Ступени карьеры и повышение квалификации секретаря

Разделы: Внеклассная работа


Цели занятия:

  1. Дать информацию о профессии секретаря и ступенях его профессионального роста.
  2. Выбрать основные характеристики идеального секретаря.
  3. Развитие познавательного интереса, логического мышления, умения работать с дополнительным материалом.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Новая тема.

- Сегодня на занятии мы определим профессиональный рост секретаря и его основные характеристики.

- Что это за профессия – офис-секретарь? Международный профессиональный клуб секретарей (Professional Secretaries International) дал следующее определение современному секретарю:

«Это инициативный и рассудительный помощник шефа, обладающий всеми профессиональными навыками, необходимыми для офиса, принимающий решения в пределах своей компетенции и при необходимости берущий управление на себя».

Секретарская работа требует умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и характеризуется широтой и разнообразием выполняемых функций.

Важнейшая функция секретаря – оказание максимальной помощи руководителю и экономии его времени.

Рассмотрим профессиональные уровни, которые прослеживаются в российской практике и Европейской практике секретарей:

Уровень А

Секретарь - машинистка

Уровень В

секретарь

Уровень С

Секретарь - референт

Уровень Д

Руководитель секретариата или офис – менеджер, референт

В настоящее время отменен уровень А, как не соответствующий современному уровню требований, поскольку внедрение современной компьютерной техники исключило существование секретарей этого низшего уровня.

Чтобы познакомиться поближе с профессией СЕКРЕТАРЬ нам помогут следующие материалы (раздается на каждую парту):

  1. «Квалификационные характеристики секретарей разных уровней»
  2. Профессиональная карта. (Приложение1)
  3. Буклет «Мир профессий» – «Секретарь – референт». (Приложение 2)
  4. Современные требования к работникам секретариата. (Приложение 3)

Итак, чем занимается секретарь и каковы его профессиональные качества. Все ответы вы найдете в имеющихся у вас материалах.

Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают.

Вопросы:

  1. Важнейшая функция секретаря – оказание максимальной помощи руководителю и экономии его времени. В чем заключается помощь руководителю?
  2. Какими профессиональными качествами должен обладать секретарь?
  3. Какими личными качествами должен обладать секретарь?
  4. Какими качествами НЕ должен обладать секретарь?
  5. Чем отличаются профессиональные навыки секретаря от секретаря – референта?
  6. Какое нужно образование и стаж работы секретарей разных уровней?
  7. Любо ли человек может быть секретарем, есть ли медицинские противопоказания к данной профессии?
  8. Где можно получить профессиональное образование секретаря в Иркутской области?
  9. Какие профессии близки к профессии «Секретарь»?
  10. Где можно применить знания профессии секретарь в условиях нашего города?

А теперь определим основные характеристики идеального секретаря:

  1. Профессионализм, квалификация и стаж работы.
  2. Надежность, исполнительность, высокая работоспособность.
  3. Коммуникабельность, способность избегать конфликтов.
  4. Привлекательность, элегантность, здоровье, отсутствие вредных привычек.
  5. Умение хранить конфиденциальные сведения.

3. Вторая часть занятия это Деловая игра.

Мы – секретариат некоторого учреждения, состав которого таков:

  • секретари,
  • секретари–референты,
  • референты (учащихся разделить на группы разных уровней)

Поступил заказ следующего характера:

А) Составить справки о том, что группа учащихся действительно обучается в МОУ СОШ№3.

Б) Составить служебную справку о занятности учащихся в кружках, исследовательском обществе и спортивных секциях школы.

В) Составить служебную справку о материальном обеспечении школы.

Для служебных справок учащимся выдается информация по школе о кружках, секция, сообществ, о наличии материальных активов школы.

Давайте повторим, что такое справка, какие бываю справки, что содержится в справке.

Работа за компьютером и анализ созданных справок.

4. Подведение итогов

Раздаточный материал для учащихся

1) Квалификационные характеристики секретарей разных уровней

Уровень A - примерно соответствует уровню секретаря-машинистки в России

Уровень B - соответствует уровню секретаря в России

1. Описание работы:

  • печать (на родном языке и английском) с рукописи или под диктовку;
  • редактирование документов;
  • хранение документов;
  • обслуживание командировок и совещаний;
  • телекоммуникации, включая рассылку меморандумов;
  • самостоятельная работа (т.е. написание черновиков несложных писем и меморандумов, работа по содержанию офиса, проверка счетов и решение проблем, связанных с командировками).

2. Уровень ответственности:

  • за свою собственную работу;
  • за составление документов;
  • секретарь обязан знать структуру компании и направление ее деятельности.

3. Образование и стаж работы:

  • - три года изучения бизнеса и делопроизводства;
  • - обучение секретарскому делу;
    или
  • - несколько лет стажа работы в области делопроизводства;
  • - дополнительное изучение иностранного языка.

4. Личностные качества:

  • рациональность и организованность;
  • способность выбирать приоритеты;
  • стремление к сотрудничеству;
  • инициативность;
  • аккуратность;
  • склонность к работе в области сервиса.

Уровень C - соответствует уровню секретаря-референта в России

1. Описание работы:

  • печать на двух иностранных языках с рукописи или под диктовку;
  • составление меморандумов, писем, факсов и других документов;
  • проверка фактов, изложенных в меморандумах, отчетах и других документах;
  • прием и передача сообщений по каналам связи (факс, E-mail и т.п.)
  • подготовка пленок и для кодоскопа и других печатных и наглядных материалов;
  • организация командировок и совещаний;
  • ведение протоколов и контроль за выполнением принятых решений;
  • самостоятельная работа (т.е. составление командировочных предписаний, перевод отчетов, работа с персоналом, сбор и обработка данных, проектная работа).

2. Уровень ответственности:

  • обязан осуществлять связь между руководителем и всеми остальными;
  • за проверку исполнения заданий и отчетность;
  • обязан знать структуру компании и направление ее деятельности, знать специализацию сотрудников и внешние связи компании.

3. Образование и стаж работы:

  • три года изучения бизнеса и делопроизводства;
  • обучение секретарскому делу не менее одного года
    или
  • - не менее 5 лет стажа работы секретарем уровня B;
  • - дополнительное изучение иностранных языков, основ управления, основ трудового права, компьютерных программ;
  • - предпочтителен опыт работы за рубежом.

4. Личностные качества:

  • способность руководить и взаимодействовать с персоналом;
  • хорошие организаторские способности;
  • хороший литературный стиль;
  • способность справляться со стрессовыми ситуациями.

Уровень D - соответствует уровню референта, руководителя секретариата в России

1. Описание работы:

  • подготовка и ведение заседаний, советов и других совещаний;
  • ведение административной работы;
  • консультирование во время приема секретарей на работу, помощь в их обучении и повышении квалификации;
  • организация презентаций и представительская деятельность;
  • деятельность по обеспечению информацией (контакты со средствами массовой информации, редактирование информационных бюллетеней для сотрудников компании и т.д.);
  • самостоятельная работа (т.е. собственные исследования, перевод бизнес- и технических отчетов, компьютерные исследования, руководство проектами, руководство персоналом, руководство работой, связанной с организацией командировок).
  • прием и передача сообщений по каналам связи (факс, E-mail и т.п.).

2. Уровень ответственности:

  • за свои исследования и отчеты;
  • за свой бюджет;
  • за персонал;
  • за осуществление связи между руководителем и должностными лицами высокого ранга.

3. Образование и стаж работы:

  • три года изучения бизнеса и делопроизводства;
  • обучение секретарскому делу не менее одного года
    или
  • большой опыт работы секретарем уровня C;
  • изучение на университетском уровне иностранных языков, управления бизнесом, экономических законов и трудового законодательства, психологии общения и информационных технологий;
  • предпочтительно обучение и стажировка за рубежом.

4. Личностные качества:

  • большая энергия;
  • творческие способности;
  • способность к лидерству;
  • надежность.

2) Современные работники секретариата

Наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых включены в Справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР), введенным в действие с 1 января 1996 г.

В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих приведены квалификационные характеристики следующих работников секретариата:

  • машинистки;
  • секретаря-машинистки;
  • секретаря руководителя;
  • секретаря-стенографистки;
  • администратора

Квалификационные требования к работникам секретариата

Секретарь-машинистка

  1. Начальное профессиональное или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе
  2. Без предъявления требований

Секретарь руководителя

  1. Высшее профессиональное
  2. Без предъявления требований
  3. Среднее профессиональное
  4. Не менее 2 лет

Секретарь-стенографистка

  1. Начальное профессиональное или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе
  2. Без предъявления требований