Учитель: - Каждый из нас живёт в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме - природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек научился многому. Теперь люди живут в современных многоэтажных домах, еду покупают в магазине, а всё равно нашим настоящим домом остаётся природа.
- А есть ли "природа" в нашем жилище? Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи - это ведь всё природа. Можем мы без этого жить в нашем доме?
Дети: - Нет.
Учитель: - Хотя человек и построил дома, города, он всё равно зависит от природы и не может без неё прожить, потому что он сам - часть природы. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать её законы.
- А может ли природа жить без человека?
Ученик: - Да, может. Очень-очень давно на нашей Земле не было людей, а природа и тогда была. Например, в то время, когда на Земле жили динозавры.
Учитель: - Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о природе как о нашем доме.
Учитель: - А сейчас мы поиграем в игру "Как зовут людей?"
Дом (домочадцы),
Село (сельчане),
Город (горожане),
Россия (россияне),
Земля (земляне).
- Кто такие земляне?
Дети: - Все люди, живущие на земле.
Учитель: - Вот какой вывод сделали космонавты, летая в космос: " Земля - самая красивая планета".
Ученик:
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь -
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
Учитель: - Да, действительно, другой такой планеты нет. Наша Земля в наших руках. У каждого человека есть своя родина - большая и маленькая, человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без песни.
Ученик:
Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя:
Может ими и манит
Человека земля?
Ученик:
Иль берёзкой кудрявой,
Не скупой на слова?
Или клёном, который
Всем лесам голова.
Ученик:
Иль плясуньей - калиной,
Что серёжкой трясёт?
Или первой травинкой,
Пробивающей лёд?
Ученик:
Что ж, Земля привлекает
Или этим, иль тем.
В суть вопроса вникая,
Я так думаю - всем!
Ученик:
И рябины кустами,
И лужком заливным,
И грибными дождями,
И дождём не грибным.
Ученик:
Первой звонкой капелью
И росой на устах,
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах.
Ученик:
Манят волею реки
И раздольем поля:
Не обманет вовеки
Человека Земля!
Учитель: Перед вами два рисунка. На одном изображён обычный дом, а на другом - дом-природа. Давайте вместе сравним эти дома.
Учитель: - Отчего в нашем доме бывает светло?
Дети: - Свет идёт от лампы.
Учитель: - А что можно сравнить с лампой в природе?
Дети: - Солнце.
Учитель: - Но солнце не толь светит, но и греет. Значит, его можно сравнить ещё и с домашним обогревателем, плитой, батареей отопления.
- В природе идёт дождь. Где его можно встретить в нашем доме?
Дети: - В нашем доме есть душ.
Учитель: - В природе - ветер, а в доме?
Дети: -Вентилятор.
Учитель: - В комнате есть пол. Где пол в природном доме?
Дети: - В доме-природе под ногами земля, почва.
Учитель: - В обычном доме бывают каменные и деревянные стены.
Дети: - В доме-природе - горы и деревья.
Учитель: - У нас горит пламя на газовой плите.
Дети: - А в природе огонь вырывается из вулкана.
Учитель: - В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.
Дети: - А у себя в обычном доме человек научился "делать" снег в холодильнике.
Учитель: - В природе дикие животные.
Дети: - В обычном доме - домашние.
Учитель: - Можно сделать вывод: в каждом доме должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения.
Учитель: -Ребята, а кто построил наши дома?
Дети: - Строители.
Учитель: - Кто построил природу?
Дети: - Никто не строил.
Учитель: - Где чище: дома или в природе?
Дети: - Дома чище.
Учитель: - Почему?
Дети: - Дома мы убираем, а природа сама за нами убирать не может.
Учитель: - Всё, что есть в доме-природе, взаимосвязано. Природа - это растения, животные, горы и реки, воздух и земля. И всё это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом - вся Земля. Мы должны беречь всё это, наводить порядок.
Учитель: - А сейчас мне хотелось бы показать презентацию о том, какое отрицательное воздействие может оказывать человек на природу.
(показ презентации "Отрицательное воздействие человека на природу" Приложение 1.)
Учитель: - С 1 января 1981 года в нашей стране действует закон об охране природы, животных, воздуха. Учёные - экологи, биологи, охотоведы всего мира забили тревогу: природа в опасности! Человек наносит природе раны. На уроках окружающего мира вы, ребята, узнали немало правил, как вести себя в природе, повторим их:
- Не будем вырубать леса;
- Не будем вытаптывать траву и цветы;
- Не будем уничтожать морских животных;
- Не будем обижать животных;
- Не будем разорять птичьи гнёзда;
- Не будем загрязнять водоёмы;
- Не будем ломать ветки деревьев и кустарников;
- Не будем ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
Учитель: - Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну рану нанесёшь ты, другую - твой товарищ: Что же станет с природой:
Учитель: - Ребята, а сейчас послушайте разговор мальчика и мотылька.
Мальчик:
Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.
Мотылёк:
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питьё - ароматы цветов.
Но живу не долго - не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Мальчик:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Учитель: - А теперь поговорим о больших ранах, наносимых природе. С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это для жизни человека необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу, люди уничтожают леса. Много деревьев вырубается ради получения древесины. Её требуется очень много. С каждым годом на нашей планете остаётся всё меньше лесов. Зато всё больше загрязняется воздух, водоёмы. А все знают, что вода и воздух необходимы для жизни растений, животных и человека.
- Люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения.
- Некоторые растения и животные стали редкими. Они внесены в Красную книгу.
- Ребята, почему эта книга так называется?
Дети: -Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности.
Учитель: - Что записывают в Красную книгу?
Дети: - В Красную книгу заносятся данные обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране и защите человека, иначе, они могут навсегда исчезнуть с лица Земли.
Учитель: - Ребята, вы наверняка знаете некоторые растения и животные, которые занесены в Красную книгу. Сейчас мы их вспомним.
(Учитель показывает картинки с изображением растений и животных, а дети их называют.)
Учитель: - Ребята, послушайте стихотворение, которое так и называется "Красная книга".
Ученик: Красная книга.
Охраняется "Красной книгой"
Много редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Охранять от опасности нужно,
Защищать у людей на виду
Чистоту, бескорыстье и дружбу,
И доверие, и доброту.
И скорее под звёздною синью,
Чтобы жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас.
Учитель: - Находясь в лесу или в поле, надо соблюдать правила поведения в природе. Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано.
Учитель: - Ребята, а сейчас я вам предлагаю посмотреть сценку "Берегите водный мир". (Сценка "Берегите водный мир".)
Учитель: - Итак, ребята мне бы хотелось подвести итог нашего занятия.
- Почему мы считаем природу нашим домом?
- Можем ли мы прожить без природы?
- Можем ли мы помочь природе?
- А как вы помогаете природе?
(На доске висит плакат с изображением теремка.).
- И в заключении, ребята, послушайте такую историю.
- Жил-был мальчик Петя. Он очень любил природу. И решил Петя построить себе дом на лесной опушке. Красивый, уютный получился дом у мальчика - только жить бы да радоваться в нём.
Поселился Петя в своём домике.
Прошло совсем немного времени, и стало Пете очень скучно. Начал он заботить о животных и птицах, живущих рядом с ним. Больным животным приносил корм, лечил их от болезней. И тогда животные и птицы почувствовали заботу, полюбили мальчика и стали сами прилетать к домику Пети.
- Давайте посмотрим, кто же пришёл и прилетел к Пете.
(Дети по одному выходят к доске и прикрепляют рисунки животных).
- Посмотрите, ребята, как много животных, птиц, насекомых пришло к Пете.
- Как вы думаете, будет ли теперь он скучать?
Ученик: - Человек может быть счастлив только тогда, когда он живёт в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Тогда и природа по доброму относится к человеку. Выходя в природу, надо помнить, что она - наш общий дом. Поэтому и вести себя на природе надо так, как у себя дома.
Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом.
Как парус с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.