Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре

Разделы: Работа с дошкольниками


Современное социально – экономическое состояние общества, неблагополучная экологическая обстановка, постоянно усиливают отрицательное влияние на здоровье не только взрослого, но и подрастающего поколения. Так, число здоровых детей, не сегодняшний день, составляет 1-4%, на 30-50% увеличилось количество детей с патологией эндокринной, костно–мышечной, сердечно – сосудистой систем, аллергией и злокачественными заболеваниями; в 2 раза увеличился уровень психосоматических расстройств (данные последней диспансеризации). Состояние здоровья детей вызывает тревогу и в нашем дошкольном образовательном учреждении: 50% воспитанников детского сада страдают хроническими заболеваниями, треть детей имеют функциональные отклонения, как следствие частых заболеваний. Поэтому коллектив ДОУ определил физкультурно-оздоровительную работу приоритетной.

В процессе организации физкультурно-оздоровительной работы активно использую нетрадиционные методики оздоровления детей. Полученные на курсах знания позволили мне успешно освоить психогимнастику, звуковую и дыхательную гимнастику, массаж, элементы йоги, которые включаются в занятия по физической культуре и применяются в свободной деятельности детей.

План – конспект сюжетного занятия по физической культуре «Путешествие в Спортивное царство» для детей старшей группы.

Задачи:

1. Способствовать представлению о роли физических нагрузок в укреплении и развитии мышц рук, ног, туловища.

2. Совершенствовать у детей умение отбивать мяч, прыгать через скакалку, бегать,  не наталкиваясь друг на друга.

3. Развивать крупную и мелкую мускулатуру рук, ног, туловища; способствовать формированию правильной осанки.

4. Воспитывать самостоятельность, активность, создавать условия для развития у детей двигательного творчества.

Оборудование и инвентарь: по количеству детей,  3 – 4 мяча (d = 20 см), 3 – 4 мяча с шипами, 3 – 4 роликовых массажера для тела, 6 – 8 шипованных кочек, резиновые жгуты, закрепленные на гимнастической лестнице, схема расположения «спортивных уголков»  - круговой тренировки.

 

Содержание частей занятия

Доз-ка

Организационные методические указания

I.

Вводная часть

5 минут

 

 

1. Построение в круг

Педагог: Ребята, здравствуйте. Предлагаю вам отправиться в путешествие по Спортивному царству на «Ракете хорошего настроения». Наша ракета  будет останавливаться на станциях, где мы с вами будем выполнять различные задания. Ну что, отправляемся?

Дети: Да!

 

Выступление инструктора

 

Игра «Ракета хорошего настроения»

Педагог: К запуску ракеты хорошего настроения приготовьтесь!

(дети выставляют большой палец)

 Дети: Есть приготовиться!

Педагог: Надеть скафандры!

(дети делают вид,  что надевают шлем)

Дети: Есть надеть скафандры!

Педагог: Пристегнуть ремни!

(дети хлопают в ладоши)

Дети: Есть пристегнуть ремни!

Педагог: Включить контакт!

(дети соединяют указательные пальцы на левой и правой руке)

Дети: Есть включить контакт!

Педагог: Ключ на старт!

(дети поднимают правую руку вверх)

Дети: Есть ключ на старт!

Педагог: Включить мотор!

(дети делают вращательные движения рук около груди)

Дети: Есть включить мотор!

Педагог: Начать отсчет времени!

(все вместе считают «5, 4, 3, 2, 1! – Пуск! Ура!»(бурные аплодисменты)

Педагог: Все готовы? Тогда полетели! Все в колонну становитесь! И в затылок все держитесь!

 

Инструктор произносит текст, дети выполняют движения

 

Ходьба в колонне по одному

Педагог: Кочки впереди увидали, осторожно по ним зашагали!

30”

Смотреть в затылок впереди стоящему

 

Ходьба по шипованным кочкам

Педагог: На носочки дружно встали!

30”

Следить за осанкой

 

Ходьба на носочках, руки в стороны

Педагог: Здесь мы низко сели и на месте не сидели!

30”

Руками не помогать

 

Ходьба на ягодицах вперед

Педагог: Засиделись мы, друзья. А ну, бегом пора!

30”

 

 

Бег в колонне, с подскоками, руки свободно балансируют

Педагог: А теперь спиной вперед!

1'

Выше подскок

 

Бег спиной вперед

Бег в колонне по одному

Педагог: После бега все в колонне зашагали

30”

1'

Смотреть через правое плечо

 

Упражнение на восстановление дыхания.

«Обними себя»

Педагог: Руки в стороны разведи, через нос ты вдохни, крепко – крепко плечи обними и на выдохе «Ох!» произнеси.

2-3 раза

Вдох – через нос, выдох – через рот

II

Основная часть

 

 

 

Перестроение из колонны по одному, в колонну по три, через середину зала

Педагог: - Мы сильные, мы смелые, нет слабых среди нас. На станцию «Разминка» мы прибыли сейчас!

- Разминка называется «Наши имена». Сейчас каждый громко назовет свое имя (дети выполняют). Молодцы! Каждое имя что то обозначает. Мы будем выполнять упражнения  и дадим им ваши имена.

 

 

II

ОРУ «Наши имена»

5 – 6 минут

Комплекс с элементами корригирующей гимнастики

 

1. Имя Анна – миловидная.

И.п.: стойка, ноги на ширине стопы, руки опущены.

1 – руки в стороны, назад.2 – 3 свести руки перед собой, обхватить за плечи. 4 – и. п.

6 – 7 раз

Спина прямая

 

2. Имя Дарья – повелительница.

И. п.: стойка, ноги на ширине плеч, руки поднять вверх.

1 – 2 – наклон вперед со взмахом рук назад, одновременно работать пальцами рук.

3 – 4 – и. п.   

5 – 6 раз

Голову не опускать, ноги не сгибать

 

3. Имя Валерий – бодрый.

И. п.: стойка,  руки за спиной.

1 – присесть на носках, разводя колени,

2 – упор руками, выпрямить ноги, голову опустить,

3 – присесть, руки вперед,

4 – и. п.

6 – 7 раз

Спина прямая

 

4. Имя Леонид – подобный льву.

И. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища

1 – согнуть ноги, руками захватить голеностопный сустав

2 – 3 – с помощью рук потянуться вверх.

4 – и. п.

5 – 6 раз

Темп умеренный,

голову не опускать, хорошо прогнуться

 

5. Имя Елена – сияющая.

И. п.:  сидя,  ноги скрестно, руки – упор  сзади.

1 – ноги выпрямить

2 – ноги поднять вверх

3 – ноги опустить

4 – и.п.

6 – 7 раз

Ноги в коленях не сгибать

 

6. Имя Григорий – бодрствующий.

И. п.: основная стойка, руки на поясе. Ритмичный бег на месте, высоко поднимая колени, чередовать с ходьбой.

По 20 сек. 2 раза

 

 

Дыхательное упражнение «Вырастем большие»

«Мы растем, растем» - подняться на носочки, руки вверх – вдох.

«Выше становимся с каждым днем» - опустить руки вниз, опуститься на всю стопу – выдох.

Выдыхая, произносим «Ух-х-х!»

2 – 3 раза

Темп средний

3.

ОВД – II станция

10 минут

 

 

Педагог: Настроение каково?

Дети: Во!

Педагог: Все такого мнения?

Дети: Да!

Педагог: Все готовы? Тогда полетели! Станция II – Спортивное царство! В нашем царстве много спортивных уголков. Я предлагаю вам показать все то, что вы умеете делать с этими предметами. Только выполнив все эти задания мы сможем отправиться дальше.

 

 

4.

Распределение детей по спортивным уголкам.

Круговая тренировка

Сигналом перехода от одного уголка к другому является остановка фонозаписи.

 

Во время самостоятельной деятельности педагог ведет индивидуальную работу с детьми

 

Уголок  №1. «Лыжник спускается с горы»

- стоя лицом к гимнастической лестнице (на ней закреплены 2 резиновых бинта), захватить бинты правой и левой рукой, выполнить наклон вперед, руки отвести назад, растягивая бинты.

До 2 –х минут

Ноги не сгибать, руки прямые

 

Уголок  №2. «Массаж спины»

- стоя на массажном коврике, выполнять самомассаж роликовым массажером.

До 2 – х минут

Массаж удобным для детей способом

 

Уголок  №3. «Ловкие ножки»

- сидя, руки сзади, цикл движений с катанием шипованного мяча, внутренними поверхностями стоп. Сбить кеглю, прокатив мяч ногой.

До 2 – х минут

Смотрим на мяч

 

Уголок  № 4 «Точно в обруч попади»

- стоя, отбивать мяч, точно, в лежащий на полу обруч. Поочередно 10 раз правой рукой и 10 раз левой рукой.

До 2 – х минут

Следить за осанкой, качеством выполнения движений

 

Уголок  № 5. «Прыгуны через скакалку»

- прыжки через скакалку.

Педагог: Настроение каково?

Дети: Во!

Педагог: 1 – 2 – 3 покружились и на станции    «Игра» приземлились. Настало время нам играть.

До 2 – х  минут

Прыжки удобным способом

 

Подвижная игра «Зоопарк»

Педагог распределяет роли. В игре используют обручи трех цветов: красные – в них находятся «зайцы», которые по сигналу начинают прыгать по залу на двух ногах; «синие» - в них находятся медведи, которые ходят на ладонях и стопах; «зеленые» - в них находятся паучки, которые ходят на четвереньках. Воспитатель – «охотник». По сигналу «Охотник!» все звери и охотник стараются занять свободный обруч. Ребенок, который остался без обруча, становиться охотником.

3 – 4 раза

 

III

Заключительная часть

3 – 4 мин.

 

 

Педагог: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. «Ракета хорошего настроения» приземлилась на станции «Берег морской».

Упражнение с элементами дыхательной гимнастики и психогимнастики

Педагог: Закроем глаза. Представим, что мы на море. Вдохнем морской  воздух (вдох через нос, выдох через рот). Развели руки в стороны, сделали руками плавные движения «волны». А сейчас нырнем в морскую пучину, задержали дыхание.

И. п.- лежа на животе, выполнить плавательные движения руками.

- И 1 – 2 – 3 – к берегу плыви. Открываем глаза.

Педагог: Сегодня вы занимались в спортивных уголках. Вам понравилось? (ответы детей). Какие уголки вам больше понравились? (ответы). Нам  было весело! Давайте поблагодарим друг друга и улыбнемся. Спасибо вам, ребята, за отличную работу на занятии. И до новых встреч! До свидания!

 

Упражнение сопровождается фонозаписью «Морские превращения»