Проектная работа "Улицы, на которых мы живем, — их прошлое, настоящее и будущее"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


- Где вы живёте? - как часто мы задаём этот вопрос или нас спрашивают об этом. Но называя свой адрес, мы почти не задумываемся, в честь кого названа улица, или откуда произошло название района, в котором мы живём, что раньше было этой территории. Однажды, когда мои ученики были во 2 классе, в учебнике "Окружающий мир" нам встретилось задание:"напиши свой адрес (страну, город, улицу)" - и мы вместе захотели найти ответы на эти вопросы, для чего и провели небольшую исследовательскую работу, которая приоткрыла нам страницы истории нашего района.

Цели исследования: В ходе исследования мы хотели узнать, чем знамениты люди, именами которых названы улицы района Коньково. Также нам было интересно определить, знают ли жители историю района, и выяснить, что они хотели бы видеть на улицах, где живут, в будущем. В начале работы мы предположили, что биографии людей, в честь которых названы улицы Коньково, являются яркими страницами истории России, и они внесли великий вклад в развитие нашего государства, но, к сожалению, большинство жителей Коньково не имеют четкого представления об истории места, где они живут, и о том, чем прославились люди, именами которых названы улицы района.

Гипотезы (предположения):

  • Биографии людей, в честь которых названы улицы Коньково, являются яркими страницами истории России, и они внесли великий вклад в развитие нашего государства;
  • Большинство жителей Коньково не имеют четкого представления об истории места, где они живут, и о том, чем прославились люди, именами которых названы улицы района.

Методы проведения исследования:

  • Поиск материалов в книгах, энциклопедиях, газетах, журналах, Интернете.
  • Анкетирование учеников 2-х классов, 6 класса, 9 класса, родителей.

Этапы выполнения исследования:

  • Поиск материала для изучения и наглядного материала.
  • Анализ и обсуждение полученных сведений в классе, выделение главного содержания для составления адаптированных текстов.
  • Подобрать вопросы и провести анкетирование жителей района разных возрастов.
  • Выполнение рисунков и объемных моделей зданий (по результатам анкетирования).
  • Оформление результатов исследования.
  • Выступление на школьной конференции.

Ход работы

Свое исследование мы решили начать с изучения истории района Коньково. В ходе нашей работы мы узнали, что территория района Коньково была включена в границы Москвы в 1960 г. В далеком прошлом (XII в.) на территории района находилось славянское поселение вятичей. До XVII века местность была почти не заселена. С XVI в. известны Богородское и Узкое, с начала XVII в. - Коньково-Сергиевское и Коньково-Троицкое, несколько позднее упоминаются Деревлёво и Беляево.

В XVIII веке поместье Коньково покупает в свою собственность императрица Екатерина II. Здесь по проекту В.Баженова строят дворец, который остался недостроенным из-за разногласий императрицы с архитектором. По плану дворец был похож на дворец в Царицыно. (см. Приложение).

Центр этих поселений был на месте, где проходит сейчас ул. Профсоюзная, ориентировочно у дома 116. Чтобы добраться сюда из Москвы, нужно было проехать вёрст 15-20 по столбовой дороге. Бывало, что в непогоду иной конь не выдерживал быстрой езды по крутой горе вверх, где красовалось Коньково, т.к. Теплостановская возвышенность в районе Узкого достигает самой высокой отметки рельефа Москвы (253 метра над уровнем моря).

Этим и объясняет С.Кирсанов в поэме "Калужское шоссе" возможное происхождение названия села:

Конь царский пал.

Ему воздвигнут изваянье.

"Коньково" - дать сему

Селению названье.

Эта легенда находит свое отражение и в гербе Коньково: конь, царская корона, подкова: А зеленый треугольник в нижней части герба - воспоминание о рельефе.

На сегодня от коньковского ансамбля сохранились: церковь Троицы в Коньково, ее в 1990 году освятили как Троицкую и начали реставрацию и белокаменный обелиск второй половины XVIII века.

Сейчас территория района застроена современными панельными домами. По земле бывших имений проложены ул. Островитянова, Введенского, Миклухо-Маклая, Профсоюзная.

Улица Введенского получила свое название в 1970 году в честь выдающегося советского ученого академика Бориса Алексеевича Введенского. Введенский известен своими работами в области радиофизики и радиотехники. Под его руководством построена первая в СССР ультракоротковолновая радиовещательная станция.

Улица Миклухо-Маклая - одна из наиболее многолюдных улиц Коньково. Названа эта улица в 1965 году в память русского ученого-путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая, в результате работы которого места обитания папуасов, их облик, образ жизни, традиции, верования и язык стали достоянием науки.

В 1970 году между Ленинским проспектом и Битцевским парком была проложена улица Островитянова. Константин Васильевич Островитянов был выдающимся экономическим деятелем России первой половины ХХ века. Под его руководством авторский коллектив подготовил учебник "Политическая экономия", ставший экономической базой для изучения в нашей стране и за рубежом.

Следующим этапом нашей работы было анкетирование жителей района Коньково. Создавая анкету, мы поставили перед собой цель - выяснить, на каких улицах живут опрашиваемые, знают ли они, в честь кого названа эта улица, и какой вклад внёс этот человек в историю развития России. Нами были опрошены 120 жителей района разных возрастов: 47 учеников 2-х классов, 23 ученика 6 класса, 25 учеников 9 класса (в 2007-2008 уч.г.) и 25 взрослых (родителей, соседей, знакомых).

После анализа результатов анкеты, можно сделать вывод, что большая часть жителей исследуемых улиц имеет смутное представление о том, кем были люди, именами которых названы улицы. Особо хочется отметить, что из 3 заслуженных деятелей науки, более известным населению является Миклухо-Маклай.

Также в анкете мы хотели выяснить, что, по мнению жителей Коньково, они хотели бы видеть в своем районе в будущем. Мы "разбили" ответы на несколько групп - объекты природы (парки, озелененные дворы, пруды и т.д.), спортивные сооружения (стадионы, детские площадки, катки), высотные новостройки, объекты культуры и образования (театры, библиотеки, институты, музеи, школа искусств), центры развлечений (аквапарки, Диснейленд, рестораны, ночные клубы, магазины).

Мы тоже пофантазировали и попробовали выразить свои идеи в рисунках и объемных моделях зданий:

Подводя итоги нашей работы, нам хотелось бы сказать, что на этом наши исследования не закончены. К сожалению, наши гипотезы подтвердились - жители Коньково не знают историю своего района. В дальнейшем мы хотим подробнее изучить всё, что связано с историей Коньково, и считаем, что необходимо продумать, каким образом сообщить о наших "открытиях" окружающим. На данный момент, собранный нами материал был напечатан в газете нашей школы, мы выступили с докладом о результатах нашей работы на школьной конференции, принимали участие в Городском открытом детско-молодежном эколого-краеведческом фестивале "Родная земля" и стали лауреатами этого конкурса.

Тема нашего исследования нам кажется очень интересной и актуальной, потому что каждый человек должен знать историю своего края, свои "корни"; и в будущем мы постараемся заинтересовать проблемой изучения истории нашего района и других.

Приложение.