Цели:
- Закреплять знания детей о животных жарких стран и Севера (обогащать и активизировать словарь в названии этих животных, особенности их места жительства, сходство и различие животных).
- Развивать связную речь детей. Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять по картинно-графическому плану схеме описательные рассказы о животных жарких стран и севера.
- Формировать грамматический строй речи через динамические игры, формировать умение согласовывать существительные с числительными, упражнять в употреблении притяжательных прилагательных.
- Учить детей задавать друг другу вопросы о животных, их жизни.
- Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику через дидактические игры.
- Воспитывать любовь к животным и природе.
Оборудование: оформление группы (I – команда: «Жители жарких стран», II – команда: «Жители севера»); жюри – табличка на стол; маски животных; 2 разрезные картинки животных; призы «медальки» – детям; иллюстрации (5 медведей, 4 пингвина и т.д., слонихи и слоны); таблица запутанных слов; картинно-графический план схема описательного рассказа.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Дети, вы любите играть? Тогда я вам предлагаю
игру-соревнование – это КВН.
– А что же это за игра? (Это когда соревнуются
две команды; это когда весело и интересно; это
когда вручают призы; это клуб веселых и
находчивых детей).
– Ребята, не один КВН не обходится без жюри
(показывает на стол, где сидит жюри), жюри, будет
оценивать, как вы умеете отвечать на вопросы, а в
конце объявит победителя соревнований, и конечно
вручит памятные призы.
– А теперь начинаем, здесь сейчас игру-соревнование КВН с веселой песни.
Песня:
Мы начинаем КВН Пусть мы по своему умны
Для себя и друзей, И сильны, но малы,
Чтобы нам многое узнать Но природу защитить
И любить всех зверей. Мы должны, мы должны.
– Пожалуйста, аплодисменты!
– Представляю участников команды «Жители жарких
стран». Участники займите свои места (дети берут
со столов маски животных жарких стран,
занимают места и каждый говорит о себе).
– Представьтесь.
Дети:
– Я слон, с огромным ростом,
Листья рву с деревьев просто.– Я крокодил, хитрец известный
И обжора интересный.– А я лев, гривастый царь зверей,
Всех сильней и храбрей.– Узнать меня просто,
Я жираф, большого роста.– Я обезьяна, как паук,
Зацеплюсь хвостом за сук.
– Представляю участников команды «Жители
севера». Участники займите свои места (дети берут
со столов маски животных севера, занимают
места и каждый говорит о себе).
– Представьтесь.
Дети:
– А я белый медведь,
Самый сильный.– Я морж, горжусь усами
И очень длинными клыками.– Ну а я тюлень,
Пловец прекрасный.– Посмотрите, я олень
С ветвистыми рогами.– А я пингвин, – большая птица,
Только стыдно сказать:
Не умею летать.
– Участники посовещайтесь и выберете
капитанов в своих командах. На счет 1, 2, 3
капитана покажи, укажите на капитана.
– Начинаем соревнование.
1 конкурс. Разминка для капитанов
– Почему животные жарких стран, не могут жить
на севере? (Нет толстого слоя жира и густой
теплой шерсти).
– Почему животные севера не могут жить в жарких
странах? (У них под кожей толстый слой жира,
густая теплая шерсть, им будет очень жарко).
2 конкурс. Разминка
– Какое солнце на севере? (Низкое, холодное,
хмурое, не яркое, тусклое, пасмурное, бледное …)
– Какое солнце в жарких странах? (Яркое, теплое,
жаркое, искристое, блестящее).
Вопросы
– Какое животное самое большое на земле? Кто
может принести вред слону? (Мышь, когда слон
спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а
муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы
ног, и слон не может ходить).
– У какого животного, как и у слона, есть два
больших зуба, как они называются? Зачем моржу
клыки? (Защищаться; выбираться из воды;
пробивать дырки, когда плавает подо льдом; для
красоты, если они очень длинные; добывает еду на
дне, разрывая дно).
– В жарких странах есть животное, которое имеет
очень маленького друга, что это за животное, и кто
у него друг? (Бегемот дружит с птицами).
Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у
бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит
рыбу для себя; птицу бегемоту чистит от насекомых
шкуру, лечит ранки).
– Кто самый лучший прыгун на земле? (Кенгуру)
Кто рождается у кенгуру? Как кенгуру ухаживает за
кенгурёнком? (Во время прогулки, если кенгуру
видит опасность, то она незаметно оставляет
детеныша в траве, чтобы он сам мог спастись, а
ночью если кенгуру выжила, прибегает за
кенгуренком, туда, где она его оставила) .
Отдыхалочка. Дидактическая игра «Прятки»
Дети составляют предложения по картине (6 белых медведей отдыхают на льдине).
Мы немного отдохнем
И играть сейчас пойдем.
– Только уговор, сколько раз я хлопну, столько животных в группе вы должны найти.
3 конкурс. На внимание
Дети в двух командах на листах читают запутанные слова
– Это было в воскресенье,
У слона на дне рожденье,
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать.
1 команда 2 команда
ПА – ЛО – ТИ –
АН
ГВИН –
ПИН
МТО – ГЕ –
БЕ
РАФ – ЖИ
ДИЛ – КО –
КРО
ЛЕНЬ – ТЮ
РА –
ЗЕБ
РОГ – СО – НО
(К слону
пришли
(К
слону пришли
антилопа,
бегемот,
пингвин,
жираф,
крокодил,
зебра)
тюлень, носорог)
4 конкурс. На смекалку
– Команды приготовьте вопросы для своих соперников.
1. – Какое животное ни когда не сбрасывает рога?
(Жираф). – А сколько у него бывает рогов? (До 6
штук)
2. – У кого больше ног у белого медведя или у
тюленя? (У тюленя ласты – 4, а у медведя – 4 ноги).
3. – У какого животного, кроме лося и оленя, есть
рога? – Из чего рог у носорога? (Это вырост на
коже из липких волос)
4. – Это животное севера, которое очень хорошо
«летает» под водой, кто это? – А что ещё очень
любит делать пингвин? (В море с горки
скатываться на животике).
5. – Что умеет делать очень хорошо белый медведь? (Плавать).
– А почему он так хорошо плавает? (Перепонки на
лапах, как у гуся).
6. – Сколько здесь самок, а сколько самцов слонов?
– Как ты догадался? (У самцов – бивни, а у самок
их нет).
Отдыхалочка. Дидактическая игра «Животное к животному»
– А сейчас пришла пора,
поиграть скорей, друзья.
(Учит детей находить части тела и называть.)
– Хвост к хвосту. (У меня медвежий хвост, а у меня обезьяний).
5 конкурс. «Умелые пальчики»
Игра (На развитие мелкой моторики)
«Из частей целое» (дети собирают по одному животному в команде за ширмами).
– А теперь вы должны загадать загадку о своих животных, которых вы собирали для своих соперников.
Описательные рассказы (по картинно-графическому плану схеме)
– Где живет?
– Чем питается (травоядное, грызун, хищник)?
– Внешний вид животного (если посмотреть глазами
– большое или маленькое, цвет и части тела)?
– Какое животное на ощупь (словарь признаков –
если потрогать руками то оно покрыто шестью,
пушистое, мягкое)?
– Что умеет делать животное (глагольный словарь)?
– Как называют детёнышей у животного?
(Один ребенок составляет загадку-рассказ, а в конце дети дополняют. Команда соперников отгадывают, о каком животном загадка-рассказ).
– Вот и подошёл к концу КВН. Сейчас мы узнаем итоговый счёт. Но, кто бы не победил в этой игре, мы можем с уверенностью сказать, что победила в этой игре дружба, смекалка, находчивость. Для объявления счёта слово предоставляется жюри.
(Жури раздаёт «медальки»).
– Мы заканчиваем КВН веселой песней.
Песня
Вот и сыграли в КВН
Для себя и друзей,
Пусть станет радостнее всем,
Веселей станет всем.