Цель: обобщение представлений учащихся об особенностях русского музыкального фольклора.
Задачи:
- изучение музыки Древней Руси, особенностей музыкального языка, манеры исполнения;
- актуализация жизненно-музыкальных впечатлений шестиклассников о связях русского музыкального фольклора с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни; об отношении к природе, людям, к самому себе.
План:
- вступительное слово учителя;
- русские пословицы;
- русские скороговорки;
- герои былин, презентация детских рисунков;
- герой былины Садко в творчестве русского композитора Н.А. Римского-Корсакого;
- русские танцы, исполнение р.н.т. "Барыня";
- обряд гадания;
- русская народная песня.
Методы и приемы, используемые на уроке:
- метод размышления;
- метод осознания личностного смысла музыкального произведения;
- метод импровизации;
- метод "забегания" вперед и "возвращения" к пройденному;
- метод создания композиций;
- метод художественного контекста;
- демонстрация творчества учителя
Подготовительный этап:
- учащиеся получили опережающее задание: найти материал о русских былинах и нарисовать любимых героев былин, подготовить сообщение о русском народном танце "Барыня"
- девочки, посещающие танцевальную школу, подготовили р.н. танец "Барыня";
- разучивание с классом р.н. песен "Комарик", "Сад";
- создание презентации.
Оборудование урока: мультимедийная установка, музыкальный центр, народные инструменты, шкатулка
Представляемый вашему вниманию урок я рассматриваю как произведение искусства, а роль учителя на данном уроке - это яркий художественный образ, который учащиеся должны запомнить. Поэтому на уроке я была в русском народном костюме. Встречала детей как дорогих гостей, была хозяйкой на празднике. Дети сразу чувствуют атмосферу праздника, становятся более эмоциональными.
Учитель:
Добро пожаловать, гости дорогие! Милости просим!
Давно я вас поджидаю,
Урок не начинаю.
Приходите, красны девицы, добры молодцы!
Соберемся мы для игр, для забавушки,
Для веселой для беседушки.
И песни народные будем петь,
Как когда-то прабабушки,
Ну а сними прадедушки.
Учитель: Тема нашего урока - "Образы русского народного творчества".
- А скажите-ка, добры молодцы и красны девицы, что мы называем "русским народным творчеством" (сказки, былины, р.н. песни, танцы, частушки, загадки, пословицы, поговорки и т.д.)
И все, что вы перечислили, можно назвать одним словом - "фольклор".
Давайте-ка для начала мы с вами поиграем. Я начинаю пословицу, а вы её продолжите:
- Тише едешь, :(дальше будешь).
- Без труда :(не вынешь и рыбку из пруда).
- Готовь сани летом, а :(телегу зимой).
- Щи да каша - :(пища наша).
- Береги платье снову, а :(честь смолоду)
Учитель: Молодцы, пословицы вы знаете.
В пословицах заключена народная мудрость, мораль поведения.
А вот посмотрим, как вы со скороговорками справитесь:
- На горе, на пригорке
Егорка в ермолке. - Не прибирает Домна дом,
И у Домны дом вверх дном. - Проросли ростки, повыросли,
Да ростом ростки не выросли.
Учитель: Ребята, можно придумать простые мелодии и петь скороговорки как распевание на наших уроках музыки. Сейчас мы это и попробуем сделать.
Учитель пропевает одну из скороговорок, ученики повторяют.
Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. Еще в середине 17 столетия уральский казак Кирилла Данилов стал записывать былины.
А вот, что такое былина, о каких героях в них рассказывается, нам поведают ребята, которые работали в группе по теме "Фольклорные жанры в Древней Руси", а сопровождать их рассказ будут ваши рисунки по теме "Герои русских народных былин"
Рассказы учащихся. Демонстрация слайдов с рисунками.
Мы не можем сейчас пригласить к нам старинного певца-сказителя, или как их называли в старину - баяна, но народные былины часто использовали в своем творчестве русские композиторы.
Приведите примеры. ("Садко" Н.А. Римский-Корсаков, )
И в моей волшебной шкатулке прячется такая былина. Вы ее внимательно послушайте. Вспомните, из какой она оперы, кто композитор и о ком в ней поется.
Слушание былины (ария Садко) из волшебной шкатулки.
Учитель: Характер русского народа, его разудалость, жизнелюбие как нельзя лучше видны в танцах.
В моей волшебной шкатулке прячется русская народная пляска "Барыня".
Откуда появилось такое название танца, нам расскажет :
Один из учеников делает сообщение "Русские народные танцы"
Слушая "Барыню", обратите внимание на ритм и на характер произведения.
Слушание русской народной пляски "Барыня".
Какой характер у этого танца? (веселый, задорный)
У вас у каждого припасены инструменты: ложки, трещотки.
Сейчас мы попробуем простучать ритм. Послушайте. А теперь вместе со мной.
А теперь вместе с музыкой, не забывайте, что характер должен быть веселый, задорный.
Молодцы, настоящий оркестр ложкарей.
Но невозможно под такую пляску устоять на месте.
Добры молодцы будут играть на ложках, а красны девицы пустятся в пляс.
Ноги ходят ходуном,
Не стоят на месте.
Так давайте ж, наши гости,
Потанцуем вместе!
И помогут нам профессиональные танцоры:
Танец "Барыня" исполняется заранее подготовленными детьми.
Учитель: Ни одни посиделки не обходились без гаданий. Это тоже один из видов народного творчества.
Вот предметы из волшебной шкатулки, которые нам необходимы для гадания (заранее положить в шкатулку свечу, чашу, колечки девочек)
- Зажжем свечу - пламя свечи защищало наших предков от нечистой силы; а ваши колечки положим в чашу со святой водой.
Гадальная песня исполняется учителем, последнюю строчку можно попросить спеть всем вместе:
Будем песни петь, будем перстни тресть
Лим - Лёли.
Мы кому поем, мы добра даем.
Лим - Лёли.
А чей перстенек того песенка
Лим - Лёли.
Сидит кошечка у печурочки
Лим - Лёли.
Да все с малыми, да с котятками.
Лим - Лёли.
- Чье колечко? Замуж скоро выйдешь, семья будет большая и дружная.
Ходит кошечка да по лавочке
Лим - Лёли.
Водит котека да за лапочки.
Лим - Лёли.
- Чье колечко? Друга тебе милого и ласкового нагадали.
Ах ты, щёточка богатырочка
Лим - Лёли.
Закатилася на широкий двор,
Лим - Лёли.
На широкий двор, да на сладкий мед.
Лим - Лёли.
- А это чье колечко? Замуж за богатого, да за щедрого выйдешь.
Вот мы и познакомились еще с одним видом народного творчества - гаданием, которое тоже сопровождалось песней. А образы в этой песне тесно связаны с домашним уютом, богатством, домашними животными, которые все это символизировали.
Что же еще лежит в моей волшебной шкатулке?
Как кому на свете дышится, живется -
Такова и песня у него поется:
Жизнь дает для песни образы и звуки:
Даст ли она радость, даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный, тьму ли без просвета -
То и отразится в песне у поэта.
Русский поэт 19 в. Иван Суриков.
Конечно же, в моей волшебной шкатулке лежит русская народная песня.
Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, ее пейзажи, быт простых людей, их чувства и переживания. Очень часто народные песни исполнялись без сопровождения, и тогда слышалась вся красота человеческого голоса.
Посмотрите на экран. Перед вами картинная галерея русских художников А.Г.Венецианова, И.И. Левитана, И.И.Шишкина. Так же как и русский народ, они черпали образы и вдохновение в русской природе. Глядя на их картины, сразу возникает мелодия той или иной песни.
Учитель исполняет русскую народную песню "Ах ты, степь широкая"
- Слушая эту песню, мы ясно представляем широкую вольную степь, неторопливое течение Волги, костер на берегу. И мелодия песни нетороплива, величава, настраивает на размышления. Через образ природы в этой песне показан характер и сила русского народа.
Старинных песен много знаем.
Поем их всюду год за годом.
Ведь в них живет не угасая
Бессмертная душа народа.
Много у русского народа и шуточных песен, задорных и веселых.
И мы с вами сейчас исполним такую песню. Итак, русская народная песня "Комарик".
Класс исполняет русскую народную песню "Комарик".
То веселая и светлая, то грустная,
Широка ты, глубока ты, песня русская.
Плясовая и застольная, величальная и венчальная,
Бесконечная, раздольная, вечная и изначальная.
Лучше нет тебя на свете, всем ты хороша,
Песня вольная, как ветер, русская душа!
Класс исполняет р.н.п. "Сад".
Учитель: Вот и опустела моя шкатулка. Я раздала вам все, что в ней было. Что каждый из вас взял для себя ценного из волшебной шкатулки?
(Подведение итога урока. Выставление оценок с комментариями учителя)
Добрый конец - всему делу венец.
Завтра ждет вас день забот,
А на прощанье - хоровод!
Звучит хоровод "Вдоль было по травоньке".
Учитель заводит детей в хоровод и выводит из класса.