Экологическая культура

Разделы: Начальная школа


Экология - это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.

Человечество - тоже часть этой жизни. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за ее счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы.

Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса. Раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, люди вес глубже понимают, как нужно изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой, по каким принципам развивать и использовать свою техническую вооруженность. Эти возможности во многом зависят от социального устройства общества, то есть от связей внутри человеческого коллектива.

Таким образом, для экологически грамотного хозяйствования на Земле нужно знать очень много - от того, как взаимодействуют со средой отдельные организмы, до понимания общепланетарных связей жизни и места в них человеческого общества.

Эта сложность отражена в структуре и содержании экологической науки. Ее название образовано сочетанием двух греческих слов: "ойкос", что означает дом, жилище, и "логос" - наука, изучение. Название это ввел немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1866 г. Образно говоря, экология - это наука о том, как жить в собственном доме. Для одних видов "дом" это крошечный участок среды, как, например, чашечка цветка для живущего в ней насекомого, а для других - широкое пространство материков или океанов. "Дом" современного человечества - вся планета Земля, теперь уже вместе с прилегающим космическим пространством.

Не изучив, на каких связях основаны функционирование и устойчивость живой природы, человек не смог бы понять, как строить свои собственные отношения с ней. Поэтому две главные составные части современного экологического знания - это общая, или фундаментальная, экология, изучающая всю живую природу в целом, и социальная экология, изучающая взаимосвязи человеческого общества с природой. Отсюда вытекают правила и приемы рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.

Перед педагогическим и научным сообществом стоит благородная задача подготовки нового поколения, и от того, каким оно будет, зависит наше общее будущее.

Еще раз следует подчеркнуть, что главный вклад школы в экологическое просвещение общества - это закладка прочной системы базовых знаний, так как знания лежат в основе сознательных поступков человека. Экологическая этика, сформированная на знаниях, - главное, что выведет мир из кризисного экологического состояния.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста

Особое внимание к исследованию проблем экологического образования детей младшего возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода детства; актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

Действительно, уже является аксиомой положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап, который приходится на период дошкольного и школьного детства.

Можно выделить несколько направлений педагогической деятельности, в той или иной мере затрагивающих проблему экологического воспитания детей 5-10 лет:

  • теоретическое (определение актуальных идей экологического образования, методологических и теоретических оснований для его организации);
  • исследовательское (опытно-экспериментальная проверка различных моделей экологического воспитания детей указанного возраста);
  • дискуссионное (сопоставление разных точек зрения, определение приоритетных целей экологического образования и наиболее целесообразных путей их реализации);
  • дидактическое (пересмотр содержания естественнонаучного образования с точки зрения принципа экологизации, отработка всех компонентов методической системы);
  • практическое (организация различных видов интеллектуальной и практической деятельности в природе как в организационных рамках занятия или урока, так и в кружковой работе.

В последние годы и в России появилась тенденция рассмотрения экологического воспитания как одного из важнейших аспектов социализации личности. Это означает:

а) умение осуществлять социальные роли и позиции, без которых невозможно?взаимодействие общества и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон;

б) наличие определенных ориентации в виде оценочных суждений, ведущих идей,?норм и социально значимых мотивов поведения;

в) сформированность "критического" мышления, умение предвидеть последствия?своего поведения, "экологическая" рефлексия.

Даже элементарная экологическая культура предполагает определенную степень осмысления мйра которое начинается с этапа фиксации в сознании основного факта его бытия. На этом этапе, который приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст, начинает происходить отмежевание человека от мифологической картины мира и осознание различных качественных его состояний: рождение, изменение, живое и неживое, условия существования живых организмов, их взаимосвязь и др. Таким образом осуществляется постепенный переход от эмпирически складывающейся культуры взаимодействия человека со средой обитания и различными ее представителями до осознанного понимания этого взаимодействия. Конечно, дети дошкольного и младшего школьного возраста усваивают лишь первые элементы такого знания, но потеря времени на этом возрастном этапе развития грозит тем, что восполнить образовавшиеся пробелы в понимании диалектики взаимоотношений общества и конкретного его индивида с природой будет весьма сложно или почти невозможно.

На какой результат экологического воспитания детей можно рассчитывать? К концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает: эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, "знаемые" (А.Н.Леонтьев) мотивы поведения; деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки "внутренних" мотивов поведения как предпосылки бескорыстия; интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

Здесь мы невольно сталкиваемся с одной из самых "болевых" точек обсуждаемой проблемы: если принять за аксиому наличие в педагогическом процессе трех главных компонентов "знания-отношения-поведение", то каковы приоритеты их формирования на этом этапе возрастного развития? Во-первых, уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он говорит о правилах поведения r природной среде, а тем, как он выполняет эти правила. Во-вторых, с учетом психологических особенностей дошкольника и младшего школьника, более актуальными для них являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нем, полученные от взрослого или из книг. Исходя из этого, особую важность организации условий для установления эмоциональных связей ребенка с природой и его разнообразной деятельности в ней (то есть двух компонентов педагогического процесса -"отношения" и "поведение").

Известная и достаточно абстрактная формула "чтобы любить природу, нужно ее знать" приобрела в массовой школе четкое выражение: необходимо увеличить естественнонаучные знания, "интеллектуализировать" процесс экологического воспитания, превратить его в образование. Это объективно привело к увеличению "пропасти" между наличием знаний об экологии и сформированностью экологической культуры. Расширение знаний об окружающей природе определяется большинством современных исследователей главной задачей экологического воспитания детей младшего школьного возраста, тогда как формирование разнообразных представлений о мире природы должно быть не задачей (тем более главной), а средством и результатом обучения. Особо отмечается принципиальность положения о том , что процесс изучения объекта природы необходимо начинать с информации, которая апеллирует не к разуму ребенка, а к его чувству. Такой информацией, например, являются сведения о значении объекта для конкретного индивида и для природы в целом.

Такая смена приоритетов обеспечит реализацию деятельностного подхода в экологическом воспитании, однако потребует конкретной перестройки всей методической системы, а именно:

  • отработки приемов организации чувственного познания природы в соответствии с особенностями восприятия детьми этого возраста природных объектов;
  • пересмотра места и роли разных видов деятельности (труда, игры, общения);
  • разрушения организационно-инструктивного учебного общения и создания системы дидактических задач, обеспечивающих осмысление полученного чувственного опыта, перевод его в мыслительную и речевую деятельность.

Ни один исследователь проблемы экологического воспитания не отрицает важность формирования эмоционального отношения к окружающему как основы развития нравственно ценной деятельности в природе и мотива получения знаний. Вместе с тем, эмоциональные связи остаются как бы побочным результатом педагогического процесса и возникают скорее вопреки, а не благодаря обучению. Это выражается, прежде всего, в тенденции строить экологическое воспитание на отрицательном опыте.

У детей формируются сначала представления о неправильном поведении в природе, в сознании фиксируется отрицательное отношение к флоре и фауне. Это ни в какой мере не учитывает особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста: эмоциональной восприимчивости, подражательности, непосредственности поведения. Более того, знания негативного поведения не определяют реализации нравственной нормы: если дети знают, как надо поступать, то это не означает, что у них есть представления о правильных нормах поведения в природе. Это положение подтверждается анализом ответов детей 5-9 лет на вопрос "Как надо относиться к природе?" Понятие "хорошо относиться к природе" ассоциировалось у детей только с отказом от неблаговидных поступков ("нельзя рвать.., бегать.., бить.., ломать...). Даже многие выпускники начальной школы были беспомощны, когда требовалось оказание помощи, проявление заботы, внимания к объекту. Даже если дети не совершают негативных поступков по отношению к природе, они не видят и необходимости помочь ей и не знают, как это делать. Беспокоит и преобладание утилитарного отношения к природе у детей этого возраста (у дошкольников - 43%, у второклассников - 48%, у четвероклассников - 62%). Таким образом, в системе экологического образования должны быть переставлены акценты: первичной должна быть задача формирования норм нравственного поведения в природе, умение заметить неблагополучие ее объекта и найти способ его устранения. И только на этой основе можно формировать умение анализировать примеры отрицательного взаимодействия с природой.

Опора на положительное становится условием воспитания эмпатических чувств -способности к пониманию эмоциональных состояний других и сопереживание им. Совершенно меняется отношение ребенка к природному объекту, когда он наблюдает и оценивает его состояния ("беспокоится", "нездоров", "радуется", "приветствует", "боится" и т.д.). Основой эмпатического чувства детей в этом случае является феномен децентрации - способность встать на позицию другого, понять его, "влезть в его шкуру", увидеть ситуацию чужими глазами (например, "животное, так же как и я, живет, питается, дышит, растет"). Считается, что ребенок 5-9 лет не может встать на точку зрения другого человека. Ж.Пиаже назвал это свойство детского мышления эгоцентризмом, сосредоточенностью на себе. Но это не значит, что дети не способны видеть мир глазами других. Постепенно у ребенка формируется беспристрастный взгляд на себя и это происходит тем быстрее, чем чаще детям предлагают ситуации "взгляд со стороны", которые развивают умение и желание видеть реальность глазами других: учит быть объективными, беспристрастными к себе и другим.

Особое значение приобретает пересмотр взгляда на детский труд в природе. Этот труд обладает рядом особенностей, которые ставят его в особое положение как средство экологического воспитания. Это - наиболее естественная форма взаимодействия человека с окружающим миром с давних времен, многие разновидности труда в природе бескорыстны и по своей мотивации приближаются к общественно значимым деятельностям. Его результат часто отдален во времени, эффект трудового усилия проявляется не сразу или выражен не ярко, поэтому особое значение приобретает процесс труда и качественная оценка отношения ребенка к нему. Таким образом этот труд несет в себе элементы объективной полезности, общественной значимости, в процессе его раскрывается бескорыстная сторона деятельности, в которой важнейшим результатом является ее значение для блага природы, природоохранная направленность.

Однако ответы детей на вопросы "Любишь ли ты дежурить в уголке природы?", "Принимаешь ли ты участие в уходе за растениями и животными?" и др., а также анализ деятельности, который организует в природе воспитатель или учитель, показали, что только 45% детей 6-7 лет любят трудиться в природе, эти цифры к концу начальной школы уменьшаются до 30%. Причин такого явления несколько. У детей отсутствуют знания и конкретные трудовые умения, они не осознают необходимость труда в природе, равнодушны к неблагополучию ее объектов, не устанавливают связи между его состоянием и своим трудом часто преобладает эгоистический мотив деятельности: вырастим лук для себя, заведем аквариум и будем любоваться и т.п. Это требует необходимости изменять организацию труда в природе, обратить внимание на реализацию следующих принципов:

приступая к трудовому процессу, ребенок должен хорошо знать нравственные правила обращения с объектами природы, которые предлагаются детям в позитивной формулировке, "так нужно и можно";

в процессе труда должны совершенствоваться трудовые умения и навыки природоохранного характера. Труд должен быть доступным, но предоставлять определенную физическую нагрузку;

необходимо, чтобы дети были участниками всего процесса труда от его начала до получения результата, например, от посева семян, ухода за рассадой, высадкой рассады в грунт до ухода за растущим растением.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Начальная школа (I-IV кл.)

Реальные возможности для решения задач экологического образования в начальной школе имеют как самостоятельный учебный предмет типа "Природоведение", "Окружающая среда", так и все другие предметы. Первостепенное место занимают вопросы формирования эмоционально-нравственного отношения младшего школьника к природе, развитие эстетических мотивов его восприятия.

Элементы экологических знаний, умений и отношений к среде связаны с развитием чувства эмоционально-положительного отношения к природе, ее объектам и явлениям; способности ориентироваться в окружающей природной среде и иметь осознанное представление о ее экологических проблемах (охране объектов природы от загрязнения, разрушения и истощения; защите видового многообразия растений и животных; участии в посильной практической деятельности по охране и благоустройству окружающей среды; владении практическими умениями и навыками по укреплению своего здоровья).

Предметы гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры младших школьников, что связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок, форм и музыкальных образов (звуков). Это обуславливает определенную специфику познания природы, которая проявляется в художественном освоении природной и социальной действительности, в отображении ее в виде художественных образов. Предметы этого цикла (чтение, изобразительное искусство и музыка) могут способствовать развитию ценностных ориентации оценочных суждений, общению учащихся с природой и грамотному поведению в ней; содействовать развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и выражению своего личностного отношения к окружающей природной и социальной среде cредствами искусства.

Предмет интегрированного характера ("Окружающий мир" и др.) включает элементы экологических знаний: организм и среда, цепи питания; сезонные изменения в природе, последовательность фенологических явлений; природная среда и здоровье человека и др.

Трудовое обучение способствует расширению знаний младших школьников о практической роли природных материалов (ресурсов) в жизни человека, о разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни отдельного человека и общества в преобразовании природного и социального окружения. Уроки трудового обучения формируют умение рационального и бережного обращения с предметами и объектами природы и изделиями из них.

Занятия физической культурой младших школьников закрепляют их элементарные знания о своем организме и охране здоровья с помощью природных факторов и здорового образа жизни (рационального питания, движения, закаливания), развивают сознание значимости гигиенических навыков и умений в сохранении и укреплении своего здоровья.

Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и преумножении ее природных богатств.