Цель урока : повторение и обобщение пройденного материала, выделение особенностей развития стран Востока и Запада в раннее средневековье, показать умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, знание исторических терминов и дат; развитие познавательного интереса к предмету; с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного, через вопросы культуры, уважительное отношение к культуре разных стран.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: карта “Западная Европа”, “Развитие ремесла и торговли в Европе в XIVв.” раздаточный материал – карточки, и презентация в программе Power Point.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
В прошлом учебном году мы изучили первый период мировой истории, который назывался «история древнего мира». Он продолжался с момента появления на земле человека и до падения Западной Римской империи. В это время существовали многие интересные цивилизации и государства, которые оставили свой след в мировой культуре.
В этом учебном голу мы изучаем не менее интересный период истории получивший название «средние века» – это исторический отрезок между двумя просвещенными эпохами – древностью (античностью) и Возрождением.
Мы изучили с вами первый раздел истории средних веков - Раннее средневековье, в котором рассматривали историю стран Запада и Востока.
И сегодня на уроке мы повторим и обобщим пройденный материал, выделим особенности развития стран Востока и Запада в раннее средневековье, покажем умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, знание исторических терминов и дат.
И надеюсь в процессе урока у вас выработается уважение к культурному наследию других стран.
Повторение будет проходить в форме викторины «Своя игра». слайд 2
Класс делится на 3 команды.
Каждый правильный ответ оценивается от 1 до 3 баллов.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Презентация с игровым полем на котором показаны номинации: слайд 3
А – Политические события.
Б – Личность эпохи.
В – Географические названия, места, города.
Г – Религия.
Д – Культура Востока и Запада.
Е – Исторические термины.
Ж – Исторические даты.
Вопросы к блоку «А» – Политические события. слайд 4
- Какие события включало в себя правило Юстиниана «Единое государство, единая религия. Единый закон».
- Что помогало Византии бороться с внешними врагами?
- Успешной обороне Константинополя с моря от арабов и славян способствовало замечательное военное изобретение. Что это за изобретение?
- Причины завоевательных походов арабов в VII-IX вв ? Какие земли они завоевавали?
- С каким событием это связано: «первые славянские просветители стали ученые-монахи из Византии, один из них преподавал философию, языки, управлял областью, они переводили богослужебные книги»
- Кто стоял во граве Византии и его особенности его власти?
- Причины распада Арабского халифата.
Вопросы к блоку «Б» – Личность эпохи. слайд 5-6
- Этого человека считают основателями франкского государства, составитель его первых законов и распространителем христианства. (Хлодвиг)
- Этот человек был не королевской крови, но занимал должность майордома был правителем Франкского государства, провел военную реформу. (Карл Мартелл)
- Это был сын даже не короля, хотя сам стал основателем королевской династии. Его имя дало название титулу, существующему и используемому до сих пор. (Карл Великий)
- Он был сыном простого крестьянина, волю случая ставший правителем огромной державы но именно при нем это держава правда не долго, почти сумела восстановить Римскую империю почти в прежних границах. Его имя сохранилось до сих пор благодаря созданию свода законов. (Юстиниан)
- Вождь племени бриттов., но которого называли королем, возглавивший национально-освободительную борьбу против заселения их острова германскими племенами. (Артур)
- Этот человек стал в раннем средневековье основателем религии и государства. Его почитают во многих странах мира, но его ни в коем случае нельзя называть богом.
- Об этой исторической личности сообщается : «по наружности он был настоящим гунном». Это был низкорослый, широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами…приплюснутым носом, с отвратительным цветом кожи человек. Христиане прозвали его «бичом Божьим». (Аттила)
- Король государства. Который предпринял защиту страны от нападения норманнов, строил крепости, флот. (Альфред Великий)
Вопросы к блоку «В» – Географические названия. слайд 7
- Назовите родину арабов, и их занятия. (Арабский полуостров, скотоводство)
- Какой город является столицей Византии и почему? (Константинополь)
- Назовите крупные города арабов? (Мекка, Медина)
- Земли, которые входили в состав Византии.
- С какими странами воевала Византия. И кто на нее нападал?
- Какие земли захватили арабы в ходе завоеваний?
- На какие государства распался Арабский халифат?
Вопросы к блоку «Г» – Религия. слайд 8
- Обязанности мусульман.
- Какие общественные и семейные порядки закреплял ислам?
- Что является главными святынями христианского мира, что мусульманского?
- Боги и священные книги ислама и христианства.
- Какой сейчас год по мусульманскому календарю?
- Какие сходные нормы поведения проповедовали христианство и ислам?
- Из каких частей состоит христианский храм?
Вопросы к блоку «Д» – Культура Востока и Запада. слайд 9
- В средние века это был международный язык. В течении многих столетий он играл роль языка ученого мира. На нем сочинялись теоретические трактаты излагались результаты исследований. Что это за язык?
- Почему 6 век является переломным в книгоиздательном деле?
- Где и когда появились арабские цифры? Как и когда они попали в Европу?
- Какой памятник искусства дошел до нас от эпохи Юстиниана, является образцом и достижением Византийской архитектуры?
- Что значит Каролингское Возрождение. В чем оно выразилось?
- Знаменитые ученые арабского мира и их достижения?
- Сравните культуру Западной Европы, Византии и Арабского мира?
Вопросы к блоку «Е» – Исторические термины. слайд 10
- Первые люди племени. (Знать)
- Хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне. (Феодальная вотчина)
- Даровые работы крестьян в хозяйстве феодала. (Барщина).
- Доля продуктов из крестьянского хозяйства сдаваемые феодалу (Оброк).
- Подем культуры в период правления Карла Великого.
- Высший чиновник помогающий управлять страной халифу. (Везирь)
- Дань англичан. с целью откупа от северных германцев. (Датские деньги).
Вопросы к блоку «Ж» – Исторические даты. слайд 11
- Образование государства у франков (500 г.)
- Образование империи у фраков. (800 г.)
- Образование государства у арабов. (630 г.)
- Начало мусульманского летоисчисления (хиджра 622 г.)
- Начало правления династии Аббасидов (750 г.)
- Битва при Пуатье (732 г.)
- Начало проповедей Мухаммеда. (610 г.)