Урок русского языка в 10–11-х классах. Отбор и систематизация материала при подготовке к сочинению-рассуждению

Разделы: Русский язык


По форме и виду данный урок – урок-практикум. По типу – урок применения знаний на практике с целью их углубления и расширения.
Метод коллективного творчества – ведущий метод данного урока  работы с текстом. Это позволяет экономно расходовать время и не оставляет бездейственными учащихся. Педагогические приемы – приемы, развивающие мыслительную деятельность учащихся : анализ, синтез, выделение главного, конкретизация, обобщение. Виды работ – дедукция, составление опорного конспекта, словарный диктант, элементы рецензирования, изложения, сочинения.

(Приложение 1, слайд 1)

Цели урока:   

  • Образовательные: рассмотреть идейно-композиционное содержание текста, предложенного  для анализа; систематизировать материал для собственного сочинения (Приложение 1, слайд 2)
  • Развивающие: развитие у учащихся таких мыслительных операций, как анализ, синтез, выделение главного, обобщение; развитие связной устной и письменной речи.
  • Воспитывающие: привлечь внимание школьников к такой проблеме, как память о прошлом, формирование таких нравственных понятий, как гражданский долг, гражданская совесть.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Синтаксическая  «пятиминутка»  (Приложение 1, слайд 3)

Внимательно посмотрите на предложения. Подумайте, каким пунктуационным правилом их можно объединить. Укажите лишнее предложение из этой группы:
1) Моя страна как сад цветущий.
2) Наша Родина  нам ее и беречь.
3) Камчатка, Сибирь, Приморье  все это Россия.
4) Этот город мое любимое место на земле.
Запишите эти предложения, расставив недостающие знаки препинания. Проверьте себя (Приложение 1, слайд 4)

2. Проектирование действий на уроке

Каков порядок действий при написании сочинения в формате ЕГЭ?

  • Внимательно читаем текст
  • Определяем проблемы, комментируем их.
  • Выясняем главную мысль автора.
  • Говорим о своей точке зрения на проблему, аргументируя мысли.

3. Работа с текстом 

Вступительное слово учителя (или заранее подготовившего ученика)  об Александре Смышляеве. (Приложение 1, слайд 5)
Выразительное чтение текста. (Приложение 2)
Словарная лексическая работа. Объяснить значение слова замшелый. (Проверка индивидуального домашнего задания)  (Приложение 1, слайды 6, 7)

ЗАМШЕЛЫЙ, -ая, -ое, -ел. Покрывшийся мхом. 3. валун. 3. дед (перен.: дряхлый; разг.). II сущ, замшелость, -и, ж     (Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов)

ЗАМШЕЛЫЙ, замшелая, замшелое (обл.). Покрывшийся плесенью, мхом. Замшелый пень.    (Словарь Ушакова)

4. Работа в группах (Приложение 1, слайд 8).

Задание 1. Выпишите из текста слова с орфограммой в приставках. Опираясь на правила орфографии, объясните правописание этих слов. 
Задание 2. Выпишите из текста слова с орфограммой в « Н и НН в разных частях речи.  Опираясь на правила орфографии, объясните правописание этих слов. 
Задание 3.  Сформулируйте тему текста. Придумайте к тексту 3-4 вопроса.
Задание 4.  Сформулируйте  проблемы, поставленные автором.
Задание 5.  Определите главную мысль текста, раскройте авторскую позицию.
Задание 6*. Внимательно прочитайте текст. Какие  средства  языковой  выразительности вы увидели?

Проверка выполненных заданий и составление опорного конспекта. (Приложение 3), (Приложение 1, слайд 9)

5. Коллективная работа, направленная на аргументацию собственного мнения в сочинении-рассуждении

– Внимательно прочитайте высказывания писателей и публицистов по проблеме исторической памяти поколений. (Приложение 4) (Приложение 1, слайд 10)

(По ходу чтения высказываний учитель или заранее подготовившийся ученик сообщает краткие сведения об авторах этих слов). (Приложение 5)

– Возможно ли использование этих высказываний в вашей письменной работе? Каким образом вы будете это делать? (Заполнение конспекта)

6. Творческая работа. Создание элементов сочинения. (Приложение 1, слайд 11)

1 ряд. Написать вступление в вопросной форме. Определить проблематику текста. (4-5 предложений)
2 ряд. Сформулировать позицию автора (4-5 предложений)
3 ряд. Привести аргументацию собственного мнения по проблеме.

7. Подведение итогов. Оценки за урок

8. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 12)

Коллективное: написать сочинение экзаменационного характера.
Индивидуальные:
1. Составить текст  диктанта, включив в него наиболее трудные для написания слова из текста.
2. Составить задания уровня В, используя материал текста А.Смышляева.