Элективный курс для 10-го класс "Основы химического анализа"

Разделы: Химия


Цель данного курса - развитие интересов и способностей учащихся, углубление их знаний, тесная связь теории обучения с практикой.

Курс носит исследовательский характер, способствует развитию мышления. При изучении курса кроме традиционных методов обучения используется исследовательская работа, предполагается развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся. Учащимся предоставляется возможность самостоятельно выполнить практические работы, в которые они могут внести элементы творчества. Предполагается развитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, с материалами Интернет. Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития личности ученика: самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоактуализация. Ученик проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование. Курс "Основы химического анализа" способствует выявлению и развитию одарённости детей и включает следующие разделы:

  1. Техника лабораторных работ.
  2. Теоретическое введение в аналитическую химию.
  3. Качественный анализ.
  4. Количественный анализ.
  5. Выполнение и защита исследовательских проектов под руководством учителя.

Раздел 1. Техника лабораторных работ.

Основная цель - подготовить учащихся к работе в лаборатории: соблюдать правила безопасности, познакомить с правилами хранения реактивов, научить пользоваться нагревательными и другими лабораторными приборами, правилам мытья лабораторной посуды и оборудования, изготовлять простейшие лабораторные приборы, проводить взвешивание, фильтрование, готовить растворы.

п/п

Тема занятия Кол-во час Оборудование
1

 

2

 

 

3

Введение. Химическая лаборатория и правила работы в ней.

Химическая посуда и приборы. Изготовление простейших лабораторных приборов. Мытьё и сушка химической посуды и реактивной тары.

Взвешивание, приготовление растворов, расчёты растворов

 

 

 

 

Правила по т/б, список литературы, содержание занятий

Нагр. приб., посуда общ. назначения и мерная, стекл. трубки, пробки и др.

Весы, разновесы, посуда и приборы для приготовления растворов, разделения смесей.

Раздел 2. Теоретическое введение в аналитическую химию.

Раздел предельно краток и связан со школьным курсом химии, чтобы больше привлечь учащихся к самостоятельной практической деятельности.

Основная цель раздела - теоретическая подготовка учащихся к практической деятельности, создание её научной основы.

4

 

5

 

 

 

6

 

 

7

Закон действия масс. Приложение закона к гомогенным системам

Буферные растворы. Гидролиз солей.

 

 

 

Гидролиз солей. Комплексные соединения.

 

 

Произведение растворимости

 

 

 

 

 

Скорость реакции. Теория диссоциации. рН раствора. Индикаторы

CH3COOH, NH4OH, NaCH3COO, фенолфталеин, NaOH, доп. литература: К.Б. Хоффман "Химия для всех"

Дж. Роут "Химия хх века"

Ф-ф, ацетат натрия, хлорид аммония, сульфат алюминия, нагрев прибор. Сульфат меди, р-р гидроксида аммония, цинковые и железные пластины, р-р HCl.

Р-ры HCl, AgNO3. Таблица произведения растворимости (справочник по химии)

Раздел 3. Качественный анализ.

Основная цель раздела - научить методам качественного анализа, подготовить учащихся для самостоятельной исследовательской работы.

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

10

11

12

13

14

Химические методы качественного анализа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика выполнения реакций

 

Аналитические группы ионов.

Катионы

Анионы

Анализ сухого вещества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстационные опыты под микроскопом рост кристаллов NH4Cl, оксолата аммония

Ходаков "Архитектура кристаллов"

Капельный метод анализа по табл.: Ba+2 - K2CrO4

Al+3 - ализарин красный S

Fe2+ - феррицианид калия K3[Fe(CN)6]

Fe3+ - роданид калия KSCN

Ферроцианид калия K4[Fe(CN)6]

Растворы веществ 0,5 н

2н растворыгрупповых реагентов оборудование стр. 44

Стр. 45(А.М.Неймарк)

Стр. 47

Стр. 84

Стр. 90

Раздел 4. Количественный анализ.

Цель - научить методам количественного анализа, использованию их при выполнении исследовательской работы.

15

 

16

17

18

Методы количествен-ного анализа. Весовой (гравицентрический) анализ.

Объёмный (титриметрический) анализ.

Метод нейтрализации

Окислительно-восстановительные методы

 

Стр. 93

 

Стр. 102

Стр. 104

Стр. 106

Раздел 5. Выполнение и защита исследовательских проектов под руководством учителя.

Цель данного раздела - это развитие творческих способностей учащихся, привитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, привлечение учащихся к научной работе, к участию их в конкурсе исследовательских проектов.

Предполагаемые проекты:

1. Химический анализ почвенных ресурсов с. Чистоозёрка.

2. Химический анализ питьевой воды из водопровода и колодцев с. Чистоозёрка

3. Анализ пищевых продуктов школьной столовой.

4. Исследование влияния лекарственных веществ на рост и развитие комнатных растений

5. Химический анализ водоёмов с. Чистоозёрка.

19

20

 

 

21-26

27

28

Разработка методики выполнения исследовательского проекта, планирование исследовательского эксперимента.

Практические работы.

Требования к оформлению исследовательской работы.

Конференция. Защита проектов

 

 

 

 

1-2ч

Методички, дополнительная литература, материалы Интернет.

 

Индивидуальные наборы

Оформленные исследовательские работы. Подготовленные выступления учащихся по работам презентации.