ПАСПОРТ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
1. Название проекта: классный час на тему " По
страницам нашей истории", посвященный 65-летию
победы в Великой Отечественной войне.
2. Руководитель проекта: классный руководитель 4
класса.
3. Консультанты проекта: зам.директора по
уч.-воспит. Работе зам. ком. части им. Сухэ-Батора в
г.Владимире.
4. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:
Окружающий мир, физическая культура.
5. Возраст учащихся: 10 лет (ученики 4 класса).
6. Состав проектной группы: по решению
преподавателя.
7. Тип проекта: исследовательский.
8. Заказчик проекта: зам.директора по внеклассной
работе.
9. Цели проекта:
- воспитание любви к Родине, чувство патриотизма, дружбы и товарищества;
- формирование положительного отношения к Вооруженным силам России, стремление стать защитником Отечества;
- расширение представления детей о великой победе, об этом всенародном празднике со слезами на глазах.
10.Задачи проекта:
- совершенствовать у ребят умение осуществлять поиск нужной информации в источниках разного типа;
- совершенствовать умение проводить исследовательскую работу частично самостоятельно;
- развивать умение анализировать и обобщать материал.
11. Вопросы проекта:
- как происходила Курская битва;
- какие танки были на сражении;
- какие танки находятся на вооружении в армии в наши дни;
- как чтят память погибших воинов.
12. Необходимое оборудование – плакат "По страницам истории"; рисунки на тему "Танковое сражение", эскиз танка с условными знаками и данными по Т-34, диаграмма опроса о войне, записанные данные по количеству танков, участвующих в сражении, макет битвы, мультимедийный проектор с экраном, диски с записанной музыкой, МР-3 проигрыватель, свечи и журавлики для танца, флажки с наклеенными танками для украшения доски, компьютер, диски с "Большой и Детской энциклопедией Кирилла и Мефодия".
13. Продукт проекта – презентация собранного материала – классный час.
14. Этапы работы над проектом:
Этап социологического исследования – опрос в школе и дома ("Знаете ли Вы что такое Великая Отечественная война?"), беседа с учителем истории по теме, выход – диаграмма с результатами и интервью .
Этап теоретический – просмотр фильма "Огненная дуга" в г.Владимире, экскурсия в танковый полк им. Сухе-Батора в г.Владимире, возложение цветов к Вечному огню в г.Суздале и в с. Павловское, выход – сочинения об увиденном фильме, составление слайд-фильма "На экскурсии".
Этап статистический – поиск и изучение информации о танковом сражении через Интернет, энциклопедии и другие источники, выход – обработка информации и получение информации в сжатом виде для презентации.
Этап "Памяти павших будем достойны" – подбор стихотворений, песен о танкистах, о героях войны и нашего времени, а также изготовление макета "Танковое сражение".
Этап – презентация.
15. Распределение заданий:
Первая группа – проводит социологическое
исследование и подбирает материал "Памяти
павших будем достойны".
Вторая группа выполняет макет "Танковое
сражение", инсценирует стихотворение
"Рассказ танкиста" и обрабатывает
информацию из сочинений.
Третья группа оформляет выставку рисунков,
изготавливает большое изображение танка с
подписанными частями, изготавливает
оборудование для оформления доски, находит
информацию в электронном виде на тему "Курская
битва"( энциклопедии Кирилла и Мефодия".
Составление сценария классного часа
(презентация исследуемого материала),
стихотворений, песен о танкистах, о героях войны
и нашего времени, а также изготовление макета
"Танковое сражение".
Этап – презентация.
15. Распределение заданий:
Первая группа – проводит социологическое
исследование и подбирает материал "Памяти
павших будем достойны".
Вторая группа выполняет макет "Танковое
сражение", инсценирует стихотворение
"Рассказ танкиста" и обрабатывает
информацию из сочинений.
Третья группа оформляет выставку рисунков,
изготавливает большое изображение танка с
подписанными частями, изготавливает
оборудование для оформления доски, находит
информацию в электронном виде на тему "Курская
битва"( энциклопедии Кирилла и Мефодия".
Составление сценария классного часа
(презентация исследуемого материала).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит "Марш танкистов". Через несколько минут звук приглушается и на фоне звучащей музыки произносятся слова трех ведущих.
Ведущий: Сегодня классный час мы решили посвятить очень серьезной теме, можно сказать даже памятной теме, теме войны. Войны, которая стала суровым испытанием для советского государства. 65 лет отделяет нас от тех трагических дней, когда Родина находилась в смертельной опасности. Все дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для великой победы. 65-летию победы над фашизмом посвящается наш классный час. ( ведущий-учитель указывает на газету, выпущенную под названием "По страницам нашей памяти", посвященную 65-летию Победы)
Вторая и третья ведущие продолжают: Наша группа брала интервью у взрослых и учеников 2-4 классов. Нас интересовал вопрос: Знаете ли вы, что такое Великая Отечественная война? Исследования показали, что из 23 опрошенных взрослых, о войне знают все, а из 12 детей – только пятеро имеют понятие о войне.
(Ведущие показывают диаграмму, которая изображена на доске).
Мы выбрали для исследования одно из самых крупных сражений этой войны -танковое сражение, сражение на Курской дуге. И поинтересовались у учителя истории, когда оно было.
Прослушивается интервью с учителем истории.
Ведущие: 5 июля немецкие войска перешли в
наступление в районе Курска. Наши войска были
отброшены назад. И 12 июля наши войска решили
взять реванш. Произошло самое большое встречное
танковое сражение .Командовали нашими войсками
Ватутин и Рокоссовский. Около деревни Прохоровки
произошло сражение, в котором участвовало 1200
танков.
Немцы проиграли. Они потеряли 3,5 тысячи убитыми,
400танков. 16 июля немцы окончательно прекратили
сопротивление и отвели свои войска. Благодаря
этому сражению советские воины продвинулись
вперед и за 2 недели отогнали немцев на 40 км. В
ходе Курской битвы немцы потеряли 500000 солдат и
офицеров, 1500танков.(выделенные данные ведущие
показывают на доске).
Первая группа ребят, которая работала над отзывом к фильму "Огненная дуга" и выполняла макет по сражению начинает свое выступление:
"Слова Элины Федоровны – учителя истории нас заинтересовали, и мы решили посмотреть фильм "Огненная дуга". Этот фильм нам любезно согласились показать в зале "Милосердие и порядок".
На проекторе идет показ отрывков из фильма, а девочки зачитывают отрывки из отзывов к фильму (отрывки в Приложении).
Мальчики: А мы решили выполнить макет к танковому сражению, вот, что у нас получилось. И еще мы подумали, что "Рассказ танкиста", который сочинил Александр Твардовский,тоже подойдет к этому макету, мы его решили инсценировать.
Группа ребят, которая занималась исследованием танка Т-34, начинает свою презентацию.
– Наша группа решила узнать какие танки были на Курской битве. Танк – бронированная, самоходная, боевая машина на гусеничном ходу с мощным вооружением – эти сведения мы выписали из "Словаря русского языка".
(На доске – изображение нарисованного танка. На нем подписаны основные детали) Второй участник рассказывает о них, показывая каждую.
Третий участник группы продолжает:
– На Курской битве был танк Т-34. Это
лучший танк Великой Отечественной войны.
Он создан на Харьковском тракторном заводе в 1939
году группой советских ученых под руководством
Михаила Ильича Кошкина. Кроме экипажа,
вооружения, силовой установки, приборов внутри
танка размещаются средства связи, электрическое
и противопожарное оборудование, система
противоатомной защиты экипажа.
С немецкой стороны был танк "Тигр" и
"Пантера". Но наш танк был самый лучший.
Четвертый участник продолжает:
– В начале войны немцы ничего не могли противопоставить "тридцатьчетверкам". Это потом уже, многое заимствуя у нас в Германии сделают "Тигра" и "Пантеру". В начале войны Гитлер говорил о том, что, если бы знал о существовании Т-34, возможно, никогда не начал бы этой войны. Так, одним своим существованием танк произвел настоящую психологическую атаку на немцев.
Исполняется песня "Три танкиста".
Заканчивает эта группа свою презентацию
показом на мультимедийном проекторе фрагментом
Курской битвы из "Большой энциклопедии
Кирилла и Мефодия".
Группа ведущих исполняет композицию,
которая,по их мнению, отображает события 1943 года.
И снова танки шли на нас
И вспыхивали дымными столбами.
И приникали мы, устав стрелять
К горячим фляжкам пыльными губами.
И все же удержали рубежи
В июльской битве, оправдав надежды,
Окопы на полях примятой ржи
Проходят там, где проходили прежде.
Звучит песня "Журавли" Я.Френкеля в
исполнении М.Бернеса.
В проигрыш мальчики читают стихи, а во время
куплетов девочки изображают композицию с
бумажными журавлями, в конце песни девочки
приседают на одно колено с зажженными свечами. По
окончании песни свечи затухают и ребята уходят.
Мы в снегах замерзали
И в болотах тонули гнилых.
В медсанбатах от ран умирали
И друзей хоронили своих.
Мы заживо в танках сгорали
И с гранатою шли на врага,
Жизнь свою мы за вас отдавали,
Хоть была она нам дорога.
Как хотелось любить и смеяться,
Чтоб растить и любить сыновей,
К материнской ладони прижаться,
Благодарнее став и мудрей.
Нам славы посметртной не надо,
Хоть наша судьба и горька.
Но высшая всем нам награда
Ваша память о нас навсегда.
Только нас в суете не забудьте,
Не предайте погибших за вас.
Милосердны и счастливы будьте,
И молитесь почаще за нас.
Ведущие продолжают:
– Несомненно, время движется вперед, мы – дети 21 века и хотим жить и узнавать новое. Например, какие танки защищают нашу Родину сейчас. Так, мы побывали в танковом полку им. Сухе-Батора в городе Владимире. (Идет показ слайдов, сделанных в танковом полку).
– Мы живем под мирным небом
И не знаем мы войны.
Только, если будет нужно –
Защитим Россию мы!
(Выходят все мальчики и произносят эту фразу. Включается проектор и идет показ слайдов, которые были сделаны в школьном тире.)
– Мальчишек радость не унять –
В войнушку дали поиграть.
Собрать автоматы,надеть ОЗК
Сможет каждый сейчас без труда!
На фоне показа звучит песня в исполнении А,Хворостяна «Я служу России»
Ведущие продолжают:
Несмотря на то, что нет уже советского народа,
как и не стало Советского Союза, их беспримиримый
подвиг никогда не померкнет в памяти поколений.
Никогда не забудем май 1945 года,праздник радости
со слезами на глазах. Вслед за десятками
миллионов погибших в годы войны каждый день
уходят из жизни ветераны Великой Отечественной
войны, очевидцы тех страшных дней и ночей.
Но мы помним тех, кто не вернулся с той далекой и
страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня
сегодняшнего, кто победил, чтобы мы сейчас жили
спокойно. Мы возложили цветы к Вечному огню,
отдав тем самым дань памяти. (Показ слайдов,
когда возлагались цветы).
Звучит фонограмма из кинофильма "Семнадцать мгновений весны", дети - участники выстраиваются.
Вспомним всех поименно
Горем вспомним своим
Это нужно не мертвым
Это нужно живым.
Музыка звучит и учитель благодарит детей за проделанную работу, благодарит гостей и родителей за внимание и оказанную помощь.