Цели урока:
- показать учащимся многообразие окружающих человека кодов; отметить роль кодирования информации, научить кодированию и декодированию;
- способствовать развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления;
- воспитание культуры труда, самостоятельности в работе, интереса к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Форма проведения урока: беседа, рассказ, самостоятельная работа.
Форма работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная работа.
Технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие, дифференцированный подход.
Подготовка кабинета:
- компьютеры;
- раздаточный материал;
- программа “Мир информатики»- 4 год обучения, раздел “Кодирование как способ обработки информации”.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация и проверка усвоения изученного материала.
- Объяснение нового материала.
- Физкультминутка.
- Закрепление нового материала.
- Практическая работа за компьютером.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Дежурный доложите об отсутствующих? Итак, начнем наш урок.
2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала.
Ученики отвечают на следующие вопросы (фронтальный и индивидуальный опрос):
Беседа по ранее изученному материалу:
- Что такое информация для человека?
(Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.)
- Какие действия человек совершает с информацией?
(Информационные процессы: получение, передача, хранение, обработка и др. действия с информацией.)
- Приведите примеры обмена информацией между людьми. Что в вашем примере является источником информации, а что приемником?
На сегодняшний урок вам было задано домашняя работа- выполнить из учебника задание 7 на стр. 24 . Давайте проверим ваши ответы.
№ |
Ситуация |
Источник |
Приемник |
Характер передачи |
1 |
Школьник читает текст в учебнике |
Учебник |
Школьник |
Односторонняя |
2 |
Бабушка читает письмо |
Письмо |
Бабушка |
Односторонняя |
3 |
Мальчик просыпается от звонка будильника |
Будильник |
Мальчик |
Односторонняя |
4 |
Разговаривают две подруги Таня и Лена |
Таня и Лена |
Таня и Лена |
Двусторонняя |
5 |
Учитель объясняет новый материал всему классу |
Учитель |
Учащиеся класса |
Двусторонняя |
6 |
Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов |
Регулировщик |
Пешеходы, водители |
Двусторонняя |
7 |
Человек читает объявление в газете |
Газета |
Человек |
Односторонняя |
8 |
Завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков |
Завуч |
Ученики и учителя |
Односторонняя |
9 |
Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется |
Диспетчер |
Пассажиры |
Односторонняя |
10 . |
Вывешен знак, запрещающий проезд по улице |
Знак |
Водители |
Односторонняя |
11 |
Мальчик получил пригласительный билет на елку |
Билет |
Мальчик |
Односторонняя |
- В какой форме поступала информация в 3, 6, 10 пункте?
(Информация может поступать с помощью условных знаков или сигналов).
3. Объяснение нового материала.
Итак, информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы.
Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
- Ребята, откройте тетради и запишите тему урока «В мире кодов».
Сегодня мы с вами отправимся в мир кодов, познакомимся со способами кодировок и сами попробуем кодировать.
- Открываем тетради записываем определение: код – система условных знаков для представления информации.
- Ребята, а как вы понимаете, что такое кодирование? Давайте запишем определение в тетрадь: кодирование – запись (представление) информации с помощью некоторого кода
- Ребята, какие примеры кодирования информации вы можете привести?
(подсказка: Ребята, а как на уроках оценивают ваши знания. Выслушиваются ответы учеников и делается вывод)
- Вывод: множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь:
- Код используется для оценки знаний в школе (число “5” — код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2” — плохих).
- Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык.
- С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение.
- По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
- Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.
- Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. Всем хорошо известны следующие дорожные знаки. Что они означают?
- Зачем люди кодируют информацию?
(Кодирование информации необходимо для:
- скрыть от других (шифры);
- записать короче (аббревиатура);
- для удобства передачи и обработки)
- От чего зависит способ кодирования информации?
(Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.)
- В какой форме может быть закодирована информация?
Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации:
- числовой – с помощью чисел;
- символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;
- графический – с помощью рисунков или значков.
- Ребята, запишите, пожалуйста, способы кодирования информации в тетрадях:
Основные способы кодирования информации:
- графический;
- числовой;
- символьный
4. Физкультминутка – 2 мин.
1). Пальчиковая гимнастика:
Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).
2) Двигательная гимнастика:
Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова “тише, тише” дети приседают, на “выше, выше” - выпрямляются.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше, выше
Улыбнитесь друг другу, садитесь.
5. Закрепление нового материала (учащиеся самостоятельно выполняют задания в тетрадях).
Задание 1. В 19 веке люди научились передавать информацию по телеграфу. Как же они кодировали буквы, ведь её в электрический провод никак не поместишь. Значит, надо было представить эту букву так, чтобы ее удобно было передать с помощью электрического тока. Над этим работал Самуэл Морзе.
Самуэл Морзе придумал код Морзе, который представлен в таблице.
Кодовая таблица азбуки Морзе.
Раскодируйте текст.
Ответ: В здоровом теле здоровый дух
Задание 2. Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее. Декодируйте полученную шифровку:
Деё иепспгэё УБН Й ЛСБТПУБ
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К
Я Л
Ю М
Э Н
Ь О
Ы П
Ъ Щ Ш Ч Ц Х Ф У Т С Р
Ответ: Где здоровье там и красота
Задание 3. Дана кодовая таблица флажковой азбуки.
Расшифруйте сообщение:
Ответ: Здоровье в порядке спасибо зарядке.
6. Практическая работа за компьютером “Мир информатики-4 класс. Кодирование”
Учитель объясняет условия выполнения заданий. Ответы к заданиям писать в рабочих тетрадях .
Работа на компьютере.
№2, №4, №3 – задания для самостоятельной работы (выполняют любой один номер по выбору).
Ответы: №2 впереди земля, №3 продается двухместная летающая тарелка, №4 тридцать три утюга на подоконнике – знак, что явка провалена!
7. Домашнее задание.
- А теперь, ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание:
Читать п. 1.6. стр.25 , ответить устно на вопросы 1-4 стр. 28. В рабочих тетрадях выполнить №15 стр.16.
По желанию: используя любой способ кодировки закодировать любое сообщение (например: новогоднее поздравление, послание деду морозу, любой термин из области информатики и др.).
8 . Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.
Итак, ребята, скажите, пожалуйста, о чем вы сегодня узнали на уроке:
- Какие существуют способы кодирования информации?
- Что значит закодировать информацию числовым способом?
- Что значит закодировать информацию словесным способом?
- Что значит закодировать информацию графическим способом?
(Ответы ребят). Спасибо за урок, молодцы, вы сегодня хорошо поработали.
Литература:
- Информатика: Учебник для 5 класса /Л.Л. Босова. – 6-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.-192 с.:ил.
- Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса/Л.Л. Босова.-М.: Лаборатория знаний, 2008.-87 с.:ил.
- Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие/Л.Л. Босова.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Лаборатория знаний, 2008.-464 с.:ил.
Список электронных носителей:
- Мир информатики 3-4 год обучения.