Урок физики по теме "Инерция. Масса"

Разделы: Физика


Цель: усвоить понятия "инерция", "масса", "инертность"; выявить отличительные особенности этих понятий.

Задачи:

  • образовательная: способствовать формированию знаний о физическом явлении "инерция", свойстве тела "инертность", физической величине "масса";
  • развивающая: способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса учащихся; способствовать развитию умения логически мыслить (учить, анализировать, сравнивать, выделять главное, обогащать и систематизировать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы);
  • воспитательная: способствовать воспитанию нравственно-эстетических представлений, системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения.

Оборудование:

экран, компьютер, проектор, колонки; слайды, опорные конспекты (структурно - логические схемы); демонстрационное оборудование (2 тележки одинаковой массы, набор грузов); книга для учителя "Физика. Развивающее обучение", А. Л. Камин, Ростов-на-Дону, Феникс, 2003г.; учебник "Физика 7", Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, Дрофа, 2007г.

План урока

Этап урока Приемы и методы Время
1 Организационный разъяснение 1 мин
2 Актуализация знаний поисковый (кроссворд на слайде, компьютер) 5 мин
3 Формирование новых знаний исследовательский, проблемный, поисковый 20 мин
4 Обобщение и первичное закрепление знаний словесный 10 мин
5 Подведение итогов словесный 2 мин
6 Домашнее задание, инструктаж Видеометод, словесный 2 мин

Ход урока

(Слайд пустой)

Учитель:

- Здравствуйте, садитесь.

Сегодня на уроке мы продолжаем проникать в тайны науки о природе, о физических явлениях, происходящих в ней, свойствах тел и веществ.

О какой науке идет речь? (науке Физике).

Новый материал, рассматриваемый на сегодняшнем уроке, тесно связан с ранее изученным, поэтому на первом этапе урока предлагаю вам решить кроссворд, который поможет определить тему нашего урока.

Будьте внимательны, соблюдайте дисциплину, поднимайте руку, прежде чем дать ответ!

(Проектор, слайд с изображением кроссворда).

Учитель:

1) Изменение, происходящее в природе : (явление)

2) Количественная характеристика физического явления : (величина)

3) Объект, с которым происходят физические явления : (тело)

4) Изменения положения тела относительно других тел в пространстве с течением времени : (движение)

5) Линия, вдоль которой движется тело : (траектория)

6) Величина, характеризующая быстроту движения : (скорость)

7) Величина, измеряемая часами : (время)

8) Единица измерения времени в СИ : (секунда)

9) Величина, характеризующая быстроту изменения скорости тела : (ускорение).

- Давайте, определим, какие буквы необходимо поставить в пустые ячейки ("Ц" и "С").

Итак, тема нашего урока "Инерция. Масса"

Откройте рабочие тетради, отступите 4 клетки от последней записи, запишите дату на полях :: и тему урока "Инерция. Масса".

При изучении материала вам предстоит: сформировать понятия "инерция", "масса", "инертность"; выявить их отличительные особенности; развивать умение логически мыслить при составлении структурно-логических схем.

На следующем этапе урока эксперимент, в котором участвуют все.

- Встаньте, пожалуйста. Расслабьтесь, руки расположите на поясе. Когда зазвучит музыка, то начинайте совершать повороты телом влево, вправо. Как только мелодия перестанет звучать, ваша задача остановиться. Приготовились? (звучит мелодия).

Спасибо всем! Садитесь.

Что вы почувствовали, когда мелодия перестала звучать?

(Ученики высказывают свои ощущения)

- Что это - явление или величина? (Явление)

Какова особенность его?

(Тело продолжало двигаться некоторое время, сохраняя скорость).

Когда это произошло?

(Когда отсутствовало внешнее действие)

Это явление называется инерция.

(Слайд 3, часть 1).

- Если на тело не действуют другие тела и оно движется с постоянной скоростью, то как называется такой вид механического движения? (Прямолинейное равномерное).

- проводя огромное число опытов по изучению движения тел, четыре столетия назад (конец XVI - начало XVII в) великий итальянский ученый Галилео Галилей открыл закон, который гласит: (слайд 3, часть2)

Если на тело не действуют другие тела, то оно либо находится в покое, либо.

Учитель:

В условиях, которых мы живем, между телами существует взаимодействие.

(Демонстрации):

I) 2 тележки одинаковой массы после взаимодействия останавливаются на одинаковом расстоянии

II) 2 тележки с разной массой после взаимодействия останавливаются на разных расстояниях (с меньшей массой - дальше, с большей - ближе).

Учитель:

- Одинаковый ли получен результат? Почему?

(Ученики высказывают свое мнение).

- Из демонстрации следует: тела способны по-разному изменять скорость с течением времени, а именно, медленнее - тела с большей массой, быстрее - меньшей.

Вывод:

(слайд 4, часть 1)

Поэтому тела обладают свойством, которое называется "инертность". Оно отражает способность тела изменять скорость с течением времени по- разному. (Выделенные слова являются ключевыми в слайде)

лайд 4, часть 2)

Данное свойство тела характеризуют количественно, т.е. "массой", скалярной, физической величиной.

(Слайд 4, часть 3)

Итак, более инертные тела имеют большую массу, а менее - меньшую.

- Каковы особенности "инертности"? (свойство тела изменять его скорость)

Каковы особенности "массы"? (физическая величина, характеристика инертности)

- Итак, каковы же особенности понятия "инерция"? (физическое явление, явление механическое, движение сохранения скорости без учета взаимодействия).

Закрепление.

Задача 1: "Есть женщина в русских селеньях :"

Стр. 126 № 4: Что произойдет со всадником, если женщина "коня на скоку остановит"? (Всадник может перелететь через голову коня, сохраняя его скорость. Такое случается, если остановиться внезапно).

Поведение итогов.

Рефлексия.

Домашнее задание (слайд 5), инструктаж.

Приложение.