Тема: Сравнение долей.
Цель урока: учить детей сравнивать дроби.
Задачи:
- Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.
- Продолжить развивать познавательный интерес и умение рассуждать, делать выводы, самостоятельно мыслить.
- Продолжить развитие логического мышления.
Оборудование: учебник Б. П. Гейдман 3 класс, мультимедиа, геометрические фигуры из цветной бумаги.
1. Орг. момент.
Сегодня у нас урок - путешествие. Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и открыли новые секреты в математике.
Путешествовать мы будем на паровозике из Ромашково.
Прежде, чем поедем, вспомните правила поведения в общественном транспорте. Поехали.
2. Актуализация знаний
Первая станция «Повторяй-ка». На этой станции мы посмотрим мультипликационный фильм.
- Как записать количество апельсинов из мультфильма? (Цифрой 1)
- На сколько долей разделили апельсин?
- Сколько частей получилось при делении? (5)
- Какую часть апельсина получил каждый из героев?
- Как это записать при помощи математических знаков? (В виде дроби.)
- Как называется и что обозначает число над чертой? (Это числитель, он показывает, сколько частей взяли)
- Как называется и что обозначает число под чертой? (Это знаменатель, он показывает, на сколько частей разделили целое.)
Долго нам задерживаться нельзя, поэтому едем дальше…
Узнавай-ка (устный счет).
Итак, на экране примеры. Решив их, вы узнаете тему урока.
На экране:
45 : С |
5 |
4 * 8 | Р |
9 * 5 |
И |
Н : 5 |
8 |
А:5 |
7 |
48 : В |
6 |
6*7 |
Е |
9 |
32 |
35 |
8 |
40 |
42 |
40 |
45 |
42 |
С |
Р |
А |
В |
Н |
Е |
Н |
И |
Е |
- Какое слово у вас получилось?
- Что мы будем сравнивать? (доли, дроби).
В мультфильме у нас была абстрактная доля. А сейчас мы будем находить часть от данного числа. Открыли учебники на странице 7 №1.
3. Постановка проблемы. Трудовая.
Едем дальше. Ехали мы, ехали и приехали на станцию «Трудовая». Жители этой станции не могут решить, какая же из записей окажется верной.
На экране вопрос: «Какая запись верна ½ ¼ или ¼ ½ ?»
- Как вы думаете ребята?
- Давайте докажем это практически.
- Возьмите квадрат и разделите его на 2 равные части. Покажите, что у вас получилось.
- Теперь возьмите другой квадрат и разделите таким же способом на 4 равные части. Покажите, у вас получилось.
- Как мы можем доказать, какая из записей верна? (Наложить четвертую на вторую части. Четвертая часть меньше следовательно ¼ меньше ½ ).
- Проследите за тем, как сделал это компьютер, и сравните со своими действиями.
4. Первичное закрепление.
- Прочитайте, что необходимо сделать в 5 номере на странице 8.
- Что значит сравнить? (Поставить знаки больше, меньше или равно)
- Сравним дроби опираясь на наглядность.
- Что заметили? (В числителе везде стоит единица. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь).
5. Закрепление пройденного материала.
Поехали дальше.
Посмотрите, какое интересное название у новой станции. Бордюрная.
- От какого слова произошло слово бордюрная? От слова бордюр.
Бордюр – это иностранное слово, в дорожном строительстве – барьер из камней, плит, отделяющий проезжую часть от обочин.
№3. Прочитайте задачу.
- О чем эта задача? (О бордюрном камне).
- Сколько дней укладывали бордюрный камень? (2)
- Сколько уложили в первый день? (1/3)
- Что нужно найти?
- А сколько метров бордюрного камня было? (36)
По ходу появляется краткая запись.
- Можем сразу ответить на вопрос задачи? (Нет).
- Почему? (нужно найти, сколько метров бордюрного камня уложили в первый день)
- Как это сделать? (36:3*1=12)
- Сейчас мы можем ответить на вопрос задачи? (Да. Нужно из 36-12)
- Запишите ответ по вопросу задачи.
6. Физкультминутка. Мы очень долго ехали, и наш паровозик делает остановку на станции «Спортивная».
Отдохнули и едем дальше.
7. Следующая станция «Сравнительная».
- Что нужно сделать в №2 на странице 7.
-Правильность оформления я сейчас вам покажу на первом задании.
8. Итог урока. Последняя остановка «Цифроград».
- Расположите карточки так, чтобы доли, изображенные на них, возрастали.
Если вы сделаете правильно, мы прочтем, отгадку к загадке, и узнаем жителей этого города:
На экране загадка:
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры)
- Что делали на уроке?
- Чему научились?
Если останется время:
- Дед вырастил репку массой 8 кг. Сколько килограммов составляет ½ массы репки?
- Буратино купил блокнот и книгу. Книга стоит 48 рублей, а стоимость блокнота составляет 1/8 часть стоимости книги. Сколько стоит блокнот?
- Брат и сестра учатся в одной школе в разные смены. Возвращаясь из школы, брат встретил сестру, пройдя 1/3 часть пути. Кто прошел расстояние больше?
9. Рефлексия. Возвращаться в школу будем на автобусах. Определить их номера помогут уравнения. 1 вариант №9 1 уравнение. 2 вариант №9 2 уравнение.
Х*4+14=80 х:3-9=15
Х*4=80-14 х : 3=15+9
Х*4=66 х : 3 = 24
Х=66:4 х = 24*3
Х=14 х=72
14*4+14=80 72 : 3 – 9 =15
80=80 15=15- На каких автобусах можно доехать?
- Урок окончен. Спасибо за работу.