I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
II. Минута чистописания.
1. ВЕ ( ) КН ( )
- Прочитайте буквы.
- Какие это буквы?
- Определите закономерность и назовите пропущенные буквы.
- Пропишите эти буквы красиво, аккуратно в чередовании до конца строчки.
2. Самуил Яковлевич Маршак
- Прочитайте слова второй строчки.
- Почему эти слова написаны с большой буквы?
- Кто такой Самуил Маршак?
- Напишите эти слова. Подчеркните большую букву.
III. Словарная работа.
На доске: Ученик. Николай. Карандаш. Алфавит. Носов. Дежурный. Незнайка.
- Прочитайте слова.
- Напишите через запятую. Подчеркните опасные места, большую букву в словах.
(Один у доски с комментированием).
Запись: Ученик, Николай, карандаш, алфавит, Носов, дежурный, Незнайка.
- На какие группы можно разделить эти слова?
- Используя имена собственные составьте предложение.
Запись: Николай Носов написал сказку про Незнайку.
- Подчеркните большую букву.
- Назовите слово с приставкой. Выделите приставку.
- Назовите слово, которое употребляется с предлогом. Подчеркните пробел между предлогом и словом.
Вывод: Как пишутся имена, отчества, фамилии людей, имена сказочных героев?
IV. Сообщение темы урока.
(На доске карты).
- На карте вы видите реки, моря, города. Это имена собственные. Сегодня мы совершим путешествие в мир "топонимики". Науки, которая занимается географическими названиями. Наш путь пройдет через города, поселки, деревни.
V. Упражнения в написании большой буквы.
(Коллективная работа).
1.
- Как называется наша страна?
- А еще какие страны вы знаете?
- В каких странах вы отдыхаете?
- Запишите названия этих стран. С какой буквы надо писать?
Запись: Россия, Египет, Турция.
(Один у доски).
- Подчеркните большую букву.
2.
- Назовите столицу нашей страны?
- Какие города являются столицами Египта, Турции?
- С какой буквы надо писать названия городов?
- Запишем.
Запись: Москва, Каир, Анкара.
- Подчеркните большую букву.
- Что вы знаете о Москве?
(Ответы детей).
Показ иллюстраций о Москве.
3. Работа по учебнику.
- Здесь часть карты. Совершим путешествие по золотому кольцу. Это старинные русские города.
- Прочитайте названия городов. Как написаны названия городов?
- Запишите их в алфавитном порядке.
- Подчеркните большую букву.
(Самостоятельно).
Проверка: один читает с места. Владимир, Кострома. Москва, Суздаль, Углич, Ярославль.
4.
- Теперь наше путешествие пролегает в нашу республику.
- Как она называется?
- Как называется столица нашей республики?
- Казань- это наша гордость.
- Сколько лет исполнилось Казани? (1000 лет)
- Это старинный город. Здесь жил и учился В.И.Ленин, жил М. Джалиль -татарский поэт- воин, которому 15 февраля исполнилось 100 лет.
- Из Казани мы попадем в наш родной город.
- Как он называется?
- С какой буквы запишем все эти слова? Почему?
Запись: Татарстан, Казань, Альметьевск.
- Подчеркните большую букву.
- Что вы можете рассказать про наш город?
(Рассказ ученика).
- Город Альметьевск называют городом в ромашках, но только не потому, что стоит в степи среди цветов, а находится на ромашкинском нефтяном месторождении. В нашем городе живут люди разных национальностей. Между собой они живут в мире и согласии.
5.
а) - Давайте немножко послушаем про города, которые расположены недалеко от Альметьевска. (19 городов)
- Один из самых красивых и зеленых городов Татарстана- Лениногорск . По площади зеленых насаждений он занимает первое место в республике.
- Центром нефтяного машиностроения стала старинная Бугульма, культурный и научный центр нефтяного края.
- Недалеко от нашего города расположен город Заинск. Здесь расположен крупный сахарный завод.
- В начале пятидесятых годов приехали на берег Камы строители. А через десять лет нефтехимики Нижнекамска уже дали первый каучук, который сейчас поступает к шинникам.
- Много воды утекло с тех пор, как на крутояре вверх по Каме поднялась деревянная крепость с шестью башнями, окруженная валом и рвом. А сейчас на этом месте прекрасный город, известный всему миру- Набережные Челны. Именно здесь по- богатырски расправил свои плечи Камаз.
- Не склоняет головы перед молодыми соседями гордая Елабуга. В городе жила героиня отечественной войны Надежда Дурова, творил художник Иван Шишкин.
б) - Но в нашей республике много поселков и деревень. (43 района)
- Вот они записаны на доске. Запишем названия городов и деревень по вариантам в алфавитном порядке.
- Подчеркните большую букву (самостоятельно).
(Проверка).
Города: Бугульма, Елабуга, Заинск, Лениногорск, Набережные Челны, Нижнекамск.
Деревни: Габдрахманово, Елхово, Калейкино, Кичуй, Урсала, Ямаши.
6.
- Наше путешествие приближается к концу.
- Выполним упражнение на карточках:
- Спишите текст, исправив ошибки. Будьте внимательными.
Мы жывем в альметьевске. альметьевск - столица нефтяников. Рядом сгородом протекает река зай.
Проверка: Смогли найти ошибки. Я потом проверю, а пока положили на середину стола.
VI. Итог.
- Вот и закончилось наше путешествие по нашей Родине, по Татарстану.
- Что узнали нового?
- Как пишутся названия стран, городов, деревень?
- Красивы наши города, поселки, деревни. Красивы наши леса и реки, но самое прекрасное- это люди, чьими руками создается это богатство. И вы должны помочь взрослым сохранить эти богатства, эту красоту.