"Предложения двусоставные и односоставные. Виды односоставных предложений". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: русский язык, грамматическая основа предложения, двусоставные предложения, односоставные предложения, синтаксический разбор предложения


Цели:

  • дать представление об односоставных предложениях и их классификации; совершенствовать умения учащихся различать односоставные и двусоставные предложения и уместно употреблять их в речи; повторить знания учащихся о видах сказуемого, главных и второстепенных членах предложения;
  • содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления и монологической речи;
  • содействовать развитию любви к творчеству А.С. Пушкина, вниманию к поэтическому слову.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Организация учащихся с целью подготовки их к восприятию нового материала.

2. Проверка домашнего задания

Памяти Пушкина

Мы чтить тебя привыкли с юных лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!

А.Н. Плещеев

– Найдите примеры инверсии в этом четверостишии. С какой целью она здесь используется?

чтить тебя привыкли – привыкли чтить тебя
и дорог нам твой образ благородный – благородный образ дорог
в памяти народной – в народной памяти

(Инверсия использована для ритмической организации стиха и как изобразительное средство языка.)

– Выделите грамматическую основу и охарактеризуйте её. Составьте схему предложения на доске.

Мы привыкли чтить – подлежащее «мы» выражено личным местоимением; составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола «привыкли» в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, множественного числа и глагола-инфинитива.

Образ дорог – подлежащее «образ» выражено именем существительным; составное именное сказуемое состоит из глагола-связки «быть» в нулевой форме и именной части, выраженной кратким прилагательным.

Ты смолк – подлежащее «ты» выражено личным местоимением; простое глагольное сказуемое «смолк» выражено глаголом  в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода.

Ты не умрёшь – подлежащее выражено личным местоимением «ты»; простое глагольное сказуемое выражено глаголом в форме изъявительного наклонения, будущего простого времени, 2-го лица, единственного числа.

3. Подготовка к восприятию новой темы

1) Беседа с элементами лингвистического анализа текста

– Какому русскому поэту посвящены строки А.Н. Плещеева? (А.С. Пушкину.)
– Сформулируйте основную идею этого стихотворного отрывка. (Имя А.С. Пушкина всегда будет в памяти народной.)
– Как вы думаете, почему творчество А.С. Пушкина так свято и дорого русскому народу? (Поэзия сопровождает нас с рождения, в стихах Пушкина мы находим подтверждение собственным мыслям и чувствам.)
– Прочитайте эпиграф к уроку, записанный на доске.
Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикоснётся к нему.
– Объясните орфографию и пунктуацию в данном предложении.
(Учащиеся проводят орфографический и пунктуационный разбор высказывания.)
– Сегодня на уроке мы будем часто обращаться к поэзии А.С. Пушкина. Вспомните, в какое время года талант поэта расцветал с наибольшей силой? (Осенью.)
– Почему? (Осенняя природа – источник вдохновения.)
Вспомните строки, посвящённые этому времени года.
(Учащиеся приводят примеры из стихотворений А.С. Пушкина.)

2) Синтаксический разбор предложения

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.

Предложение повествовательное невосклицательное утвердительное, сложное, сложносочинённое:

  1. односоставное, распространённое, полное неосложнённое;
  2. двусоставное, распространённое, полное, осложнено распространённым обращением и распространённым согласованным определением, выраженным причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

– Составьте схему данного предложения.

– Найдите в предложении синонимы к словам:

бранить – «ругать»;
блистать – «сверкать»

– Почему А.С. Пушкин называет красоту осени «тихой»?

4. Целеполагание

– Мы приступаем к работе над односоставными предложениями и их видами. Задача нашего урока – научиться различать виды односоставных предложений, совершенствовать умения сопоставлять односоставные и двусоставные предложения.

5. Работа над новым материалом.

1) Работа с таблицей (Приложение 1)

– На какие группы по характеру грамматической основы делятся предложения? (Односоставные и двусоставные.)
– Какие предложения называются двусоставными? Какие – односоставными?
Все односоставные предложения в зависимости от того, какой главный член предложения составляет их грамматическую основу, делятся на 2 группы:

  • с главным членом предложения – сказуемым;
  • с главным членом предложения – подлежащим.

– Обратите внимание на терминологию. Какие виды односоставных глагольных предложений можно выделить?

а) Определённо-личные: нет подлежащего, но оно подразумевается вполне конкретно.

– Вспомните, какая морфема играет большую роль в согласовании слов в синтаксических конструкциях? (Окончание.)
– На какие формы указывает данное окончание? С какими местоимениями соотносится? (1-го и 2-го лица единственного и множественного числа)

б) Неопределённо-личные: не важно, кто производит действие, сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица, множественного числа, изъявительного и повелительного наклонений или формой прошедшего времени.

в) Безличные: нет и не может быть подлежащего, в таких предложениях чаще всего говорится о состоянии природы и человека.

г) Как называются предложения с одним главным членом – подлежащим? (Назывные или номинативные.)

2) Выборочное списывание

– Выпишите только односоставные предложения.

1. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. 2. Ведут ко мне коня. 3. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. 4. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 5. Татьяне грустно. 6. Вот опальный домик.

– Какие виды односоставных предложений вы выписали?
– Определите, о каком виде односоставных предложений мы не говорили сегодня на уроке? (Обобщённо-личные.)
– Как вы думаете, о чём нам говорит этот термин

3) Тестирование

Фамилия, имя учащегося  
Предложения Виды предложений
1. Наша ветхая лачужка и печальна и темна…  
2. Сижу за решёткой в темнице сырой…  
3. Мороз и солнце!  
4. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!  
5. Мне грустно и легко.  
6. И на обломках самовластья напишут наши имена!  
7. Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
 
8. Потом его в степи без чувств нашли.  

Учащиеся определяют виды указанных предложений.

Фамилия, имя учащегося  
Предложения Виды предложений
1. Наша ветхая лачужка и печальна и темна… двусоставное
2. Сижу за решёткой в темнице сырой… определённо-личное
3. Мороз и солнце! назывное
4. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! определённо-личное
5. Мне грустно и легко. безличное
6. И на обломках самовластья напишут наши имена! неопределённо-личное
7. Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
двусоставное
8. Потом его в степи без чувств нашли. неопределённо-личное

6. Подведение итогов

– Какова была тема сегодняшнего урока? Что нового вы узнали о структуре односоставных предложений?

7. Домашнее задание: упр. 115 , материал учебника.