Урок-изучение нового материала по теме "Кодирование информации"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • показать учащимся многообразие окружающих человека кодов; отметить роль кодирования информации, научить кодированию и декодированию;
  • способствовать  развитию внимания,  наблюдательности, памяти, логического мышления;
  • воспитание культуры труда, самостоятельности в работе, интереса к предмету.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, рассказ, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная работа.

Технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие, дифференцированный подход.

Подготовка кабинета:

  • компьютеры;
  • раздаточный материал;
  • программа “Мир информатики»- 4 год обучения, раздел “Кодирование как способ обработки информации”.

План урока:

  • Организационный момент.
  • Актуализация и проверка усвоения изученного материала.
  • Объяснение нового материала.
  • Физкультминутка.
  • Закрепление нового материала.
  • Практическая работа за компьютером.
  • Домашнее задание.
  • Подведение итогов.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Дежурный доложите об отсутствующих? Итак, начнем наш урок.

2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала.

Ученики отвечают на следующие вопросы (фронтальный и индивидуальный опрос):

Беседа по ранее изученному материалу:

- Что такое информация для человека?

(Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.)

- Какие действия человек совершает с информацией?

(Информационные процессы: получение, передача, хранение, обработка и др. действия с информацией.)

- Приведите примеры обмена информацией между людьми. Что в вашем примере является источником информации, а что приемником?

На сегодняшний урок  вам  было задано домашняя работа- выполнить из учебника задание 7  на стр. 24 . Давайте проверим ваши ответы.

Ситуация

Источник

Приемник

Характер передачи

1

Школьник читает текст в учебнике

Учебник

Школьник

Односторонняя

2

Бабушка читает письмо

Письмо

Бабушка

Односторонняя

3

Мальчик просыпается от звонка будильника

Будильник

Мальчик

Односторонняя

4

Разговаривают две подруги Таня и Лена

Таня и Лена

Таня и Лена

Двусторонняя

5

Учитель объясняет новый материал всему классу

Учитель

Учащиеся класса

Двусторонняя

6

Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов

Регулировщик

Пешеходы, водители

Двусторонняя

7

Человек читает объявление в газете

Газета

Человек

Односторонняя

8

Завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков

Завуч

Ученики и учителя

Односторонняя

9

Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется

Диспетчер

Пассажиры

Односторонняя

10 .

Вывешен знак, запрещающий проезд по улице

Знак

Водители

Односторонняя

11

Мальчик получил пригласительный билет на елку

Билет

Мальчик

Односторонняя

- В какой форме поступала информация  в 3, 6, 10 пункте?

(Информация может поступать с помощью условных знаков или сигналов).

 3. Объяснение нового материала.

Итак, информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

- Ребята, откройте тетради и запишите тему урока «В мире кодов».

Сегодня мы с вами отправимся в мир кодов, познакомимся со способами кодировок и сами попробуем кодировать.

- Открываем тетради записываем  определение: код – система условных знаков для представления информации.
- Ребята, а как вы понимаете, что такое кодирование?  Давайте запишем определение в тетрадь: кодирование – запись (представление) информации с помощью некоторого кода
- Ребята,  какие примеры кодирования информации вы можете привести?
(подсказка: Ребята, а как на уроках оценивают ваши знания. Выслушиваются ответы учеников и делается вывод)
- Вывод: множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь:

  • Код используется для оценки знаний в школе (число “5” — код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2” — плохих).
  • Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык.
  • С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение.
  • По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
  • Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.
  • Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. Всем хорошо известны следующие дорожные знаки.  Что они означают?

 

 - Зачем люди кодируют информацию?

 (Кодирование информации необходимо для:

- скрыть от других (шифры);
- записать короче (аббревиатура);
- для удобства передачи и обработки)

- От чего зависит способ кодирования информации?

(Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.)

- В какой форме может быть закодирована информация?

Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации:

  • числовой – с помощью чисел;
  • символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;
  • графический – с помощью рисунков или значков.

- Ребята, запишите, пожалуйста, способы кодирования информации в тетрадях:

Основные способы кодирования информации:

- графический;
- числовой;
- символьный

4. Физкультминутка – 2 мин.

1). Пальчиковая гимнастика:

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

 

 2) Двигательная гимнастика:

Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова “тише, тише” дети приседают, на “выше, выше” - выпрямляются.

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше, выше

Улыбнитесь друг другу, садитесь.

5. Закрепление нового материала (учащиеся самостоятельно выполняют  задания в тетрадях).

Задание 1. В 19 веке люди научились передавать информацию по телеграфу. Как же они кодировали буквы, ведь её в электрический провод никак не поместишь. Значит, надо было представить эту букву так, чтобы ее удобно было передать с помощью электрического тока. Над этим работал Самуэл Морзе.
Самуэл Морзе придумал код Морзе, который представлен в таблице.

Кодовая таблица азбуки Морзе.

 

Раскодируйте текст.

Ответ: В здоровом теле здоровый дух

Задание 2.  Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее. Декодируйте полученную шифровку:
        
Деё   иепспгэё   УБН   Й  ЛСБТПУБ

     А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К
Я                                                         Л
Ю                                                       М
Э                                                         Н       
Ь                                                         О            
Ы                                                        П
     Ъ  Щ  Ш  Ч  Ц  Х  Ф  У  Т  С  Р      

Ответ: Где здоровье там и красота

Задание 3.  Дана кодовая таблица флажковой азбуки.

 

Расшифруйте сообщение:

 

 


Ответ: Здоровье в порядке спасибо зарядке.

6. Практическая работа за компьютером “Мир информатики-4 класс. Кодирование”

Учитель объясняет условия выполнения заданий. Ответы к заданиям писать в рабочих тетрадях .

Работа на компьютере.
№2, №4, №3 – задания для самостоятельной работы  (выполняют любой один номер по выбору).

Ответы: №2 впереди земля, №3 продается двухместная летающая тарелка, №4 тридцать три утюга на подоконнике – знак, что явка провалена!

 

7. Домашнее задание. 

- А теперь, ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание:

Читать п. 1.6. стр.25  , ответить устно на вопросы 1-4 стр. 28. В рабочих тетрадях выполнить  №15  стр.16.
По желанию: используя любой способ кодировки закодировать любое сообщение (например: новогоднее поздравление, послание деду морозу, любой термин из области информатики и др.).

8 . Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

Итак, ребята, скажите, пожалуйста, о чем вы сегодня узнали на уроке:

  • Какие существуют способы кодирования информации?
  • Что значит закодировать информацию числовым способом?
  • Что значит закодировать информацию словесным способом?
  • Что значит закодировать информацию графическим способом?

(Ответы ребят). Спасибо за урок, молодцы, вы сегодня хорошо поработали.  

Литература:

  1. Информатика: Учебник для 5 класса /Л.Л. Босова. – 6-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.-192 с.:ил.
  2. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса/Л.Л. Босова.-М.: Лаборатория знаний, 2008.-87 с.:ил.
  3. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие/Л.Л. Босова.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Лаборатория знаний, 2008.-464 с.:ил. 

Список электронных носителей:

  1.  Мир информатики 3-4 год обучения.