Карточка 1.
1. Какие ты знаешь части речи? Какая часть речи называется именем существительным?
2. Из группы слов выпиши только имена существительные.
Повязка, повязать, билет, смотр, смотреть, заболевание, объявить, находка, белизна, душный, духота, объявление, стук, сочинение.
3. Прочитай предложения. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно объясни их написание.
Уд.вился ст.рик, испугался: он рыбачил тридцать лет и три года и не слыхивал, чтоб рыба г.в.рила. Отпустил он рыбку з.л.тую и ск.зал ей ласковое слово.
4. Из данных предложений выпиши однокоренные имена существительные, выдели корень.
Карточка 2.
1. Как ты определишь род имен существительных? Придумай и запиши по три имени существительных каждого рода.
2. Выпиши имена существительные в три столбика по родам, поставив их в начальную форму.
Настала прозрачная ночь. В бледном небе мерцали редкие звезды. Из темноты доносился легкий звон.
3. Объясни устно написание выделенных букв.
4. Спиши второе предложение и разбери его по частям речи и членам предложения. Выпиши пары слов.
Карточка 3.
1. Как изменяются имена существительные?
2. Запиши словосочетания, изменяя по смыслу имена существительные в скобках. Определи число имен существительных.
Полевая (мыши). Веселый (марши). Вкусный (борщи). Литературная (речи). Второй (этажи). Солнечный (лучи). Лучший (скрипачи).
Какое правило ты вспомнил при записи этих имен существительных? Устно приведи свои примеры на это правило.
3. Назови падежи и вопросы к ним.
4. Спиши предложения. Допиши существительное зима, изменяя его по вопросам (вопросы пиши в скобках). Укажи падеж этого имени существительного.
Скоро придет (что?) зима. Лесные звери чувствуют приближение (::?) :: Все люди рады (::?) ::.. А за (::.?) :::. придет весна. Дети с радостью думают о (:..?) :::
Подбери к существительному зима однокоренные слова. Обозначь, какой частью речи они являются. Разбери их по составу.
Карточка 4.
1. Как определить падеж имен существительных?
2. Прочитай и спиши предложение.
У березки вьюга посеребрила инеем косы.
Определи падеж имен существительных.
3. Поставь имена существительные в скобках в нужном падеже. Обозначь падеж.
Задр.жал от (холод), Пог.стил у (бабушка), распл.скал (вода), посв.тил (фонарик), н.чевал на (сеновал), подплыл к (берег).
4. К глаголам с пропущенными буквами устно подбери проверочные слова (имена существительные). Составь предложение с любым словосочетанием.
Карточка 5.
1. Как ты определишь тип склонения имен существительных? Приведи примеры имен существительных 2 типа склонения.
2. К существительным 1 склонения морковка, площадка, цепочка, кисточка, кроватка подбери и запиши однокоренные имена существительные 3 склонения.
3. Спиши предложения. У существительных единственного числа в скобках обозначь род, склонение и падеж.
Утренняя заря осветила всю местность. Звезды на небе стали бледнеть. С реки
Потянул свежий ветерок. Задрожали листья на осине. В воздухе стоит запах смолы. Дятел стучит по коре дуплистой березы.
4. Произведи морфологический разбор: по коре.
Карточка 6.
1. Что называется склонением имен существительных?
2. Просклоняй имена существительные поляна, лагерь, скатерть.
Выдели окончания имен существительных.
Почему в одних и тех же падежах у существительных разные окончания.
3. Спиши предложения, вставляя подходящие по смыслу имена существительные. Выдели окончания. У вставленных имен существительных объясни написание безударных окончаний (определи склонение и падеж).
Пушки с ::.. палят, кораблю пристать велят. Сидит девица в ::., а коса на :::. Лиса наварила манной :::. Сидел волк целую ночь в :::: Они жили в ветхой :::
4. Произведи морфологический разбор: в прорубу.
Карточка 7.
1. Как отличить И. п. от В. п. у имен существительных?
2. Спиши предложения. Подчеркни главные члены предложения. Определи падеж имен существительных.
Врач оказал больному помощь. Ночные птицы любят лесную глушь. Товарищ быстро развел костер. Прозрачный лед сковал речку. Стал он кликать золотую рыбку.
3. Из слов составь 2 предложения так, чтобы выделенное имя существительное в одном предложении употреблялось в И. п., а в другом в В. п.
Солнце, скрылось, дождливая, за, туча, закрыла, тучу.
4. Какая орфограмма в слове солнце? Подбери и запиши еще 3 слова на это правило.
Карточка 8.
1. У каких падежей одинаковые смысловые вопросы?
2. Прочитай предложения.
По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. Спит Маша в постельке и видит чудесный сон. Теплоход подошел к Казани. Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку.
Выпиши имена существительные, которые отвечают на один и тот же смысловой вопрос. Определи падеж.
3. Запиши ответы на вопросы. Имена существительные в скобках ставь в указанном падеже.
Где растет большая ель? (лесная поляна - П. п.)
Где валяются пустые шишки? (ель - Т. п.)
Откуда дятел достает семена? (шишка - Р. п.)
4. Произведи фонетический разбор существительного поляне.
Карточка 9.
1. Назови трудные случаи в написании окончаний имен существительных. Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударные окончания имен существительных?
2. Допиши окончания имен существительных.
к калитк. | на скатерт. |
в Сибир. | у морковк. |
на площад. | на площадк. |
по Волг. | на пароход. |
на рябин. | в проруб. |
к подруг. | на палуб. |
3. Составь предложение, используя словосочетания:
(что?) голоса (что сделали?) зазвенели
голоса (какие?) птичьи
зазвенели (где?) в зелени
в зелени (чего?) деревьев
Найди существительное 3 склонения. Определи его падеж. Назови случаи, когда существительные 3 склонения имеют одинаковые окончания.
4. Запиши существительное сирень в родительном, дательном и предложном падежах. Объясни написание окончаний.