Цели:
- научить выделять звуки [г], [г’] в словах;
- закрепить понятие о гласных и согласных звуках, - звонких и глухих, твердых и мягких;
- развивать фонематический слух, познавательные способности, внимание, умение слушать, наблюдать, сравнивать;
- воспитывать трудолюбие, потребность укреплять, заботиться о своём здоровье, чувство взаимопомощи.
Оборудование: “Русская азбука ” - автор Л. Ф. Климанова, листочки в клеточку для графического диктанта, схемы для позиционного анализа, карточки для трансформации слов, ребус, кувшин для игры, картинки с изображением животных, грибов; магнитофон.
Ход урока
Организационный момент
Доброе утро! Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне, друг другу.
Вчера по Интернету, получила приглашение и с нетерпением ждала встречи с вами, чтобы вручить вам его.
Приглашение:
Приглашаю вас всех я
К себе на бенефис, друзья
Познакомиться спешу
О себе всё расскажу.
Интересней мир вокруг
Со мною станет. (Новый друг)
Интересно узнать? Принимаем приглашение?! В гости принято ходить с подарками.
Давайте надуем воздушные шары.
Дыхательная гимнастика
Воздушный шар (надуть шарик).
Представь, что ты воздушный шар и тебя надувают.
Медленный вдох, руки вверх задержать дыхание и быстро выдохнуть – движение руками.
Но прежде мы должны подготовиться к интересному путешествию.
Сначала сядут те ребята, имена которых начинаются с гласного звука; в которых два слога; три слога.
На партах у вас листочки с шарами успешности. Ответили на вопрос учителя, закрасьте шарик. Ваша задача: быть активными, внимательными, отвечать полными ответами, чтобы принести в подарок много красивых воздушных шаров. В конце урока посмотрим вашу успешную работу на уроке.
Утро раннее, хочу разбудить ваши язычки, в пути без них не обойтись.
Артикуляционная гимнастика
– Жил-был язычок, длинный-предлинный, вот такой (рот открыт, язык высовывается изо рта и убирается в рот попеременно).
– Жил он за заборчиком – зубами. Покажите, какой ровный заборчик – зубы (углы рта слегка оттянуть, как при произношении звука «И», зубы сомкнуты и видны).
– Проснулся язычок рано утром, высунулся изо рта-окошка (широкий язык высунуть и расслабить, положить на нижнюю губу). Проснулся недовольный (надувание обеих щек одновременно; попеременно – гимнастика щек).
– И стал делать зарядку (высунуть язык, сложить трубочкой, языком движения влево - вправо).
– Стало ему веселее и начал он подмигивать нам (поочередно закрываем и открываем глаза – гимнастика мимико-артикуляторных мышц). От удовольствия он запел (песенка гласных – гимнастика мышц зева и глотки).
Ребята, разогрели мышцы языка, губ, щек пусть ваш голос звучит ясно, легко и без натуги.
А мы отправляемся дальше.
Сообщение темы и целей урока
Схема пути откроется только самым внимательным. Правильно изобразим маршрут, узнаем виновника торжества.
1. Графический диктант (на листочках в клеточку) – концентрация внимания, четкость выполнения инструкции, формирование зрительно-пространственного восприятияю.
(3 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево,4 клетки вниз, 1 клетка влево, 5 клеток вверх).
Сравните результат (шары).
Узнали маршрут? В путь.
Ой, посмотрите, ребята, высоко-высоко в небе последняя гусиная стая шлёт прощальный привет (прищуриться, широко открыть, закрыть – мимическая гимнастика). Помашем им правой рукой, левой рукой.
Давайте послушаем, как кричат старые опытные гуси га-га-га, молодые – гя-гя-гя. Какие новые звуки услышали?
2. Формулируем тему и задачи урока
– На улицах города столько машин! Как передвигаемся, когда идем группой? (по тротуару, парами) Посчитайте проезжающие мимо машины (работа в парах.).
Как же перейти дорогу?
3. Динамическая пауза СВЕТОФОР
Работа над новым материалом
1. Уточнение артикуляции и акустических признаков новых звуков
(Чем отличаются? Что объединяет?) – пропускной билет в автобус - правильно подобранные схемы.
Едем, посматриваем в окошко налево, направо; посмотрите, что мы проезжаем:
БАЗАР, РЫНОК, МАГАЗИН.
Куда зайдем?
2. Позиционный анализ
Игра «Магазин» - покупаем те товары, в которых есть звуки [г], [г']
3. Ассоциативные связи
На что похожа буква Г? (запомнить образ буквы).
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Г схожа с цаплею по виду
И на одной стоит ноге.
Г – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный,
И в косу, и в кочергу
Превратить я Г смогу.
Написание буквы на спине, ладони друг-друга (в парах), на потолке (носом).
4. Трансформация слов
о с а – к _ _ _ - _ _ р _ - г _ _ _ - _ _ _ е
д о м – к _ _ - р _ _ - г _ _ _ - _ н _ _
б а к - _ ы _ - _ о _ - с _ _ - _ _ м
Чтение слов в разном темпе, с разной интонацией.
Какие слова с новым звуком услышали?
5. Составление разрезной картинки
Буква Г выслала помощника, узнаем, если правильно соберем картинку и она оживет (в парах).
Вы составили гно-ми-ка
Но имени нет у него пока.
Вы, ребята, помогите,
Имя гномику найдите.
6. Ребус
Если выдержим испытание, гном нам поможет.
7. Игра «Волшебный кувшин»
- В этом кувшине сидит старый Джинн, который плохо слышит, неправильно говорит. Исправьте его.
Гыря, гяраж, гюсь, гёлубь, гёд, гырлянда.
Дальше необычный транспорт. Джинн поможет, потрём кувшин – закрыть глаза.
Релаксация «Облачко» – под музыку
Закрепление изученного материала
1. Деформированные слова
(На доске поезд с вагонами появляется.)
На вокзале такая суета, все бегут, толкаются, всё смешалось. На помощь приходит гном.
– Какое задание предлагает нам гном?
(Составить слова, рассадить пассажиров в вагоны.)
ритг, мотгебе, усьг, лубьго, васо, харьглу, басока, гу я ар.
1 тигр, гусь. 2. глухарь, голубь. 3. бегемот, ягуар – схемы у доски
Кто составит нам компанию? (Животные)
На какие группы можно разделить? (Птицы и звери; дикие и домашние)
Найдите лишнего пассажира.
2. Работа над скороговоркой
Какая буква убежала? Найти среди букв П, Г, Т в разном положении нужную и вставить.
…лупый …ном …лядел, …лядел,
…ромкий …ром …ремел, …емел.
3. Работа в группах
1 группа. Прочитайте слова, составьте пары.
Сладкий |
горох |
яркий |
грибник |
съедобный |
суп |
грибной |
гриб |
опытный |
мухомор |
2 группа. Из предложенных предложений составить текст.
Царь грибов на
крепкой ножке,
Вот он гриб-боровик!
Шляпку прячет у
дорожки.
И красив он и велик!
3 группа. Прочитать текст. Найти однокоренные слова.
У гномика в лесу на полянке домик.
Около дома растут грибы.
Гном варит грибной суп.
4 группа. Прочитайте слова, подберите слова, подходящие к схеме.
гриб корзина
грибник корзинка
грибной боровик
- Куда попадём? Грибное царство!
Беседа о грибах
Как собирать? Какую опасность таят в себе грибы?
«Соберем урожай» - в корзину собираем только съедобные грибы.
Загадки о грибах.
Работа по учебнику с.122-123
Составление рассказа «Город гномиков».
Итог
Удалось справиться с поставленными задачами?
Говорят, что и стены слышат!
Что бы они сказали, когда вы уйдете?
ГСГПГАСГИБГО ЗГА РГАГБГОГТГУ!
Вызвать к доске самых активных участников нашего путешествия.
Спасибо вам, мои друзья,
Была довольна вами я.
И с радостью на память вам
Грибочки той страны раздам.
А ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЧУДЕСНОЙ СТРАНЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЮТСЯ.