Тема: сочинение по картинкам «Кормушка»
Тип: сценарий урока + презентация
Источник: собственная разработка «Сочинение по картинкам «Кормушка»
Цели:
а) учить составлять и письменно оформлять текст из предложений по картинкам, используя опорные слова;
б) развивать связную речь и орфографическую зоркость;
в) воспитывать нравственные качества, любовь к природе.
Ход урока
1. Организация класса, рабочих мест учащихся.
2. Повторение знаний из курса риторики:
Слайд №1
- Что такое речь? Для чего она нужна?
- Из чего состоит наша речь?
- Что такое предложение?
- Из чего состоит предложение?
- Как оформляется предложение на письме?
- Что такое текст?
- Из чего состоит текст?
3. Сообщение темы и цели урока:
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? ( о тексте)
- Что мы будем делать на уроке? (составлять текст)
- Какое время года изображено на картинках? (зима)
- Что происходит зимой с живой природой? (дети перечисляют признаки зимы)
- Как себя ведут зимой птицы? (одни улетают другие остаются)
Слайд №2
- На какие две группы мы можем их разделить? (перелётные, зимующие)
Слайд №3
4. Работа по картинкам:
а) обсуждение смыслового содержания картинок:
Слайд №4
- Почему птицы улетают в тёплые края?
- Чего они боятся больше всего? (голода)
б) работа над первой картинкой:
Слайд №6
- Что изображено на первой картинке? (зима, снег покрыл кормушку, птицы не могут достать корм)
- Как называется первая часть текста? (вступление)
- Какие опорные слова мы можем записать к этой части?
Слайд №5
- Составьте предложения, используя опорные слова к первой картинке (устно).
- Дайте озаглавим первую часть нашего текста и запишем в план (на доске и в тетрадях), который нам поможет при составлении и записи всего текста.
(1. Приход зимы.
1. Начало голода птиц и т.д.)
Слайд №2
в) работа над второй картинкой:
Слайд №7
- Кого и что вы видите на второй картинке? (мальчик убирает снег с кормушки, дети принесли корм, они пытаются помочь птицам)
- Как называется эта часть текста? (основная, раскрывающая смысл всей темы)
- Какие опорные слова можем записать ко второй части нашего текста?
Слайд №5
- Составьте предложения к основной части текста (устно).
- Как можно озаглавить эту часть?(2. Помощь птицам.
2. Помощь ребят и т.д.)
Слайд №2
(запись второго пункта плана на доске и в тетради)
г) работа над третьей картинкой:
Слайд №8
- Что вы видите на последней картинке? (ребята спрятались за дерево, они наблюдают за птицами, пернатые налетели на корм)
- Как называется последняя часть текста? (заключение)
- Какие опорные слова можем записать к этой части?
Слайд №5
- Составьте предложения к последней части текста (устно).
- Как можно озаглавить эту часть?(3. Спасение птиц.
3. Радость детей и т.д.)
Слайд№4
(запись третьего пункта плана на доске и в тетради)
д) составление текста по картинкам (устно)
Слайд №4
(примерные рассказы учащихся)
е) орфографическая подготовка: правописание имён собственных
- Какими словами можно в тексте заменить слово дети?
(ребята, они, школьники, мальчики и девочки, малыши)
- Можно ли использовать в сочинении имена собственные? (да)
- Как они пишутся? (с заглавной буквы)предлоги и приставки
словарная работа- Какие птицы изображены на наших картинках? (синицы, воробьи, снегири)
- Какими словами можно заменить в тексте слово птицы?
(крылатые друзья, они, пернатые жители, зимующие птицы)
ж) озаглавливание
- Если это текст, то как его можно озаглавить? (Кормушка. Помощь птицам. Спасение пернатых. Помощь крылатым друзьям и т.д.)
Слайд №4
- И только теперь давайте запишем заголовок нашего сочинения по картинкам (запись заголовка на доске и в тетрадях по собственному выбору уч-ся)
5.Самостоятельная запись текста (в черновике, а затем в тетради по развитию речи)
6.Итог урока:
- Чему учились на уроке? (учитель по собственному выбору зачитывает 3-5 лучших сочинений уч-ся).
7. Практическая работа:
- Дома вы изготовили кормушки для птиц. Сейчас мы их повесим на деревья перед школой и поможем нашим крылатым друзьям пережить голодную зиму.
(Фотосессия около школы)