Литературное творчество школьников как особый социальный процесс

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Социальная педагогика


Неграмотность письменной и устной речи в настоящее время растет как у взрослых, так и у детей. Это связано в том числе с сокращением времени на непосредственное общение и возможностью получать информацию с помощью безличных коммуникативных связей. У человека формируется ограниченный словарный запас, с помощью которого невозможно адекватно передать душевные переживания и размышления.

Но те феномены, которые во внутреннем мире человека не названы словом, хотя и восприняты чувствами, остаются в психологическом смысле "невидимыми". Последствия "бессловесного" мировосприятия проявляются во фрагментарности Я-концепции и картины мира. Например, вместо расширения общения и углубления самопознания взросление школьника может сопровождаться процессами псевдосоциализации, закреплением душевной инфантильности.

Зачастую школа, являясь важнейшим институтом социализации, нацелена лишь на функцию обучения, игнорируя необходимость особого внимания к развитию личностно насыщенной образной речи растущего ребенка. Кроме того, сегодняшнее обучение, используя понятийный аппарат, развивает в ребенке в первую очередь абстрактно-логическое мышление. Но основной базой для построения целостной Я-концепции является метафорическое мышление и, соответственно, образная речь.

Развитие у школьников способности к литературно-творческой деятельности приобретает в этом аспекте дополнительную значимость.

Авторский текст как способ общения и рефлексии

Потребность выразить себя в слове культурно-исторического происхождения. В создателе художественного текста неповторимое личностное начало соединяется с повторяемой системой языка, это дает возможность автору текста как субъекту социальному и индивидному осознавать как свою причастность миру, так и свою уникальность.

"Объективируя себя, то есть вынося себя: в текст, автор: получает возможность подлинно диалогического отношения к себе самому" (Бахтин М.М., 1979), к тексту, а через него ко всей человеческой культуре. Каждый текст оказывается погруженным в культурную и социальную среду других текстов и авторов, определяя границы личности сочинителя.

Подчеркнем, что авторская письменная речь - рефлексивный инструмент. Для ее создания необходимо, во-первых, замедление, торможение мыслей и чувств до возможности их фиксировать, во-вторых, умение выразить внутренний опыт в словесной метафоре и, наконец, возможность увидеть данное переживание в опосредованном виде как художественный текст.

Развитие компонента рефлексии усиливает коммуникативную мощность носителя языка, расширяет поле социальной коммуникации. Это, в свою очередь, дает пищу для рефлексии, позволяя интегрировать в одной языковой личности мировидение многих индивидов. Создание художественного текста, таким образом, можно рассматривать как обобщенное совместное действие, а сочинительство - как общение и совместную деятельность по пониманию, осознанию, преображению мира и людей, как диалог с человеческой культурой и ее авторами. В этом смысле деятельность по созданию собственных художественных текстов и связанную с ней рефлексию можно понимать как социальные процессы.

Влияние литературного творчества на процессы социального познания и взаимодействия

Мы изучали динамику социально-психологических характеристик школьников в процессе их литературно-творческой деятельности в рамках работающей по авторской программе литературной студии. Программа занятий в студии характеризовалась вариативностью сценариев деятельности и эмоциональным разнообразием ролей. Она была направлена на поддержку речевого своеобразия детей, развитие коммуникативных способностей и рефлексии и расширение диапазона социальных взаимодействий.

В работу студии входили такие формы занятий, как литературно-исторические, литературно-музыкальные и театральные гостиные, литературно-художественные и издательские мастерские. В обстановке игры и импровизации дети пробовали свои творческие силы в сочинении в различных стилях и жанрах словесности, как подражательных, так и оригинальных.

С одной стороны, в ходе такой работы ученики осваивали именно те средства словесного выражения, которые наиболее адекватны внутреннему содержанию, то есть создавали в определенном смысле собственную авторскую поэтику, индивидуальный стиль. С другой стороны, созданный текст позволял ребенку осознать и увидеть самого себя со стороны. В этом ключе литературное творчество можно было рассматривать не только как способ выражения чувств и мыслей, но и как путь их развития, "вочеловечивания", диалога с самим собой и, в конечном итоге, с человеческой культурой.

Результаты диагностики показали, что у пишущих детей расширяется фундамент общения, социальной компетентности и социального взаимодействия. Группа, в которой осуществляется литературная деятельность, также делается более устойчивой и продуктивной, а личность ребенка более устойчивой и позитивной.

Таким образом, литературно-творческая деятельность школьников влияет на процесс социализации и социальной адаптации, в том числе повышает психологический уровень средств общения, способствует формированию целостной Я-концепции, развивает способность к социальному познанию и социальной рефлексии.