Цель данного курса - развитие интересов и способностей учащихся, углубление их знаний, тесная связь теории обучения с практикой.
Курс носит исследовательский характер, способствует развитию мышления. При изучении курса кроме традиционных методов обучения используется исследовательская работа, предполагается развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся. Учащимся предоставляется возможность самостоятельно выполнить практические работы, в которые они могут внести элементы творчества. Предполагается развитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, с материалами Интернет. Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития личности ученика: самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоактуализация. Ученик проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование. Курс "Основы химического анализа" способствует выявлению и развитию одарённости детей и включает следующие разделы:
- Техника лабораторных работ.
- Теоретическое введение в аналитическую химию.
- Качественный анализ.
- Количественный анализ.
- Выполнение и защита исследовательских проектов под руководством учителя.
Раздел 1. Техника лабораторных работ.
Основная цель - подготовить учащихся к работе в лаборатории: соблюдать правила безопасности, познакомить с правилами хранения реактивов, научить пользоваться нагревательными и другими лабораторными приборами, правилам мытья лабораторной посуды и оборудования, изготовлять простейшие лабораторные приборы, проводить взвешивание, фильтрование, готовить растворы.
№ п/п |
Тема занятия | Кол-во час | Оборудование |
1
2
3 |
Введение. Химическая лаборатория и
правила работы в ней. Химическая посуда и приборы. Изготовление простейших лабораторных приборов. Мытьё и сушка химической посуды и реактивной тары. Взвешивание, приготовление растворов, расчёты растворов |
1ч
1ч
1ч |
Правила по т/б, список литературы,
содержание занятий Нагр. приб., посуда общ. назначения и мерная, стекл. трубки, пробки и др. Весы, разновесы, посуда и приборы для приготовления растворов, разделения смесей. |
Раздел 2. Теоретическое введение в аналитическую химию.
Раздел предельно краток и связан со школьным курсом химии, чтобы больше привлечь учащихся к самостоятельной практической деятельности.
Основная цель раздела - теоретическая подготовка учащихся к практической деятельности, создание её научной основы.
4
5
6
7 |
Закон действия масс. Приложение закона
к гомогенным системам Буферные растворы. Гидролиз солей.
Гидролиз солей. Комплексные соединения.
Произведение растворимости |
1ч
1ч
1ч 1ч |
Скорость реакции. Теория диссоциации.
рН раствора. Индикаторы CH3COOH, NH4OH, NaCH3COO, фенолфталеин, NaOH, доп. литература: К.Б. Хоффман "Химия для всех" Дж. Роут "Химия хх века" Ф-ф, ацетат натрия, хлорид аммония, сульфат алюминия, нагрев прибор. Сульфат меди, р-р гидроксида аммония, цинковые и железные пластины, р-р HCl. Р-ры HCl, AgNO3. Таблица произведения растворимости (справочник по химии) |
Раздел 3. Качественный анализ.
Основная цель раздела - научить методам качественного анализа, подготовить учащихся для самостоятельной исследовательской работы.
8
9
10 11 12 13 14 |
Химические методы качественного
анализа
Методика выполнения реакций
Аналитические группы ионов. Катионы Анионы Анализ сухого вещества |
1ч
1ч
1ч 2ч 1ч 1ч |
Демонстационные опыты под микроскопом
рост кристаллов NH4Cl, оксолата аммония Ходаков "Архитектура кристаллов" Капельный метод анализа по табл.: Ba+2 - K2CrO4 Al+3 - ализарин красный S Fe2+ - феррицианид калия K3[Fe(CN)6] Fe3+ - роданид калия KSCN Ферроцианид калия K4[Fe(CN)6] Растворы веществ 0,5 н 2н растворыгрупповых реагентов оборудование стр. 44 Стр. 45(А.М.Неймарк) Стр. 47 Стр. 84 Стр. 90 |
Раздел 4. Количественный анализ.
Цель - научить методам количественного анализа, использованию их при выполнении исследовательской работы.
15
16 17 18 |
Методы количествен-ного анализа.
Весовой (гравицентрический) анализ. Объёмный (титриметрический) анализ. Метод нейтрализации Окислительно-восстановительные методы |
1ч
1ч 1ч 1ч |
Стр. 93
Стр. 102 Стр. 104 Стр. 106 |
Раздел 5. Выполнение и защита исследовательских проектов под руководством учителя.
Цель данного раздела - это развитие творческих способностей учащихся, привитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, привлечение учащихся к научной работе, к участию их в конкурсе исследовательских проектов.
Предполагаемые проекты:
1. Химический анализ почвенных ресурсов с. Чистоозёрка.
2. Химический анализ питьевой воды из водопровода и колодцев с. Чистоозёрка
3. Анализ пищевых продуктов школьной столовой.
4. Исследование влияния лекарственных веществ на рост и развитие комнатных растений
5. Химический анализ водоёмов с. Чистоозёрка.
19 20
21-26 27 28 |
Разработка методики выполнения
исследовательского проекта, планирование
исследовательского эксперимента. Практические работы. Требования к оформлению исследовательской работы. Конференция. Защита проектов |
2ч
6ч 1ч 1-2ч |
Методички, дополнительная литература,
материалы Интернет.
Индивидуальные наборы Оформленные исследовательские работы. Подготовленные выступления учащихся по работам презентации. |