Урок обучения грамоте: "В гости к букве Г"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • научить выделять звуки [г], [г’] в словах;
  • закрепить понятие о гласных и согласных звуках, - звонких и глухих,  твердых и мягких;
  • развивать фонематический слух, познавательные способности, внимание, умение слушать, наблюдать, сравнивать;
  • воспитывать трудолюбие, потребность укреплять, заботиться о своём здоровье,  чувство взаимопомощи.

Оборудование: “Русская азбука ” - автор Л. Ф. Климанова, листочки в клеточку для графического диктанта, схемы для позиционного анализа, карточки для трансформации слов, ребус, кувшин для игры,  картинки с изображением животных, грибов; магнитофон.

Ход урока

Организационный момент

Доброе утро! Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне, друг другу.

Вчера по Интернету, получила приглашение и с нетерпением ждала встречи с вами, чтобы вручить вам его.

Приглашение:

Приглашаю вас всех я
К себе на бенефис, друзья
Познакомиться спешу
О себе всё расскажу.
Интересней мир вокруг
Со мною станет. (Новый друг)

Интересно узнать? Принимаем приглашение?! В гости принято ходить с подарками.

Давайте надуем воздушные шары.

Дыхательная гимнастика

Воздушный шар (надуть шарик).

Представь, что ты воздушный шар и тебя надувают.

Медленный вдох, руки вверх задержать дыхание и быстро выдохнуть – движение руками.

Но прежде мы должны подготовиться к интересному путешествию.

Сначала сядут те ребята, имена которых начинаются с гласного звука; в которых два слога; три слога.

На партах у вас листочки с шарами успешности. Ответили на вопрос учителя, закрасьте шарик. Ваша задача: быть активными, внимательными, отвечать полными ответами, чтобы принести в подарок много красивых воздушных шаров. В конце урока посмотрим вашу успешную работу на уроке.

Утро раннее, хочу разбудить ваши язычки, в пути без них не обойтись.

Артикуляционная гимнастика

– Жил-был язычок, длинный-предлинный, вот такой (рот открыт, язык высовывается изо рта и убирается в рот попеременно).

– Жил он за заборчиком – зубами. Покажите, какой ровный заборчик – зубы (углы рта слегка оттянуть, как при произношении звука «И», зубы сомкнуты и видны).

– Проснулся язычок рано утром, высунулся изо рта-окошка (широкий язык высунуть и расслабить, положить на нижнюю губу). Проснулся недовольный (надувание обеих щек одновременно; попеременно – гимнастика щек).

– И стал делать зарядку (высунуть язык, сложить трубочкой, языком движения влево - вправо).

– Стало ему веселее и начал он подмигивать нам (поочередно закрываем и открываем глаза – гимнастика мимико-артикуляторных мышц). От удовольствия он запел (песенка гласных – гимнастика мышц зева и глотки).

Ребята, разогрели мышцы языка, губ, щек пусть ваш голос звучит ясно, легко и без натуги.

А мы отправляемся дальше.

Сообщение темы и целей урока

Схема пути откроется только самым внимательным. Правильно изобразим маршрут, узнаем виновника торжества.

1. Графический диктант (на листочках в клеточку)концентрация внимания, четкость выполнения инструкции, формирование зрительно-пространственного восприятияю.

(3 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево,4 клетки вниз, 1 клетка влево, 5 клеток вверх).

Сравните результат (шары).

Узнали маршрут? В путь.

Ой, посмотрите, ребята, высоко-высоко в небе последняя гусиная стая шлёт  прощальный привет (прищуриться, широко открыть, закрыть – мимическая гимнастика). Помашем им правой рукой, левой рукой.

Давайте послушаем, как кричат старые опытные гуси га-га-га, молодые – гя-гя-гя. Какие новые звуки услышали?

2. Формулируем тему и задачи урока

– На улицах города столько машин! Как передвигаемся, когда идем группой? (по тротуару, парами) Посчитайте проезжающие мимо машины (работа в парах.).

Как же перейти дорогу?

3. Динамическая пауза СВЕТОФОР

Работа над новым материалом

1. Уточнение артикуляции и акустических признаков новых звуков

(Чем отличаются? Что объединяет?) – пропускной билет в автобус - правильно подобранные схемы.

Едем, посматриваем в окошко налево, направо; посмотрите, что мы проезжаем:

БАЗАР, РЫНОК, МАГАЗИН.

Куда зайдем?

2. Позиционный анализ

Игра «Магазин» - покупаем те товары, в которых есть звуки [г],  [г']

3. Ассоциативные связи

На что похожа буква Г? (запомнить образ буквы).

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Г схожа с цаплею по виду
И на одной стоит ноге.
Г – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный,
И в косу, и в кочергу
Превратить я Г смогу.

Написание буквы на спине, ладони друг-друга (в парах), на потолке (носом).

 4. Трансформация слов

о с а – к _ _ _ - _ _ р _ - г _ _ _ - _ _ _ е

д о м – к _ _ - р _ _ - г _ _ _ - _ н _ _

б а к - _ ы _ - _ о _ - с _ _ - _ _ м

Чтение слов в разном темпе, с разной интонацией.

Какие слова с новым звуком услышали?

5. Составление разрезной картинки

Буква Г выслала помощника, узнаем, если правильно соберем картинку и она оживет (в парах).

Вы составили гно-ми-ка
Но имени нет у него пока.
Вы, ребята, помогите,
Имя гномику найдите.

6. Ребус

Если выдержим испытание, гном нам поможет.

7. Игра «Волшебный кувшин»

- В этом кувшине сидит старый Джинн, который плохо слышит, неправильно говорит. Исправьте его.

Гыря, гяраж, гюсь, гёлубь, гёд, гырлянда.

Дальше необычный транспорт. Джинн поможет, потрём кувшин – закрыть глаза.

Релаксация «Облачко» – под музыку

Закрепление изученного материала

1. Деформированные слова

(На доске поезд с вагонами появляется.)

На вокзале такая суета, все бегут, толкаются, всё смешалось. На помощь приходит гном.

– Какое задание предлагает нам гном?

(Составить слова,  рассадить пассажиров в вагоны.)

ритг, мотгебе, усьг, лубьго, васо, харьглу, басока, гу я ар.

1 тигр, гусь. 2. глухарь, голубь. 3. бегемот, ягуар – схемы у доски

Кто составит нам компанию? (Животные)

На какие группы можно разделить? (Птицы и звери; дикие и домашние)

Найдите лишнего пассажира.

2. Работа над скороговоркой

Какая буква убежала? Найти среди  букв П, Г, Т  в разном положении нужную и вставить.

…лупый …ном …лядел, …лядел,

…ромкий …ром …ремел, …емел.    

3. Работа в группах

1 группа. Прочитайте слова, составьте пары.

Сладкий

горох

яркий

грибник

съедобный

суп

грибной

гриб

опытный

мухомор

2 группа. Из предложенных предложений составить текст.

Царь грибов на

крепкой ножке,

Вот он гриб-боровик!

Шляпку прячет у

дорожки.

И красив он и велик!

3 группа. Прочитать текст. Найти однокоренные слова.

У гномика в лесу на полянке домик.

Около дома растут грибы.

Гном варит грибной суп.

4 группа. Прочитайте слова,  подберите слова, подходящие к схеме.

гриб                      корзина

          грибник              корзинка

                    грибной                 боровик

- Куда попадём? Грибное царство!

Беседа о грибах

Как собирать? Какую опасность таят в себе грибы?

«Соберем урожай» - в корзину собираем только съедобные грибы.

Загадки о грибах.

Работа по учебнику с.122-123

Составление рассказа «Город гномиков».

Итог

Удалось справиться с поставленными задачами?

Говорят, что и стены слышат!

Что бы они сказали, когда вы уйдете?

ГСГПГАСГИБГО ЗГА РГАГБГОГТГУ!

Вызвать  к доске самых активных участников нашего путешествия.

Спасибо вам, мои друзья,
Была довольна вами я.
И с радостью на память вам
Грибочки той страны раздам.

А ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЧУДЕСНОЙ СТРАНЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЮТСЯ.