Повторительно-обобщающий урок по истории на тему: "Раннее Средневековье: Запад и Восток"

Разделы: История и обществознание


Цель урока : повторение и обобщение пройденного материала, выделение особенностей развития стран Востока и Запада в раннее средневековье, показать умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, знание исторических терминов и дат; развитие познавательного интереса к предмету; с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного, через вопросы культуры, уважительное отношение к культуре разных стран.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: карта “Западная Европа”, “Развитие ремесла и торговли в Европе в XIVв.” раздаточный материал – карточки, и презентация в программе Power Point.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

В прошлом учебном году мы изучили первый период мировой истории, который назывался «история древнего мира». Он продолжался с момента появления на земле человека и до падения Западной Римской империи. В это время существовали многие интересные цивилизации и государства, которые оставили свой след в мировой культуре.

В этом учебном голу мы изучаем не менее интересный период истории получивший название «средние века» – это исторический отрезок между двумя просвещенными эпохами – древностью (античностью) и Возрождением.

Мы изучили с вами первый раздел истории средних веков - Раннее средневековье, в котором рассматривали историю стран Запада и Востока.

И сегодня на уроке мы повторим и обобщим пройденный материал, выделим особенности развития стран Востока и Запада в раннее средневековье, покажем умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, знание исторических терминов и дат.

И надеюсь в процессе урока у вас выработается уважение к культурному наследию других стран.

Повторение будет проходить в форме викторины «Своя игра». слайд 2

Класс делится на 3 команды.

Каждый правильный ответ оценивается от 1 до 3 баллов.

  А     Б     В     Г     Д     Е     Ж  
1 1 1 1 1 1 1
2 2 2 2 2 2 2
3 3 3 3 3 3 3
4 4 4 4 4 4 4
5 5 5 5 5 5 5
6 6 6 6 6 6 6
7 7 7 7 7 7 7

Презентация с игровым полем на котором показаны номинации: слайд 3

А – Политические события.
Б – Личность эпохи.
В – Географические названия, места, города.
Г – Религия.
Д – Культура Востока и Запада.
Е – Исторические термины.
Ж – Исторические даты.

Вопросы к блоку «А» – Политические события. слайд 4

  1. Какие события включало в себя правило Юстиниана «Единое государство, единая религия. Единый закон».
  2. Что помогало Византии бороться с внешними врагами?
  3. Успешной обороне Константинополя с моря от арабов и славян способствовало замечательное военное изобретение. Что это за изобретение?
  4. Причины завоевательных походов арабов в VII-IX вв ? Какие земли они завоевавали?
  5. С каким событием это связано: «первые славянские просветители стали ученые-монахи из Византии, один из них преподавал философию, языки, управлял областью, они переводили богослужебные книги»
  6. Кто стоял во граве Византии и его особенности его власти?
  7. Причины распада Арабского халифата.

Вопросы к блоку «Б» – Личность эпохи. слайд 5-6

  1. Этого человека считают основателями франкского государства, составитель его первых законов и распространителем христианства. (Хлодвиг)
  2. Этот человек был не королевской крови, но занимал должность майордома был правителем Франкского государства, провел военную реформу. (Карл Мартелл)
  3. Это был сын даже не короля, хотя сам стал основателем королевской династии. Его имя дало название титулу, существующему и используемому до сих пор. (Карл Великий)
  4. Он был сыном простого крестьянина, волю случая ставший правителем огромной державы но именно при нем это держава правда не долго, почти сумела восстановить Римскую империю почти в прежних границах. Его имя сохранилось до сих пор благодаря созданию свода законов. (Юстиниан)
  5. Вождь племени бриттов., но которого называли королем, возглавивший национально-освободительную борьбу против заселения их острова германскими племенами. (Артур)
  6. Этот человек стал в раннем средневековье основателем религии и государства. Его почитают во многих странах мира, но его ни в коем случае нельзя называть богом.
  7. Об этой исторической личности сообщается : «по наружности он был настоящим гунном». Это был низкорослый, широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами…приплюснутым носом, с отвратительным цветом кожи человек. Христиане прозвали его «бичом Божьим». (Аттила)
  8. Король государства. Который предпринял защиту страны от нападения норманнов, строил крепости, флот. (Альфред Великий)

Вопросы к блоку «В» – Географические названия. слайд 7

  1. Назовите родину арабов, и их занятия. (Арабский полуостров, скотоводство)
  2. Какой город является столицей Византии и почему? (Константинополь)
  3. Назовите крупные города арабов? (Мекка, Медина)
  4. Земли, которые входили в состав Византии.
  5. С какими странами воевала Византия. И кто на нее нападал?
  6. Какие земли захватили арабы в ходе завоеваний?
  7. На какие государства распался Арабский халифат?

Вопросы к блоку «Г» – Религия. слайд 8

  1. Обязанности мусульман.
  2. Какие общественные и семейные порядки закреплял ислам?
  3. Что является главными святынями христианского мира, что мусульманского?
  4. Боги и священные книги ислама и христианства.
  5. Какой сейчас год по мусульманскому календарю?
  6. Какие сходные нормы поведения проповедовали христианство и ислам?
  7. Из каких частей состоит христианский храм?

Вопросы к блоку «Д» – Культура Востока и Запада. слайд 9

  1. В средние века это был международный язык. В течении многих столетий он играл роль языка ученого мира. На нем сочинялись теоретические трактаты излагались результаты исследований. Что это за язык?
  2. Почему 6 век является переломным в книгоиздательном деле?
  3. Где и когда появились арабские цифры? Как и когда они попали в Европу?
  4. Какой памятник искусства дошел до нас от эпохи Юстиниана, является образцом и достижением Византийской архитектуры?
  5. Что значит Каролингское Возрождение. В чем оно выразилось?
  6. Знаменитые ученые арабского мира и их достижения?
  7. Сравните культуру Западной Европы, Византии и Арабского мира?

Вопросы к блоку «Е» – Исторические термины. слайд 10

  1.  Первые люди племени. (Знать)
  2.  Хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне. (Феодальная вотчина)
  3. Даровые работы крестьян в хозяйстве феодала. (Барщина).
  4. Доля продуктов из крестьянского хозяйства сдаваемые феодалу (Оброк).
  5. Подем культуры в период правления Карла Великого.
  6. Высший чиновник помогающий управлять страной халифу. (Везирь)
  7. Дань англичан. с целью откупа от северных германцев. (Датские деньги).

Вопросы к блоку «Ж» – Исторические даты. слайд 11

  1. Образование государства у франков (500 г.)
  2. Образование империи у фраков. (800 г.)
  3. Образование государства у арабов. (630 г.)
  4. Начало мусульманского летоисчисления (хиджра 622 г.)
  5. Начало правления династии Аббасидов (750 г.)
  6. Битва при Пуатье (732 г.)
  7. Начало проповедей Мухаммеда. (610 г.)

Подведение итогов игры, подсчет баллов, выявление победителей, выставление оценок.