Урок по математике: "Сравнение долей"

Разделы: Начальная школа


Тема: Сравнение долей.

Цель урока: учить детей сравнивать дроби.

Задачи:

  • Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.
  • Продолжить развивать познавательный интерес и умение рассуждать, делать выводы, самостоятельно мыслить. 
  • Продолжить развитие логического мышления.

Оборудование: учебник Б. П. Гейдман 3 класс, мультимедиа, геометрические фигуры из цветной бумаги.

1. Орг. момент.

Сегодня у нас урок - путешествие. Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и открыли новые секреты в математике.
Путешествовать мы будем на паровозике из Ромашково.
Прежде, чем поедем, вспомните правила поведения в общественном транспорте. Поехали.

2. Актуализация знаний

Первая станция «Повторяй-ка». На этой станции мы посмотрим мультипликационный фильм.

- Как записать количество апельсинов из мультфильма? (Цифрой 1)
- На сколько долей разделили апельсин?
- Сколько частей получилось при делении? (5)
- Какую часть апельсина получил каждый из героев?
- Как это записать при помощи математических знаков? (В виде дроби.)
- Как называется и что обозначает число над чертой? (Это числитель, он показывает, сколько частей взяли)
- Как называется и что обозначает число под чертой? (Это знаменатель, он показывает, на сколько частей разделили целое.)

Долго нам задерживаться нельзя, поэтому едем дальше…

Узнавай-ка (устный счет).

Итак, на экране примеры. Решив их, вы узнаете тему урока.
На экране:

45 : С

5

 

4 * 8

Р

 

9 * 5

И

 

Н : 5

8

 

А:5

7

 

48 : В

6

 

6*7

Е

 

9

32

35

8

40

42

40

45

42

С

Р

А

В

Н

Е

Н

И

Е

- Какое слово у вас получилось?
- Что мы будем сравнивать? (доли, дроби).

В мультфильме у нас была абстрактная доля. А сейчас мы будем находить часть от данного числа. Открыли учебники на странице 7 №1.

3. Постановка  проблемы. Трудовая.

Едем дальше. Ехали мы, ехали и приехали на станцию «Трудовая». Жители этой станции не могут решить, какая же из записей окажется верной.
На экране вопрос: «Какая запись верна  ½  ¼    или   ¼ ½ ?»  

- Как вы думаете ребята?
- Давайте докажем это практически.
- Возьмите квадрат и разделите его на 2 равные части. Покажите, что у вас получилось.
- Теперь возьмите другой квадрат и разделите таким же способом на 4 равные части. Покажите, у вас получилось.
- Как мы можем доказать, какая из записей верна? (Наложить четвертую на вторую части. Четвертая часть меньше следовательно ¼ меньше ½ ).
- Проследите за тем, как сделал это компьютер, и сравните со своими действиями.

4. Первичное закрепление.

- Прочитайте, что необходимо сделать  в 5 номере на странице 8.
- Что значит сравнить? (Поставить знаки больше, меньше или равно)
- Сравним дроби опираясь на наглядность.
- Что заметили? (В числителе везде стоит единица. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь).

5. Закрепление пройденного материала.

Поехали дальше.

Посмотрите, какое интересное название у новой станции. Бордюрная.

- От какого слова произошло слово бордюрная? От слова бордюр.

Бордюр – это иностранное слово, в дорожном строительстве – барьер из камней, плит, отделяющий проезжую часть от обочин.

№3. Прочитайте задачу.

- О чем эта задача? (О бордюрном камне).
- Сколько дней укладывали бордюрный камень? (2)
- Сколько уложили в первый день? (1/3)
- Что нужно найти?
- А сколько метров бордюрного камня было? (36)

По ходу появляется краткая запись.

- Можем сразу ответить на вопрос задачи? (Нет).
- Почему? (нужно найти, сколько метров бордюрного камня уложили в первый день)
- Как это сделать? (36:3*1=12)
- Сейчас мы можем ответить на вопрос задачи? (Да. Нужно из 36-12)
- Запишите ответ по вопросу задачи.

6. Физкультминутка. Мы очень долго ехали, и наш паровозик делает остановку на станции «Спортивная».
Отдохнули и едем дальше.

7. Следующая станция «Сравнительная».

- Что нужно сделать в №2 на странице 7.

-Правильность оформления я сейчас вам покажу на первом задании.

8. Итог урока. Последняя остановка «Цифроград».

- Расположите карточки так, чтобы доли, изображенные на них, возрастали.

Если вы сделаете правильно, мы прочтем,  отгадку к загадке, и узнаем жителей этого города:
На экране загадка:

Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.  (Цифры)

- Что делали на уроке?
- Чему научились?

Если останется время:

- Дед вырастил репку массой 8 кг. Сколько килограммов составляет ½ массы репки?
- Буратино купил блокнот и книгу. Книга стоит 48 рублей, а стоимость блокнота составляет 1/8 часть стоимости книги. Сколько стоит блокнот?
- Брат и сестра учатся в одной школе в разные смены. Возвращаясь из школы, брат встретил сестру, пройдя 1/3 часть пути. Кто прошел расстояние больше?

9. Рефлексия. Возвращаться в школу будем на автобусах. Определить их номера помогут уравнения. 1 вариант №9 1 уравнение. 2 вариант №9 2 уравнение.

Х*4+14=80                                       х:3-9=15
Х*4=80-14                                        х : 3=15+9
Х*4=66                                             х : 3 = 24
Х=66:4                                              х = 24*3
Х=14                                                 х=72
14*4+14=80                                     72 : 3 – 9 =15
80=80                                                  15=15

- На каких автобусах можно доехать?
- Урок окончен. Спасибо за работу.

Приложение