсудили с вами оптимальные условия создания нашей газеты. Теперь я попрошу присоединиться ответственных редакторов к своим редакторам и откорректировать их работу, подсказать, помочь. По роду обрабатываемой информации, каждый из вас не только отв. редактор, но и психолог, математик, биолог. По окончании работы мы собираемся все вместе на пятиминутке и делимся обработанной и представленной информацией.

Готовые материалы отделов распечатать и расположить на листе ватмана с готовым названием газеты.

Задания для каждого отдела:
Теоретический отдел – Рассказать о парадоксе, объяснить, в чём его суть.  Ответить на вопрос в тексте «Чудо – мозг».
Проблемно – коррекционный отдел  («Шифр Цезаря») – расшифровать четверостишие.
Информационный отдел  («Рука человека – счётная машина») – Объяснить суть умножения на 9(один объясняет, другой показывает).
Развлекательный отдел («Ломаем голову», «Приколы») -  Один читает данное стихотворение, другой читает в переводе. Ознакомить всех со смайликами и придумать названия смайликам трём последним.

После выполнения задания ответственные из отделов обмениваются обработанной информацией в следующем порядке:

1. Разные бывают
На свете ситуации
Не прожить и дня
Нам без информации.
Греческий парадокс.

2. Мы цивилизованные,
Сможем всё решить.
Нам лишь информация
Помогает жить.
Рука – счётная машина.

3. Слушаем мы радио,
Слушаем мы песни.
Нам вся информация
Полезна, интересна.
Шифр Цезаря.

4. Ломаем голову.
5. Приколы.
6. Чудо-мозг.

Вывод:

– Итак, мы подготовили макет газеты.
– Ребята, как вы думаете, у нашей первой газеты будет много читателей?
– На ваш взгляд, газета получилась интересной? Привлекательной?
– Я благодарю всех. Работали оперативно. А сейчас я всю работу передаю административному отделу на утверждение и тиражирование газеты. На этом время работы нашей редакции закончилось. Всем спасибо. До свидания.