Конспект открытого урока по чтению в коррекционной школе VIII вида по теме "Для чего нужен снег". Ю.Дмитриев. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Отрабатывание правильного выразительного, осознанного, беглого чтения.
  • Развитие связной речи, техники чтения.
  • Воспитание бережного отношения к природе, умение видеть красивое.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Чтобы лучше нам читать,
Надо язычки размять.
ЛО-ЛО-ЛО – снежное покрывало
НА-НА-НА – наступила весна
ЕГ-ЕГ-ЕГ – у нас ещё снег
СУ-СУ-СУ – лежит снег в лесу
ГА-ГА-ГА – завывает вьюга
ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ – метёт метель

Музыкальное сопровождение  (вьюга, буря, метель, завывание ветра)

– Слушая эту музыку, какую картину вы представили?
– К какому месяцу зимы это соответствует? (Февраль)
– Февраль – последний месяц зимы.

II. Проверка домашнего задания

– Давайте вспомним февральские пословицы.
– Февраль зиму ломает, воду подпускает.
– Февраль рисует, малюет, красну весну чует.
– В феврале зима с весной встретятся впервые.
– А сейчас какое время года?

Весна – самое долгожданное время года. Природа стремительно пробуждается от зимнего сна. Календарная зима закончилась, но на самом деле в Сибири ещё в марте стоят холодные морозные деньки. В марте и спереди и сзади зима. На Крайнем Севере зима продолжается полгода и больше, на юге – один-два месяца. Но сколько бы зима не длилась, холод и недостаток корма делают ее самым тяжёлым для зверей и птиц временем года.

III. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня на уроке мы и будем об этом говорить и читать

IV. Проверка домашнего задания

– Было предложено по данным темам составить рассказ:

Снег в лесу.
Зимний лес.

V. Зарядка для глаз

Летит снежинка белой каруселью
И кружится, и пляшет, и танцует.
И вдруг разбилась на мелкие кусочки.
Помоги скорей снежинке стать обратно, как была.
Собери ты все осколки и прочти на них слова.

VI. Упражнения на внимание и работа над техникой чтения

    – Назовите слова, которые запомнили по теме «Зима».
– Составьте предложение. – Какие слова были непонятны.
Бесснежные – это, какие зимы? (без снега), а у нас какая?
Промерзает – затвердеть от мороза.
Маскировка – делаться незаметным, невидимым. – Эти слова встретятся в рассказе

VII. Подготовка к чтению рассказа

– Название сегодняшнего рассказа узнаете, прочитав, справа налево.

ГЕНС  НЕЖУН  ОГЕЧ  ЯЛД (Для чего нужен снег?)

– Фамилию автора вы узнаете, если смещённые буквы соедините верно.

– Сегодня на уроке мы узнаем, кому помогает Снег и какую пользу приносит Снег.

VIII. Первичное чтение учителя

– Что обнаружили приятели на лыжне?(Вопрос перед чтением)
(Ответы детей)
– Как называется эта птица? (Тетерев)

Тетерев

Зимой у тетерева  кормилица – берёза. Кормится почками и серёжками. Под снегом днём – убежище от ястребов, а ночью – от филинов и сов и, главное, защита от морозов и метелей.
Лыжников было много, и они так укатали снег, что тетерев никак не мог выбраться. В зимнее время все любят кататься на лыжах.

– А вы любите кататься на лыжах?

Физминутка

Мы едем на лыжах
Мы мчимся с горы
Мы любим забавы
Холодной поры.

– Какая вам из зимних игр ещё нравиться?  (Игра в снежки)

Какие слова вы прочитали на снежках?

Сложные слова для чтения прикрепляются на доску. Чтение этих слов хором по слогам.

IX. Жужжащее чтение

Вопрос перед чтением:

– Для чего птицы забираются в снег? (Чтобы избежать большей опасности – холода)
– Подтвердите словами текста

                                             проло       1  жили           что? лыжню
– А теперь к словам                    расковы  2  ряли  снег  – Для чего расковыряли?
 добавьте вопрос Что?    раско        3  пали  снег  –  Если раскопать, что увидим? зачитайте
 и ответьте словами        задержи   4  вается снег – Кому плохо, когда снег задерживается?
 из текста. 

– Давайте подберём к существительному Снег глаголы.

Снег  (сообщение)

X. Чтение по абзацам

Чтение по абзацам прерывается

XI. Чтение по ролям (отрывок). Работа над выразительностью.

XII.Чтение по точкам

– Почему появляется ледяная корка? (от перемены температуры)
– Ну, а для чего же птицы забираются в снег, если это опасно вы прочитаете в заснеженном тексте.
Чтобы избежать ещё большей опасности – холода. Вот и ныряют они по вечерам в снег, как в пуховую перину. Заберутся поглубже и спят.
– С чем автор сравнивает снег? Почему?

XIII. Чтение буксиром

XIV. Изографы

Зрительное восприятие, воображение, внимание, образная  зрительная память. 
– Какая беда может произойти с этими зверями в бесснежную зиму?
(Запись голоса учителя)

XV. Итог


– Какая иллюстрация подходит к произведению, по которому мы работали на уроке?
– По каким признакам узнали? (Показ иллюстраций)

Кому помогает  и какую пользу приносит Снег? (Снег помогает птицам, зверям, растениям.)