Цель: применить математические методы обработки данных для сравнения климатов материков.
Учебно-воспитательные задачи:
- закрепить умения строить графики и анализировать их;
- закрепит умения "читать" диаграммы;
- развитие интереса к математике и географии как наукам тесно связанным;
- рассмотреть практическое применение математических знаний в географии.
Оборудование: проектор, экран, атлас мира, линейка, цветные карандаши.
Организационная часть. Постановка цели урока. (слайд №1, 2)
По данным таблицы построить графики изменения температуры воздуха.
Каждому ученику раздается карточка с таблицей (слайд №3)
янв | февр | март | апр | май | июнь | июль | авг | снт | окт | нояб | дек | |
Африка г. Дебунджа | +26 | +27 | +26 | +26 | +26 | +25 | +24 | +24 | +24 | +25 | +25 | +26 |
с. Амга | -43 | -37 | -23 | -8 | +5 | +14 | +17 | +14 | +5 | -8 | -28 | -40 |
Антарктида ст. Восток | -32 | -41 | -50 | -60 | -63 | -65 | -67 | -70 | -65 | -59 | -46 | -36 |
Учитель географии: Мы учим климаты материков. Что такое климат? Сегодня на уроке сравним климаты Африки и Антарктиды с климатом, где мы живем, т.е. с Амгой. Перед вами на карточках таблица (таблица 1) средних температур по месяцам г. Дебунджа Африки, ст. Восток Антарктиды и с Амги. На карте мира найдите эти точки .
Учитель математики: Вы должны построить графики изменения температуры на одной и той же плоскости. Сначала вместе построим плоскость, зададим координатные оси и построим график изменения температуры г.Дебунджа. (слайд №4)
По данным заданных в таблице внимательно посмотрите, в каких четвертях будет располагаться график?
Что будем отмечать по оси х, по оси у? На оси х отметим месяцы, а на оси у температуры (в градусах по Цельсию)
Начертите координатную плоскость.
Выберите единичный отрезок.
Сначала отметим данные г. Дебунджа,
После того, как отметите точки, соедините их последовательно плавной линией. Т.к. температура плюсовая то график начертим красным карандашом. Подпишем г. Дебунджа Африка.
Также постройте графики средних температур Амги и ст. Восток Антарктиды. Отрицательную температуру начертите, синим карандашом (слайд 4).
Учитель географии: Графики дают четкое представление о температурах. Годовая средняя температура Африки почти на одинаковом уровне, поэтому график получился почти как прямая линия. По графике видно, что мы живем на резко континентальном климате. А когда у нас зима, то в Антарктиде зима. Это очень хорошо прослеживается по графику. Теперь на контурных картах отметьте точки.
По данным диаграммы заполнить таблицу количества осадков.
Каждому ученику раздается карточка с таблицей.
я | ф | м | а | м | и | и | а | с | о | н | д | Среднегодовое количество осадков (мм) | |
Ст.Восток Антарктида |
|||||||||||||
г. Валлен Африка |
|||||||||||||
Амга Якутия |
Учитель географии: (слайд №6) Вы должны уметь "читать" диаграммы. Перед вами столбчатая диаграмма годового количества осадков (слайд №5). Что такое осадки? Здесь видно, в каком климате больше осадков. По данным этой диаграммы заполнить таблицу.
Учитель математики: В таблице заполнить пустые ячейки последнего столбца, вычислив среднегодовой осадок в мм. Проверку делаем по слайду (слайд №6). По этим данным составлена круговая диаграмма (слайд №7). Ваша задача вычислить процентное содержание каждого сектора. Проверку делаем по слайду (слайд №8).
Учитель географии: Подведем итоги урока. Сегодня на уроке рассмотрели некоторые математические обработки данных. Посмотрели практическое применение математических знаний в географии. Достигли ли цели урока?
Учитель математики: Какие математические обработки данных использовали? Мы видим, что графики и диаграммы дают очень хорошее визуальное представление о данных. Урок закончим высказыванием "Вряд ли следует объяснять, что одна из важных задач математики - помощь другим наукам" (Л.Морделл) (слайд №9).