Тема: Обобщающий урок по пройденному материалу за учебный год.
Цель:
- Обобщить знания учащихся в игровой форме – путешествие в космос;
- развивать умение выполнять задания повышенной трудности, развивать творческие и интеллектуальные способности, логическое мышление;
- прививать любовь к предмету «математика» в связи с другими предметами (геометрией, природоведением, астрономией, экологией)
Оборудование:
- Компьютерное проектирование: портретов Королёва С.П. и Циолковского Э.К.; изображение первого спутника Земли, многоступенчатой ракеты, презентация;
- Изображения: Вселенной и планет Земля, Марс, Венера, спутника Земли Луна, метеоритного дождя, Млечного пути, метеора, маршрута полёта;
- На столах - названия экипажей и их девизы; раздаточный геометрический материал, бортовые журналы;
- На доске - карточки новых слов: Вселенная, Млечный путь, метеоритный дождь.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие гостей на уроке, учителя.
2. Объявление темы и задач урока
Наш урок математики посвящён 50-летию запуска первого искусственного спутника Земли, 100-летию со дня рождения Королёва Сергея Павловича – конструктора космических кораблей, а так же 150-летию со дня рождения Циолковского Константина Эдуардовича – теоретик много - ступенчатых ракет.
Сегодня у нас необычный урок
В космос с тобой полетим мы, дружок!
Много заданий нас ждут впереди.
Ну, а сейчас тренировки нужны.
3. Представление экипажей
Готовятся к полёту 3 экипажа:
1 экипаж – испытатели « Мир»,
девиз «Нашу Землю сбережём,
Мир мы в космос увезём!»
2 экипаж – исследователи «Союз – 25»,
девиз «В Союзе жить –
Радость людям дарить!»
3 экипаж – исследователи «Союз -50»,
девиз «Союзом космос покоряем,
Планету нашу от беды спасаем!»
4. Проверка готовности к полёту (устный счёт)
1. Несколько вопросов о Солнечной системе
- Что такое Солнечная система? ( Солнце и 9 планет.)
- Какие планеты являются ближайшими соседями планеты Земля? ( Венера и Марс)
- Что такое Луна? ( Это спутник Земли.)
Во время полёта космонавты ведут бортовые журналы. Открыли свои бортовые журналы и записали дату полёта.
2. Математический тест: «Да» или «Нет»
Космонавты перед полётом много тренируются, серьёзно готовятся. Сейчас мы проверим, как наши экипажи готовы к полёту.
Приучайся думать точно,
Дай нам чёткий свой ответ,
Вместо цифры ставь ты твёрдо
Слово «Да» иль просто «Нет»!1.Разность чисел 10 000 и 10 равна 1000. Нет.
2.В числе 8 000 всего 80 сотен. Да.
3.В 2 часах 200 минут . Нет.
4.Число 8 700 больше числа 10 в 870 раз. Да.
5.В половине 1 км содержится 500 м. . Да.
6.Скорость равна произведению расстояния на время. Нет.
7.Если делимое 4 000, а делитель 100, то частное равно 400 000. Нет.
8. 1 км больше 1м в 100 раз. Нет.
9.1\ 4 часть от 1часа равна 15 минутам. Да.
10.Расстояние 620км, скорость 31 км\ч, время равно 2 часа. Нет.
( Работа в паре, взаимопроверка работ, выставление оценок.)
3. Конструирование ракет
Работа с геометрическим материалом. Дано 8 равных треугольников.
1 экипаж. Квадрат – прямоугольник. Найти Р прямоугольника.
2 экипаж. Квадрат – квадрат. Найти S.
3 экипаж. Прямоугольник – квадрат.
Найти Р и S любой геометрич. фигуры.
Построить «ракету» – дополнительно.
(От каждого экипажа по 1 участнику решение записывают на доске.)
Экипажи к полёту готовы? (Да!)
5. Полёт в космическое пространство
1. Полёт на ЛунуВнимание! Наш полёт пройдёт по маршруту:
Планета Земля – спутник её Луна - планета Марс – примарсимся, отдохнём; планета Венера, её облетаем и возвращаемся домой на нашу планету Земля. Маршрут полёта изображён на экране.
Вам предлагается три скорости:
1 – на высоте 1000м - 10 400м\с;
2 - выше 1000м - 11 200м\с;
3 - для полёта на околосолнечной орбите - 16 000м\с.
Какая из скоростей нам понадобится, если до Луны 384 000км?
Нужно найти время нашего полёта до Луны.
Как мы это сделаем? ( Расстояние разделим на время.)
t = s : v 384 000 : 16 = 24 000(с)
Часто вы, наверное,
На Луну любуетесь,
Только вам не ведомо
То, что знаю я.
С луночеловечками
Я могу беседовать,
Человечки лунные –
Вот мои друзья!
Мы приготовили луночеловечкам подарки – рисунки. Отправим им по космической почте.
2. Полёт продолжается на планету Марс
Наш маршрут лежит на планету Марс.
Когда над землёю летит космонавт,
Глядят ему в след миллионы ребят.
Вечерней порою глядят в небеса,
Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят
Те звёзды, к которым они полетят
От Земли до Марса 55 000 000км, мы уже пролетели от Земли до Луны 384 000км. Сколько нам потребуется времени, если скорость мы увеличим на 4 км \ ч?
Вам предлагаются 3 решения:
1.
- 55 000 000 + 384 000 = 55 384 000(км)
- 55 000 000 : 4 = 13 750 000(км)
2.
- 55 000 000 - 384 000 = 54 616 000(км)
- 16 + 4 = 20 (км \ ч)
- 55 384 000 20 = 2 730 800(с)
3.
- 55 000 000 – 384 000 = 54 616 000(км)
- 54 616 000 * 4 = 21 846 400 (км)
Выбери верное решение.
Экипаж «Испытателей» проверяет два других экипажа.
Решили верно – состыковка кораблей началась!
Записывают выражение к задаче.
(55 000 000 - 384 000) : (16 + 4) = 2 730 800(с)
Состыковка состоялась! (Соединяем столы и получаем единый корабль.)
(Звучит мелодия песни «И на Марсе будут яблони цвести”.)
3. Физкультминутка
(читаем хором)
Долетели мы до Марса,
Примарсились, отдохнём!
Физзарядочку начнём.
Ой, нас что – то укачало!
Закачало, понесло:
То направо, то налево
То назад, а то вперёд!
Закружило, завертело
И на место принесло!
4. Встреча с марсианами
Встретили нас необычные существа – марсиане. Они предложили нам следующие задания:
1. На скале выбито число 2 520. Чем знаменито оно? (Делится на 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10.)
2. Расставь математические знаки и скобки так, чтобы получились верные равенства.
1 1 1 1 1 = 1 1 1 1 1 1 = 4
1 1 1 1 1 = 10 1 1 1 1 1 = 20С заданием справились,
Дальше отправились.
Экипажи готовы?
Ремни пристегнули?
Наш маршрут лежит на планету Венера, но преграждает нам …
5. Млечный путь
Это гигантская туманная спираль из 200 миллиардов звёзд. Нам нужно его преодолеть.
73 925 - (23 324 + 246) : ( 74 384 – 384) * (4 058+2 904) * 0 = ?
Мы с лёгкостью преодолели препятствие и подлетаем к планете Венера.
На табло поступил сигнал: Внимание!
6. Метеоритный дождь
- 3 км кв. = ……м кв.
- 5 000 дм кв. = ….м кв.
- 8 000 000 см кв. = м кв.
- 40 а = …м кв.
Мы прекрасно справились и с этим препятствием.
7. Планета Венера
Подлетаем к планете Венера.
Это очень горячая планета, температура на ней 470 г градусов, мы только поприветствуем её.
Встали и послали ей дружеское приветствие.
8. Возвращаемся на нашу родную планету Земля
Всего в полёте мы были 3 888 000 секунд. Сколько это часов, суток мы потратили на полёт в космическое пространство? Что нужно сделать?
3 888 000 : 3600 : 24 = 45 (сут.) – потрачено всего на полёт.
В Космосе время идёт стремительно. На Земле мы потратили всего 40 минут.
6. Итог урока
Какое впечатление у вас осталось от этого урока?
(Стихотворение читает ученица.)
Моя планета – человеческий дом,
Но как же жить под данным колпаком?
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан.
Где места нет ни аисту, ни льву.
Где стонут травы: больше не могу!..
Вот она летит , маленькая такая!
Всё ещё живёт !
Всё ещё людям верит!
Вот она плывёт сквозь грозовую полночь.
Всех людей зовёт, просит прийти на помощь.
Просит прийти на помощь.
Просит прийти на помощь.