Урок математики с использованием ИКТ по теме "Сложение и вычитание с переходом через 10"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить решать примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток;
  • закреплять умения решать простейшие задачи;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • воспитывать любовь к природе

Оборудование:

  • интерактивная доска
  • сигнальные карты;
  • раздаточный материал;
  • индивидуальные карточки;
  • сюжетные картинки;
  • музыкальное сопровождение;
  • компьютерная презентация (Приложение)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Прозвенел звонок,
Начинается урок.

Дежурный ученик:

Ну-ка  проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

Посмотрите, друг на друга и пожелайте себе  соседу хорошего настроения и доброй работы. Посмотрите, к нам пришёл из леса Зайчишка и просит помощи.
Весна-красна передала через него послание лесным жителям (картину), а проказница  Зима встретила Зайчишку и картину по ветру развеяла. Собрал Зайчишка  что смог и просит нас  восстановить картину. Но сложить её будет нелегко – нужно задания выполнять. Попробуем?

II. Индивидуальная работа (карточки с дифференцированным заданием)

Красная карточка  – повышенной сложности

Реши задачу.

На кормушке сидели 4 воробья и 5 синичек. Сколько всего птиц было на кормушке?

Реши  примеры: 5 + …  = 9         … + 4 = 10              …+ … =  7

Жёлтая карточка – среднего уровня

1.

3 + 2 =         7 + 3 =
6 + 3 =         9 –  4 =
2 + 8 =        10 – 6 =

2. Начерти  один отрезок 5 см,  а другой на 2 см короче.

Зелёная карточка – низкого уровня

3 + 2 =               8 – 3 =              10 – 2 =  
6 + 3 =               9 – 4 =              10 – 3  =
2 + 8 =               8 – 6 =              10 –  5 =

III. Устный счёт (коллективная работа)

1. Сумма чисел  5 и 2,    6 и 4.
Разность чисел 8 и 4, 15 и 5.
9 увеличить на 2.
10 уменьшить на 3.
На сколько 9 больше 5?
Из какого числа нужно вычесть 2 , чтобы получилось 10?
К какому числу нужно прибавить 3, чтобы  получилось 15?

2. Заполни пропуски:

12 = … +  2        17 = …  + …            13 – … = 3
15 = 10 +  …       20 = … + …            …  – 9 = 10

3. Продолжи ряд:   20, 17,  14,   …, …

4. Задача.  От квадратного листа фанеры отпилили угол.  Какая фигура получилась?

(На картине появляется весеннее Солнышко)

 IV. Повторение

1.  Игра  «Колпачок»

Надев на голову ученика КОЛПАЧОК, учитель проверяет состав числа 10.  

 2. «Найди ошибки»

Индивидуальная работа у доски.  2 ученика ищут ошибки в примерах.

6 + 4 = 10                                                              10 – 2 = 8
10 – 5 = 5                                                              6 + 4 = 10
10 – 2 = 8                                                              10 – 5  = 5
7 + 3 = 4                                                                7 +  3 = 10
8 + 3 = 10                                                              10 – 3 = 7
10 – 3 = 7                                                              8 + 3 = 10

3. «Молчанка»

Состав числа 4 (используются сигнальные карточки)

V. Знакомство с новым материалом

1. Прибавление числа 4 (Приложение, слайды)

9 + 4 = 9 + 1 + 3 = 13
8 + 4 = 8 + 2 + 2 = 12
7 + 4 = 7 + 3 + 1 = 11
6 + 5 = 6 + 4 + 1 = 11

2. Работа в тетрадях (стр. 45,  №1)

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.

Примеры:

13 = …  +  4      11 =  7  + …      12 = … +  8       13 = …  +  …      12 =  …  +  …

(На доску прикрепляетсядомик, с крыши которого  свисает большая  сосулька)

VI. Закрепление нового материала

Работа по учебнику стр. 45,  №5  – в тетради  в клетку
Примеры решаются с комментированием

VII.Физминутка для глаз (Приложение. Слайды)

VIII. Самостоятельная работа

(На доске примеры, должно получиться слово ВЕСНА)

8 + 4 =    11 – 2 =     4 + 7 =    11 – 3 =    9 + 4 =
В               е               с               н              а

 8    –     н 
 9    –     е
 11  –     с
 12  –     в
 13  –     а

(Прикрепляется облако со словом ВЕСНА)

Самопроверка

(На экране появляется стихотворение)

Зима недаром злится,
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

IX. Повторение и закрепление пройденного

1. Коллективная работа

С помощью  сигнальной  карточки показать, каким действием решается данная задача:

а) С горки на санках катались 4 девочки и 3 мальчика. Сколько всего детей было на горке?
б) В феврале солнечных  дней было 17, а пасмурных на 7 меньше. Сколько пасмурных  дней было в феврале?
в) Первоклассники приготовили 7 скворечников. 3  они уже развесили в школьном саду. Сколько скворечников осталось развесить?
г) На масленицу бабушка испекла 20 блинов и разложила их в две тарелки. Сколько блинов на каждой тарелке?
д) У белочки 2 кладовки, в каждой из них  по 7 грибов. Сколько грибов всего у белочки в кладовке?

2. Групповая работа

Составление задачи по сюжетной картинке. 

Повторение,  из каких элементов состоит любая задача (условие, вопрос, решение, ответ)

3. Работа в парах

Задача №2,  стр. 46

Условие обсуждается в паре:

Было – 6
Ушли – 4
Осталось – ?

(Решение записать самостоятельно и провести взаимопроверку с соседом)

6 – 4 = 2 (д.)

Ответ: 2 детей

(На картине появляется ГРАЧ)

4. Воспитательный момент

–  Голодно зимой птицам, но ещё труднее им ранней весной, когда  кругом ещё снег лежит,  по ночам мороз лютует, а  корма уже нет. Вот и гибнет птица. Надо позаботиться о братьях наших меньших, вспомнить про кормушки, очистить их от снега и разложить в них  корм.

5. Физминутка 

Пять воробьев на заборе сидели.
Один улетел, а четыре запели.
И пели, пока не сморила усталость.
Один улетел – и их трое осталось.
Сидели втроем и немного скучали.
Один улетел, а двое остались.
Попели, напелись и вдруг разлетелись.

По мере того как птицы улетают, дети загибают пальцы. Дети встают  и изображают полёт воробьёв.

6. Работа в группах

Каждая группа учеников получает свою цепочку примеров, но ответы одинаковые. На доске ответы в цветных кружочках. Каждая группа выбирает лепесток со своим ответом и прикрепляет на доску, получается подснежник.

–  Ребята, смотрите, расцвёл подснежник, значит,  пришла ВЕСНА

Х. Итог урока

– Вот и помогли мы Зайчишке, собрали картину. Как же мы её назовём?
– ВЕСНА
– А Зайчишка  нам за это приготовил подарки – морковку.

XI. Рефлексия (Приложение. Слайды)