Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "В царстве Берендея"

Разделы: Внеклассная работа


Действующие лица и костюмы:

  • Ведущий (может быть учитель биологии, или учащиеся старших классов).
  • Берендей – роскошная борода, длинная холщовая рубаха, сапоги, брюки темные, кушак, на голове корона или обруч, накидка.
  • Кикимора – длинный кривой нос, зеленое платье, лапти.
  • Леший – борода, усы, холщовые штаны и рубаха, лапти, кушак.
  • Ведьма – платье из мешковины, лапти, можно сзади сделать горб.
  • Знахарка – платье из льняной ткани в русском стиле, на голову платок темный, на ноги башмаки либо лапти.

Ведущий: (звучит тихая музыка, на фоне которой читает стихи)

Ты слышал, как трава растет,
Как распускаются цветы,
Как ветер по ночам поет,
Как при луне звенят листы?
Ты слышал, как в тиши лесной
Вдруг просыпается заря,
Ручей рождается весной.
Вздыхает после гроз земля ....
Ты слышал? –
Слушай! Не спугни,
Ведь тает на губах роса.
И гаснут светлячков огни
И замирают голоса.

Кому не приходилось слышать или читать: «скромная...» или даже «невзрачная...». Так обычно говорят о природе нашего северного края. Нет у нас величавых горных вершин, увенчанных белоснежными шапками, как нет и степного раздолья без конца и края, пропитанного горьким запахом полыни. Нет у нас и морских далей с волнами и брызгами соленой воды. Но есть в нашей природе свои прелести и красоты, по которым скучаешь, оказавшись вдали от родного дома. И самое главное богатство нашего края – это лес.

Посмотри кругом! Не кажется ли вам, что мы попали в сказочный лес? Прислушайтесь, кто-то разговаривает или стихи читает?

Леший сидит на пне и сочиняет стихи.

Леший:

Разноцветные поганки
Сами лезут ... на корянки.
Нет! Лучше так!
Разноцветные поганки
Сами лезут на ... полянки.
Нам они не нужны.
Фу! Какая ерунда (задумался).
Ага! Мы обходим стороной...
Нам не надо ни одной.
Ура! (встает и распевает).
Разноцветные поганки
Сами лезут ....

(Входит Кикимора. Она очень возбуждена.)

Кикимора: Слушай, Леший, ты чего это делаешь?!

Леший: Стихи сочиняю.

Кикимора: Стихи?

Леший: Ага! Вот послушай: (медленно декламирует)

Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Мы обходим стороной
Нам не надо ни одной.

Кикимора: Ой, хорошо! А давай вместе сочинять, а?

Леший: Давай!

Кикимора: А про что будем сочинять?

Леший: Про грибы, конечно (задумался). Вот послушай:

Под осинами на кочке
Гриб в малиновом ...

Кикимора: Берете.

Леший: Платочке.

Кикимора: Ага, а теперь я.

Подосиновиком звать ...
И его придется взять,

(радуется, хлопает в ладоши)

Кикимора: Я продолжаю:

Точно ... желтые ... цыплята
Разбрелись в бору ....

Леший: Опята.

Кикимора: Не перебивай (глаза подняла вверх) ... маслята.

Леший: Значит так (призадумался, шепчет тихо) маслята.

Снизу ... донышко под пленкой
Сверху масло ... в коже тонкой.

(Оба радуются, хлопают в ладоши, повторяют последние слова, вдруг Леший сделал серьезный вид).

Леший: Кикимора, ты зачем ко мне пришла, а?

Кикимора: Тьфу, ты, леший, совсем забыла. Ведь шла, чтоб рассказать тебе, что я давеча слышала на полянке у волчьего лога.

Расхвастался перед грибами
Однажды красный мухомор.
Что он де украшает бор,
Что все конечно знают сами,
Как он наряден, как умен,
Какая шапочка на нем.
А сыроежка сказала:
– В твоем наряде проку мало!
Ты батюшка, хорош на вид,
Но, ядовит!

Вот чудо, а? Грибы разговаривают.

(Леший угрюмо качает головой)

Леший: Эхе-хе, Кикимора, какие мы с тобой темные, только грибы и знаем.

Кикимора: Темные?! Это мы-то темные?!

Леший: Ну, посмотри, какая красота кругом! Какие деревья, травы! А мы только грибы. Если бы я знал названия трав да деревьев, да их назначение, я б, Кикимора, стихи сочинять стал бы. Глядишь, самым великим поэтом во всем царстве лесном стал бы. Э-хе-хе.

(Оба запечалились. Кикимора время от времени тяжело вздыхает). Вдруг Кикимора вскинула голову и радостно говорит Лешему:

Кикимора: Пойдем к Ведьме. Леший. Она старая и все должна знать.

Леший: Пойдем! (Идут, между собой обсуждают, что будут спрашивать у Ведьмы, удивляются красоте трав и деревьев).

Уголок Ведьмы: кругом висят снопики трав, дымится котел, и Ведьма колдует вокруг котла. В это время Леший и Кикимора стучатся. Ведьма быстро поворачивает голову на шум и грозно кричит:

Ведьма: Кто там?

Леший: Здравствуй, Ведьмушка.

Ведьма: Чего тебе?

Леший: Вот мы с Кикиморой решили познать тайны царства лесного. Помоги, Ведьмушка, расскажи, что это за травы у тебя висят? (Указывает на травы).

Ведьма: Какие травы? А, эти снопы, что ли? Дак они мне достались от прапрабабушки.

(В это время Кикимора своим длинным носом прижимается к травам, и только хотела их потрогать, раздался голос Ведьмы).

Ведьма: Эй-эй, Кикимора, ты к ним не подходи, они заколдованные.

Леший: (безнадежно машет рукой) Сама ты, Ведьма, старая, ничего не знаешь. Как же нам быть?

(Все задумались)

Ведьма: Вот что, надо Знахарку позвать. Ну-ка, Кикимора, 3 раза в ладоши хлопни и один раз прокукарекай. (Кикимора делает то, что сказала ей Ведьма)

Появляется Знахарка.

Знахарка: Что, звали?

Кикимора: Расскажи, Знахарка, что ты знаешь о богатствах нашего леса?

Знахарка:

Ну что ж, слушайте.
Лес не только для нашей забавы.
Он богатство всей нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы.
Нам на пользу, друзья, взращены.
А уж, сколько орехов и ягод,
Так, пожалуй, считать – не сочтешь.
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.

А как вы думаете, чем больше всего богат наш лес?

Леший, Кикимора, Ведьма (хором спрашивают). Чем, чем, ну чем?

Знахарка: Лекарствами.

Леший. Кикимора, Ведьма (громко смеются). Ха, ха, ха лекарствами!

Знахарка: Да, да, именно лекарствами. Все микстуры, порошки, настойки содержат частичку нашего леса. Вот смотрите: (показывает гербарий или веточку живого растения) Знаете что это? (обращается к лесным жителям и ребятам в зале) Это сосна обыкновенная. Вот ты, Леший, простынешь, чем будешь лечиться?

Леший: Махоркой.

Ведьма: Заклинаниями.

Знахарка: Все это ерунда, ты вот сосну употреби, да липу. А, что это за ягоды? (Показывает ягоды сухой малины. Все молчат, никто не знает) Да, малина. Так вот и она тоже верное средство от простуды, и вот эта ягода. Ну-ка, Кикимора, узнаешь ли? (подносит ей ягоды клюквы).

Кикимора: Ой, так это же клюква! С моего болота. Вот чудеса!

Знахарка: Все верно. Ты, Кикимора, слышала я, очень грибы соленые любишь?

Кикимора: Ну. Люблю.

Знахарка: Так не болеешь еще?

Кикимора: Ой, болею... Как болею?!

Знахарка: А ты встань пораньше и иди на полянку солнечную, там увидишь маленькую красненькую ягоду. Аромат у нее просто чудо. Это земляника лесная (показывает гербарий). Вот ее и съешь. Очень помогает. А ты, Ведьма, все еще сердцем мучаешься?

Ведьма: Ой, и не говори. Так иной раз заболит, так не вдохнуть не выдохнуть.

Знахарка: А ты пей настойку ландыша лесного – вот он, или корни валерианы тебе помогут. А это растение (показывает тысячелистник) от тысячи болезней помогает. (Под нос себе говорит) Только сама не знаю от каких! И еще, можно бы многое рассказать, да некогда мне (уходит).

(Появляется Берендей). Кикимора, Леший и Ведьма зашептали хором: «Берендей, Берендей идет, царь леса идет».

Берендей: Что это вы все здесь собрались?

Леший: А мы про лекарственную силу лесных растений слушаем. Ох велика и разнообразна лечебна сила трав. Да и велики богатства нашего леса!

Берендей: Несметны богатства лесные. Но, чтобы они сохранились на много-много лет, необходимо охранять их. Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Знаете, что это такое?

(Все присутствующие на поляне лесные жители отвечают хором: нет).

Берендей: А вот здесь сегодня к нам пришли мальчишки и девочки, которые я надеюсь, любят природу и охраняют ее. У них-то мы и спросим, что это такое Красная книга?

(Зрители отвечают).

Берендей: Молодцы! (Обращается к лесным жителям). Ну, поняли? (В это время Ведьма подошла к Берендею и стала шептать ему на ухо)

Берендей: А ты вот у ребят и спроси. Они тебе помогут. Помогите, ребята, Ведьме разобраться в одной тайне.

Ведьма: Есть у меня, ребята, тайна великая, досталась она мне от моей бабки, а ей от ее бабки. Кто разгадает эту тайну, тот счастье большое в жизни найдет! Сколько я над нею бьюсь, а разгадать ее не могу. Видимо, не будет мне счастья в жизни. Ну-ка, Кикимора, читай. (Достает бумагу, скрученную в рулон, помятую, грязную, протягивает Кикиморе. Кикимора берет бумагу, начинает ее разворачивать. На обороте листа крупно написано: «Коль на вопрос ответишь скоро, получишь счастья полный короб». Кикимора медленно читает).

Кикимора:

  1. Какое дерево средней полосы России цветет последним в году? (Ответ: липа.)
  2. Какое растение заменяет вату и йод? Какие особенности растения способствуют такому его использованию? Где оно обитает? (Ответ: Мох сфагнум. Растение содержит особые водоносные клетки, которые могут накапливать воду и делают растение очень гигроскопичным. Мох-сфагнум растет на верховых болотах.)
  3. Есть травы зеленые, дважды рожденные. Первый раз родиться помогла землица, второй раз родиться помогла водица. Что это за травы такие? (Ответ: споровые растения: папоротники, хвощи, плауны.)
  4. Ведьмы существуют лишь в сказках, а «ведьмино кольцо» и «ведьмины метки» встречаются в лесах. Объясните значение этих явлений? (Ответ: «Ведьмино кольцо» образовывается при радиальном росте мицелия гриба и в лесу проявляется в виде грибов, образующих кольца. «Ведьмины метки» или «ведьмины метлы» образуются на деревьях в результате влияния вирусов, поселяющихся в спящих почках.)
  5. Хоть я не молоток – по дереву стучу.
    В нем каждый уголок обследовать хочу.
    Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Ответ: дятел.)
  6. Птенцы, какой птицы не знают своей матери, а слышат только ее голос? (Ответ: кукушка.)
  7. Слепые или зрячие рождаются зайчата? (Ответ: зайчата рождаются зрячими.)
  8. Что значит выражение «Волка ноги кормят»? (Ответ: волк не стережет свою жертву в засаде, как кошка, а догоняет ее бегом).
  9. Почему весной не промышляют пушных зверей? (Ответ: весной пушные звери линяют, теряют густой и теплый подшерсток и это приводит к обесцениванию меха, кроме того весной пушные звери размножаются и в случае изъятия взрослых особей детеныши погибли бы и это приведет к резкому сокращению численности пушных зверей.)
  10. У какого животного детеныши родятся осенью? (Ответ: у зайца.)
  11. Есть ли среди растений хищники? (Ответ: росянка, Венерина мухоловка, пузырчатка. Они используют в своем питании насекомых.)
  12. Какие грибы появляются первыми? (Ответ: сморчки и строчки.)

Кикимора: Все!

Берендей: Ну, теперь ты довольна. Ведьма? Ну что ж, ребята, с задачей вы справились блестяще, а за одним и Ведьме помогли. А вот, у меня для вас есть еще один сюрприз. (Достает лист ватмана, на котором нарисован большой гриб, а на его ножке нарисован кроссворд). (Ответы: рыжик, боровик, моховик, поддубовик, подорешник, подосиновик, подберезовик).

(Каждый учитель может придумать свой варианты кроссворда).

Берендей: Молодцы! А сейчас пришло время подводить итоги. Сосчитайте, у кого, сколько листочков (ягод, шишек). (За каждый правильный ответ викторины, которую проводила Кикимора и за разгадывание кроссворда зрители получают жетон в виде листочка ягодки или шишки. Выходит зритель, набравший наибольшее количество жетонов).

Берендей: Поздравляем тебя и вручаем диплом (вручается самодельный диплом, выполненный на альбомном листе. На нем нарисованы разнообразные лесные травы, звери, птицы, насекомые. В центре красочно написано слово ДИПЛОМ, а ниже награждается победитель конкурса в Царстве Берендея...)

Берендей: Я, Царь леса, награждаю своего лучшего друга за смелость и находчивость, глубокие знания и стремление познать все тайны природы. И вот тебе медаль (можно сделать из поперечного среза стволика любого дерева на шелковой нитке или ленточке) и этот памятный подарок (набор открыток с изображением лекарственных растений, либо животных, занесенных в Красную книгу и т.д.). Все лесные жители поздравляют и хвалят победителя.

Ведущий: Давайте поблагодарим наших участников сказки за необычное и удивительное представление. (Лесные жители кланяются и уходят)

Ведущий: В этой небольшой сказке Знахарка рассказала вам о некоторых лекарственных растениях. Давайте вспомним, о каких? (Otbет: ландыш, клюква, сосна, тысячелистник, земляника, малина, липа).

Ведущий: Встречали ли вы эти растения в наших лесах? Но если заготавливать лекарственные растения без определенных правил, то скоро растения, широко распространенные, будут редко встречаться и могут совсем исчезнуть. (Здесь можно рассказать об редких растениях или животных Кировской области показать открытки, а еще лучше слайды). Чтобы этого не случилось, мы все вместе должны охранять и беречь природу нашего края, нашей Кировской области и всей страны.

Природа – это наше богатство, наш дом. в котором мы живем. Мы находим в ней все необходимое для своей жизни, и пока она жива, жив и человек.

До тех пор, пока каждый человек не поймет, что забота об охране природы это и его забота, дело с охраной природы не изменится, а судьба природы будет столь же важна. И в заключении нашей встречи я хочу зачитать вам небольшое стихотворение:

Где они сокровища
Вятские лежат?
Может, там, где камыш и
На ветру шумят?
Или там, где боровик
Прячет в мох свой бок?
Где торопится, бежит
Звонкий ручеек?
Там, где стройные березки
Устремились в небо?
Или в том лесу дремучем,
Где никто и не был?
Нам любое деревце
Помогает жить.
Все это – сокровища!
Будем их хранить!

Спасибо всем за участие и внимание!

Литература:

  1. «Методика проведения слета юных натуралистов» г. Киров, 1989.
  2. «Внеклассная работа по биологии» выпуск 2, г. Киров, 1990.
  3. Носкова Т.Н. Злобин Б.Д., «Редкие животные и растения Кировской области» г. Киров, 1988.
  4. Кузнецова М.А., Резникова А.С, «Сказания о лекарственных растениях», высшая школа, 1992.
  5. Краснопевцев В.П., «Братья меньшие вчера и сегодня», 1991.