Урок-презентация по математике "Путешествие в космос"

Разделы: Начальная школа


Тема: Обобщающий урок по пройденному материалу за учебный год.

 Цель:

  • Обобщить знания учащихся в игровой форме – путешествие в космос;
  • развивать умение  выполнять задания повышенной трудности, развивать творческие и интеллектуальные способности, логическое мышление;
  • прививать любовь к предмету «математика»  в связи с другими предметами (геометрией, природоведением, астрономией, экологией)

Оборудование:

  • Компьютерное проектирование:  портретов Королёва С.П. и Циолковского Э.К.;  изображение первого спутника Земли,  многоступенчатой ракеты, презентация;  
  • Изображения: Вселенной и  планет Земля, Марс, Венера, спутника Земли Луна, метеоритного дождя, Млечного пути, метеора, маршрута полёта;
  • На столах -  названия экипажей и их девизы;  раздаточный геометрический материал, бортовые журналы;
  • На доске - карточки новых слов: Вселенная, Млечный путь, метеоритный дождь.  

Ход урока

 1. Организационный момент

Приветствие гостей на уроке, учителя.

 2. Объявление темы и задач урока

 Наш урок математики посвящён 50-летию запуска первого искусственного спутника Земли, 100-летию со дня рождения Королёва Сергея Павловича – конструктора космических кораблей, а так же 150-летию со дня рождения Циолковского Константина Эдуардовича – теоретик много - ступенчатых ракет.

Сегодня у нас необычный урок
В космос с тобой полетим мы, дружок!
Много заданий нас ждут впереди.
Ну, а сейчас тренировки нужны.

3. Представление  экипажей

Готовятся к полёту 3 экипажа:  
1 экипаж – испытатели « Мир»,
девиз «Нашу Землю сбережём,
Мир мы в космос увезём!»                
2 экипаж – исследователи «Союз – 25»,
девиз  «В Союзе жить –
Радость людям дарить!»
3 экипаж – исследователи «Союз -50», 
девиз «Союзом космос покоряем,
Планету нашу от беды спасаем!»

4. Проверка готовности к полёту (устный счёт)

1.  Несколько вопросов о Солнечной системе

  1. Что такое  Солнечная система? ( Солнце и 9 планет.)
  2. Какие планеты являются ближайшими соседями планеты Земля? ( Венера и Марс)
  3. Что такое Луна? ( Это спутник Земли.)

Во время полёта космонавты ведут бортовые журналы. Открыли свои бортовые журналы и записали дату полёта.

2. Математический тест: «Да» или «Нет»

Космонавты перед полётом много тренируются, серьёзно готовятся. Сейчас мы проверим, как наши экипажи готовы к полёту.

Приучайся думать точно,
Дай нам чёткий свой ответ,
Вместо цифры ставь ты твёрдо
Слово «Да» иль просто «Нет»!

1.Разность чисел 10 000 и 10 равна 1000.                                                       Нет.                                
2.В числе 8 000 всего 80 сотен.                                                                          Да.                                                     
3.В 2 часах 200 минут .                                                                                          Нет.                                                                   
4.Число 8 700 больше числа 10 в 870 раз.                                                        Да.                                     
5.В половине 1 км содержится 500 м. .                                                              Да.                                            
6.Скорость равна произведению расстояния на время.                              Нет.               
7.Если делимое 4 000, а делитель 100, то частное равно 400 000.            Нет.

8. 1 км больше 1м в 100 раз.                                                                                Нет.                                                            
9.1\ 4 часть от 1часа равна 15 минутам.                                                            Да.                                         
10.Расстояние 620км, скорость 31 км\ч, время равно 2 часа.                     Нет.
( Работа в паре, взаимопроверка работ, выставление оценок.)

3. Конструирование ракет

 Работа с геометрическим материалом. Дано 8 равных треугольников.

1 экипаж. Квадрат – прямоугольник. Найти Р прямоугольника.
2 экипаж. Квадрат – квадрат. Найти S.
3 экипаж. Прямоугольник – квадрат.
Найти Р и S любой геометрич. фигуры.
Построить  «ракету» – дополнительно.

(От каждого экипажа по 1 участнику решение записывают на доске.)
Экипажи к полёту готовы? (Да!)

5. Полёт в космическое пространство

1. Полёт на Луну

Внимание! Наш полёт пройдёт по маршруту:

Планета Земля – спутник её Луна - планета Марс – примарсимся, отдохнём; планета Венера, её облетаем и возвращаемся домой на нашу   планету Земля. Маршрут полёта изображён на экране.

Вам предлагается три скорости:

1 – на высоте 1000м - 10 400м\с;
2 -  выше 1000м        - 11 200м\с;
3 -  для полёта на околосолнечной орбите - 16 000м\с.

Какая из скоростей нам понадобится, если до Луны 384 000км?
Нужно найти время нашего полёта до Луны.

Как мы это сделаем? ( Расстояние разделим на время.)

t = s : v                     384 000 : 16 = 24 000(с)

Часто вы, наверное,
На Луну любуетесь,
Только вам не ведомо
То, что знаю я.
С луночеловечками
Я могу беседовать,
Человечки лунные –
Вот мои друзья!

Мы приготовили луночеловечкам подарки – рисунки. Отправим им по космической почте.

2. Полёт продолжается на планету Марс

Наш маршрут лежит на планету Марс.
Когда над землёю летит космонавт,
Глядят ему в след миллионы ребят.
Вечерней порою глядят в небеса,
Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят
Те звёзды, к которым они полетят

От Земли до Марса 55 000 000км, мы уже пролетели от Земли до Луны 384 000км. Сколько нам потребуется времени, если скорость мы увеличим на 4 км \ ч?

Вам предлагаются 3 решения:

1.

  1. 55 000 000  + 384 000 = 55 384 000(км)
  2. 55 000 000  : 4 = 13 750 000(км)

2.

  1. 55 000 000 - 384 000 =  54 616 000(км)
  2. 16 + 4 = 20 (км \ ч)
  3. 55 384 000   20 = 2 730 800(с)

3.

  1. 55 000 000  – 384 000 = 54 616 000(км)
  2. 54 616 000 * 4 = 21 846 400 (км)

Выбери верное решение.
Экипаж   «Испытателей»  проверяет два других экипажа. Решили верно –   состыковка  кораблей началась!

Записывают выражение к задаче.

(55 000 000 - 384 000) : (16 + 4) = 2 730 800(с)

Состыковка состоялась! (Соединяем столы  и получаем единый корабль.)

(Звучит мелодия песни «И на Марсе будут яблони цвести”.)    

3. Физкультминутка

(читаем хором)

Долетели мы до Марса,
Примарсились, отдохнём!
Физзарядочку начнём.
Ой, нас что – то укачало!
Закачало, понесло:
То направо, то налево
То назад, а то вперёд!
Закружило, завертело
И на место принесло!

4. Встреча с марсианами

Встретили нас необычные существа – марсиане.  Они  предложили нам следующие задания:

1. На скале выбито число 2 520. Чем знаменито оно? (Делится на 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10.)               

2. Расставь математические знаки и скобки так, чтобы получились верные равенства.

1 1 1 1 1 = 1                                  1 1 1 1 1 = 4
1 1 1 1 1 = 10                                1 1 1 1 1 = 20

С заданием справились,
Дальше отправились.
Экипажи готовы?
Ремни пристегнули?

 Наш маршрут лежит на планету  Венера, но преграждает нам … 

5. Млечный путь

Это гигантская туманная спираль из  200 миллиардов звёзд. Нам нужно его преодолеть.

73 925 - (23 324 + 246) : ( 74 384 – 384) * (4 058+2 904) * 0 = ?

Мы с лёгкостью преодолели препятствие и подлетаем к планете Венера.

На табло поступил сигнал: Внимание! 

6. Метеоритный дождь                                                                                              

  1. 3 км кв. = ……м кв.
  2. 5 000 дм кв. = ….м кв.
  3. 8 000 000 см кв. = м кв.
  4. 40 а = …м кв.

Мы прекрасно справились и с этим препятствием.

7. Планета Венера

Подлетаем к планете Венера. Это очень горячая планета, температура на ней 470 г   градусов,  мы только поприветствуем её.
Встали и послали ей дружеское приветствие.

8. Возвращаемся на нашу родную планету Земля 

Всего в полёте мы были 3 888 000 секунд. Сколько это часов, суток мы потратили на полёт в космическое пространство? Что нужно сделать?

3 888 000 : 3600 : 24 = 45 (сут.) – потрачено всего на полёт.

В Космосе время идёт стремительно. На Земле мы потратили всего 40 минут.

6. Итог урока  

 Какое впечатление у вас осталось от этого урока?

(Стихотворение читает ученица.)

Моя планета – человеческий дом,
Но как же жить под данным колпаком?
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан.
Где места нет ни аисту, ни льву.
Где стонут травы: больше не могу!..
Вот она летит , маленькая такая!
Всё ещё  живёт !
Всё ещё людям верит!
Вот она плывёт  сквозь грозовую полночь.
Всех людей зовёт, просит прийти на помощь.
Просит прийти на помощь.
Просит прийти на помощь.