Мое жизненное кредо:
Если работать, то хорошо,
Если быть честным, то до конца,
Если принципиальным, то в меру,
Если шутить, то к месту,
Если быть тактичным, то всегда.
В настоящее время актуальность профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений определяется необходимостью реализации задач " Федеральной целевой программы модернизации российского образования на 2006-2010 годы" в части повышения эффективности социализации выпускников школ.
Таким образом, целью моей работы является создание условий, необходимых для приобретения профессиональных знаний и умений на основе образования по выбору.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Создать систему профориентационной работы с учащимися школ района.
Организовать производительный труд школьников, летнюю производственную практику.
Способствовать качественному обучению учащихся МУК.
На решение этих задач и направлена вся работа МУК.
Под моим руководством в школе сложилась достаточно четкая организация профессиональной подготовки учащихся школ района и молодежи до 18 лет. Профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях является средством социализации выпускников, способствующим их адаптации, как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг. У учащихся форимируется положительная мотивация к получению профессионального образования и профессии, гарантирующей трудоустройство. Поэтому профессиональная подготовка организована с учетом региональных потребностей в подготовке квалифицированных кадров.
Профессиональная подготовка учащихся осуществляется по профессиям "Перечня профессий (специальностей)". Он является основным нормативно-правовым документом. Мной были самостоятельно разработаны учебные планы в соответствии с государственными стандартами и примерной учебно-программной документацией.
При организации профессиональной подготовки учащихся, по каждой профессии используется специально издаваемая учебная литература, имеется федеральный комплект учебников по профессиям, а так же соответствующая учебная литература для начального профессионального обучения с учетом требований учебных программ.
Согласно лицензии МУК осуществляет профессиональную подготовку по 9 профессиям:
- Швея
- Портной
- Маляр
- Оператор ЭВМ и ВМ
- Стенографистка
- Машинистка
- Слесарь по ремонту автомобилей
- Кондитер
- Парикмахер
По сведениям ЦЗ населения о рынке труда востребованными являются профессии, которые можно получить в МУК МОУ "СОШ №4 р.п. Линево".
Межшкольный учебный комбинат в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, типовым положением, уставом школы и др. локальными актами.
Учебный комбинат имеет МТБ, которая соответствует
заявленным профессиям это:
- 11 учебных классов
- 5 учебных мастерских (оснащенных современным оборудованием):
-Швейная (12 промышленных,3 специальных(краеобметочных),2 бытовых, универсальных машины,3 манекена, утюжильное оборудование, приспособление для установки фурнитуры)
-Для кулинарных работ
-Автослесарная (тренажеры по всем узлам механизмов. стенды электрофицированные, наглядные пособия в виде запасных частей машины)
-Парикмахерская - 2 шт. (12 рабочих мест;кресло+зеркало,2 косметических кресла, массажеры, косметический прибор "Ромашка")
Кадровый состав МУК-8 человек, из них:
45%-высшее образование
55%- средне- специальное
75% имеют первую и высшую квалификационную категорию
25%- вторую квалификационную категорию.
Высокая квалификация преподавателей позволяет организовать методическую работу на должном уровне. Преподаватели учебного комбината постоянно повышают свое мастерство. На протяжении нескольких последних лет, мной организуется и проводится "Педагогический месячник", в рамках которого даются открытые уроки всеми педагогами. Взаимопосещение уроков это действительно живая форма общения и одна из наиболее доступных форм самообразования. Ежегодно преподаватели посещают курсы повышения квалификации. А это результат оперативной работы завучей, заинтересованности самих учителей и серьезной работы в данном направлении методического кабинета управления образования.
Так же в кабинете завуча МУК мной накоплен большой теоретический материал, литература, которые можно использовать для самосовершенствования, самообразования.
Профессиональная подготовка включает:
Теоретическое и практическое обучение (в учебных, учебно-производственных мастерских)
Производственную практику (на учебно-производственной базе МУК)
Воспитательную работу (мероприятия профориентационной направленности)
Мной разработан и действует план работы межшкольного учебного комбината, направленный на реализацию задач, которые стоят перед МУК.
Мои функциональные обязанности определены следующим образом:
- контроль за состоянием подготовки учащихся по профессиям;
- проверка школьной документации ;
- участие в методической работе: подготовка и проведение педагогических советов, научно-методических семинаров, производственных совещаний;
- координация работы преподавателей МУК.
Контроль за состоянием подготовки учащихся по профессиям осуществлялся в следующих формах:
- проведение контрольных работ;
- собеседование по их итогам с учителями;
- проверка тематического планирования и контроль за его выполнением;
- посещение и анализ уроков.
Качество знаний оценивается в отметках - это традиционная форма.
Качество образования по МУК
Учебный год | 2005-2006 | 2006-2007 | 2007-2008 |
Качество образования(%) | 92 | 92 | 99 |
За последние три года качество сохраняется на оптимальном уровне и остаётся постоянным. Постоянство обеспечивается за счет того, что обучение ведут высококвалифицированные специалисты, которые сами повышают постоянно свою квалификацию и работают по отлаженной системе теория - практика - производительный труд.
В течение последних трех лет готовила и проводила тематические педсоветы по проблемам качественного образования, по профессиональной ориентации учащихся. Тот факт, что за последние два года показатели успеваемости по профессиям имеют тенденцию к сохранению или даже повышению, говорит о результативности проводимой работы.
Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" освоение программ профессиональной подготовки завершается итоговой аттестацией.
На протяжении всего учебного года ведется подготовка к аттестации. По всем профессиям проводятся контрольные работы, практические зачеты, терминологические проверки. Результаты за последние три года по итогам контрольных работ приведены в таблице:
2005/06 у.г. | 2006/07 у.г. | 2007/08 у.г. |
100% | 89% | 99% |
В 2007/08 учебном году квалификационный экзамен сдавали 75 выпускников,
из них успешно сдали 74 человека. В целом по МУК качественный показатель итоговой аттестации составляет 99% , находится на оптимальном уровне.
Качественный показатель итоговой аттестации выпускников МУК
2005/06 у.г. | 2006/07 у.г. | 2007/08 у.г. |
99% | 92% | 99% |
На реализацию задачи (проведение профориентационной работы с учащимися школ района) направлены следующие мероприятия: проведение дня "открытых дверей", недели межшкольного учебного комбината, "мастер-классов", выезды в школы района, с которыми сотрудничает МУК, а отсюда следует и набор учащихся на новый учебный год.
Набор обучающихся в межшкольном учебном комбинате за последние три года.
2005-06 у.г. | 2006-07 у.г. | 2007-08 у.г. |
800 | 662 | 624 |
Я думаю, что вся система профориентационной работы, которая была мной создана в учебном комбинате дает стабильные, положительные результаты.
Обязательным условием получения документа о присвоении квалификации по каждой профессии является прохождение практики. А это есть одна из задач работы МУК(организация производительного труда школьников, летней производственной практики. Летнюю производственную практику учащиеся могут проходить часть за счет общественно-полезного труда это от 50 до 80 часов, остальную 120 часов летом ( количество часов в зависимости от учебного плана). В течении года многие учащиеся практику проходят в ученических трудовых бригадах. В 2007/08 учебном году работало8 бригад профессии "маляр" и 8 бригад профессии "швея". Качество выполненных работ можно увидеть из таблицы и диаграммы.
Качество выполненных работ в производственных бригадах
Маляр | 94% |
Швея | 92% |