Внеклассное мероприятие по литературе

Разделы: Внеклассная работа


Подготовительная работа

Формируются 2 (две) команды из учащихся 9-х классов, желающих участвовать в мероприятии. Учитель может выбрать ведущего, либо сам ведет программу. Предварительно участникам предлагается перечитать произведения Н.В. Гоголя («Тарас Бульба», «Ревизор», «Мертвые души», «Майская ночь»).
В команде обязательно должны быть учащиеся, умеющие хорошо рисовать («художник»); «языковед» – ученик, проявляющий лингвистические способности. Команды готовят приветствие и название.

Оборудование и оформление: портрет Н.В. Гоголя, цитаты из его произведений; ватман или альбомные листы, краски, карандаши.

Жюри – учителя литературы, риторики и представитель от учащихся! Оценки можно ставить по пятибалльной системе.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий (готовится заранее) представляет участникам и зрителям – болельщикам сведения из жизни Н.В. Гоголя. После чего он обращается к участникам:

– Сегодня каждый из вас получит возможность прикоснуться к тайнам творчества Н.В. Гоголя, попробует себя в качестве актера, режиссера, проявит свои творческие и коммуникативные способности.
Итак, слово для приветствия предоставляется команде…

Затем произносит свое приветствие другая команда.

Ведущий: А сейчас мы проведем интеллектуальную разминку. Каждая команда задает соперникам 4 (четыре) вопроса, касающихся жизни и творчества Н.В. Гоголя. (Это задание можно заменить другим: передать словами или жестами сцену у дверей между Маниловым и Чичиковым).

(Жюри подводит итоги после выступления команд).

Ведущий: В.Г. Белинский, отмечая свойство искусства отражать явление жизни целостно и всесторонне, даже если в произведении изображена какая-то одна их сторона, черта, грань, писал о героях гоголевского «Ревизора»: «Художественная обрисовка характера в том состоит, что если он дан вам поэтом в известный момент своей жизни, вы уже сами можете рассказать всю его жизнь и до и после этого момента». – Расскажите подробно «биографии» Хлестакова, Городниченко, Ляпкина-Тяпкина, Земляники.

(Далее команды предоставляют свои версии жюри, подводит итоги этого задания)

Ведущий: А сейчас командам предлагается описать «течение дня» следующих персонажей поэмы Гоголя «Мертвые души»: Плюшкина, Манилова, Ноздрева, Коробочки.

(Жюри подводит итоги после выступления команд).

Ведущий: Расскажите, о чем думают герои литературного произведения Н.В. Гоголя «Ревизор». Сочините «внутренние монологи» для участников финальной сцены «Ревизора» (можно раздать листочки с записью сцены).

Жюри подводит итоги.

Ведущий: А сейчас задание «языковедам» команд.
Подберите ряд синонимов к указанному слову и выясните, почему автор при работе над словами не отдал предпочтение ни одному из других возможных вариантов.

«Сыплется гром соловья» (Н.В. Гоголь «Майская ночь»).

Феодулия Ивановна, супруга Собакевича, знакомившись с Чичиковым, свою руку «почти впихнула ему в губы» (Н.В. Гоголь «Мертвые души», ч.1, гл.5)

Рисуя в поэме «Мертвые души» встречу двух дам, просто приятной и приятной во всех отношениях, Н.В. Гоголь замечает, что хозяйка, усаживая гостью на диван, «запихнула ей за спину подушку…» (Н.В. Гоголь «Мертвые души», т.1, гл.9)

Слово предоставляется жюри.

Ведущий: Как вы понимаете столь необычное построение фразы? Гоголь, описывая гостей на балу у губернатора. («Мертвые души», гл.1): «Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки…»

Слово предоставляется жюри.

Ведущий: Вслушайтесь в звучание фразы. Использование, какого глагола дает наибольший художественно – стилистический эффект?
«И … Тарас распаковывать своим слугам один из возов» (Гоголь, «Тарас Бульба»).

Возможные глаголы:

приказал,
повелел,
дал указание.

Слово жюри.

Ведущий: Задания, которые обращены к обеим командам одновременно.

1 команда

Раскройте композиционную роль всех пейзажных описаний в их связи с образным миром произведения: описание старого, запущенного сада перед встречей Чичикова с Плюшкиным («Мертвые души», гл.6)

2 команда

Покажите, в чем связь между обликом героя, характеризующий этот облик деталью – вещью и идейным замыслом писателя:
Шкатулка Чичикова, чубук Манилова, поздревский турецкий кинжал, на котором по ошибке было вырезано «Мастер Савельев Сибиряков».

Слово предоставляется жюри.

Ведущий: Подготовьте диалог Городничего и Хлестакова (Н.В. Гоголь «Ревизор», действие 2, явление 8) (Тексты раздаются)

Слово жюри.

Ведущий: Заключительным этапом будет конкурс «художников» команд.
Известно, что в арсенале Гоголя немалое место занимает цветопись. Так В.Г. Белинский отмечал: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности…»
Особое место в поэме «Мертвые души» занимает пейзаж, так как он сливается с описанием быта, раскрытием характеров персонажей. Таков пейзаж, предваряющий появления Манилова. Гоголь не сразу нашел нужные краски для этой зарисовки. Сохранившиеся отрывки позволяют нам заглянуть в творческую лабораторию писателя, проследить его работу над словом. Кроме окончательной, имеются еще две редакции.
Всем предлагается сравнить первую и последнюю редакции. Команда № 1 «изображает» на листочках, которые лежат у вас на столах первую редакцию. Команда № 2 – последнюю. Потом команды обмениваются работами и сравнивают.

(Листы с текстами должны быть предварительно розданы участникам).

Первая редакция:

Поодаль в стороне темнея сосновый лес. Погода в это время очень кстати прислужилась к пополнению этой картины. День был не то ясный, не то серый, облака убрали все небо клоками, как хлопчатая бумага, кое-где оставив просвечивать синеву. Скоро им показалось и этого много и они [слились в одну] заволокли его совершенно.

Последняя редакция:

Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясным, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат…

Итоговое слово предоставляется жюри.

Команда, победившая в этом соревновании, награждается.