Открытый урок в 3-м классе по теме "Там, где музыка живет"

Разделы: Музыка


Цель урока: обобщение музыкальных знаний, умений и навыков, полученных обучающимися на уроках в первом полугодии по темам: "Россия - Родина моя", "День полный событий", "О России петь - что стремиться в храм".

Задачи:

  • Образовательная формирование целостной системы ведущих знаний по темам I полугодия - осознанного представления о музыкальных жанрах - романс, кант, кантата, балет; о способности музыки создавать музыкальный портрет, на примерах музыки С.Прокофьева, М.Глинки, обращение к образу Богородицы в литературе, живописи и музыке, на примерах музыки Ф.Шуберта, С.Рахманинова.
  • Воспитательная воспитание музыкального вкуса, исполнительской культуры, культуры слушания и умения анализировать услышанное произведение, воспитание любви и уважения к женщине, матери, к вере, обычаям, стремиться к выявлению взаимосвязи музыки и жизни.
  • Развивающая развитие эмоционально-ценностного отношение к жизни через искусство.

Тип урока: обобщение пройденного материала. Вид урока: урок-кроссворд.

Музыкальный материал: "Смешной человечек" муз. А.Журбина, сл.П.Синявского. "Улыбка" муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского. "Мама" муз. Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского. "Солдатушки, бравы ребятушки" русская народная песня. "Пешком шагали мышки" муз.В.Калистратова, сл. В.Приходько. "Жаворонок" муз. М.Глинки, сл.Н.Кукольника. Кант "Радуйся, Росско земле!". "Вставайте, люди русские!" из кантаты "Александр Невский" С.Прокофьева. "Джульетта-девочка" из балета "Ромео и Джульетта" С.Прокофьева. "Вальс и полночь" из балета "Золушка" С.Прокофьева. "Болтунья" муз. С.Прокофьева, сл. А.Барто. "Аве, Мария!" Ф.Шуберт.

Репродукции картин: П.Корин "Александр Невский". Фотография памятника Александру Невскому скульптор А.Клыков. Рафаэль "Сикстинская мадонна". К.Петров-Водкин "Петроградская мадонна". О. Ренуар "Мадам Шарпантье с детьми".

Дидактический материал: кроссворд, тест, презентация, цветовые карточки, презентация.

Ход урока

I. Музыкальное приветствие - "Прозвенел звонок", исполнение с хлопками, притопами.

II. Мотивация учащихся.

Сегодня на уроке я предлагаю Вам разгадать кроссворд. <Приложение 1>. Он состоит из тех музыкальных определений, понятий и музыкальных фрагментов, которые мы с вами изучили на уроках. А вот вопросы кроссворда нам будет задавать наш друг и помощник - компьютер. И для того, чтобы узнать тему урока и попасть на нужные страницы, мы выполним 1-е задание компьютера.

Презентация <Слайд 1>. Иллюстрация с изображением мультипликационного героя. (Карлсон).

Назовите и исполните песню об этом герое. Исполнение песни "Смешной человечек" (1 куплет). Какое настроение у вас ребята? Определите цвет вашего настроения и поднимите нужную карточку.

III. Тема урока: Там, где музыка живет <Слайд 2>.

Как вы считаете, почему тема урока звучит именно так?

Наш кроссворд необычный - он музыкальный, в нем "живет" музыка.

IV. Страница: "Музыкальный словарь" (викторина).

<Слайд 3>. Музыкальный фрагмент: романс "Жаворонок" М.Глинки.

Сольная песня в инструментальном сопровождении? По горизонтали №1.

(Романс - ответ записывается в кроссворд).

Определите композитора и название музыкального произведения?

<Слайд 4>. Музыкальный фрагмент: кант "Радуйся, Росско земле!"

Хвалебная многоголосная песня? По вертикали №2 (Кант - заполнение кроссворда).

Определите название музыкального произведения?

Что обозначает слово "виват"?

Сравните жанры: романс и кант? В чем сходство и отличие этих жанров?

<Слайд 5>. Музыкальный фрагмент: хор "Вставайте, люди русские!" из кантаты "Александр Невский" С.Прокофьев.

Произведение, состоящее из нескольких частей в исполнении которого участвуют хор, солисты и симфонический оркестр? По горизонтали №2 (Кантата - запись в кроссворд).

Дайте название, прозвучавшему музыкальному фрагменту?

<Слайд 6>. Репродукция картины П.Корина "Александр Невский", икона Святой Александр Невский.

Назовите героя, изображенного на репродукциях и расскажите о нем? (Александр Невский).

Назовите художника, автора картины? (П. Корин)

Где находится памятник, изображенный на иллюстрации, кто является автором скульптуры? (памятник Александру Невскому, А.Клыков, город Курск).

Повторное слушание, пластическое интонирование.

Как называется перезвон колоколов, который показал композитор в произведении? (набат).

Изобразите звонарей и передайте движениями характер звучания колоколов.

5. <Слайд 7>. Портрет С.С. Прокофьева.

Назовите композитора и расскажите о нем? По вертикали № 3. (С.С.Прокофьев - заполнение кроссворда).

Назовите и исполните патриотическую песню, которую мы выучили на уроках? (учитель наигрывает мелодию песни на фортепиано).

Исполнение русской народной песни "Солдатушки, бравы ребятушки".

Исполнение песни по группам: девочки поют вопрос, мальчики - ответ, повторяют вместе, маршируя на месте. Вернемся к кроссворду.

V. Страница: "Портрет в музыке".

1. <Слайд 8>. Иллюстрация, на которой изображена Золушка.

Музыкальный фрагмент: "Вальс и полночь" из балета "Золушка" С.Прокофьева.

Назовите героиню? По вертикали №4. (Золушка - заполнение кроссворда).

Кто автор сказки? (Ш.Перро)

Назовите музыкальное произведение? Назовите композитора, автора произведения?

Определите жанр произведения? По вертикали №5. (Балет - заполнение кроссворда).

Что такое балет?

Пластическое интонирование под музыку. Изобразите танцевальные движения, которые исполняет Золушка, передайте мимикой ее настроение.

2. <Слайд 9>. Иллюстрация, на которой изображена Джульетта.

Музыкальный фрагмент "Джульетта-девочка" из балета "Ромео и Джульетта" С.Прокофьева.

Назовите героиню и музыкальное произведение?

Сравните музыку, которая изображала Золушку с музыкой, изображающей Джульетту?

Какую героиню С.Прокофьева вы еще можете назвать? (Болтунью).

Почему девочку прозвали Болтунья? (Много говорила).

Какой прием использовал композитор, для того чтобы изобразить девочку? (скороговорка)

Что может нарисовать музыка? По вертикали №6. (Портрет - заполнить кроссворд).

Учитель наигрывает фрагмент песни "Пешком шагали мышки". Назовите произведение? О ком оно рассказывает? С помощью жестов и движений нарисуйте портрет мышек и кошки.

3. Исполнение песни-игры "Пешком шагали мышки".

А теперь мы продолжим разгадывать наш кроссворд.

VI. Страница: "О России петь, что стремиться в храм".

1. <Слайд 10>. Иллюстрации с изображением храма.

Музыкальный фрагмент "Богородице Дево, радуйся"

Дайте характеристику прозвучавшему отрывку?

Где может звучать такая музыка? По вертикали №7. (Храм- заполнение кроссворда).

Назовите композитора и музыкальное произведение?

2. <Слайд 11> Святые земли Русской.

Назовите героев, изображенных на иллюстрации? ( Княгиня Ольга, князь Владимир.)

Расскажите об этих людях?

3. <Слайд 12>. Репродукция картины: Рафаэль "Сикстинская мадонна". Музыкальный фрагмент: Ф.Шуберт "Аве, Мария".

Назовите художника и картину? По горизонтали №8. (Рафаэль - заполнение кроссворда).

Назовите композитора и музыкальное произведение? По горизонтали №9. (Шуберт - заполнение кроссворда).

4. <Слайд 13>. Репродукции картин: К.Петров-Водкин "Петроградская мадонна", О. Ренуар "Мадам Шарпантье с детьми".

Назовите художников и название картин?

Что общего и чем отличаются две картины?

Кто является главным героем картин? По горизонтали №10. (Мама - заполнить кроссворд).

Какое произведение может озвучить картины? Почему?

("Мама" музыка Ю.Чичкова, слова М. Пляцковского)

5. Исполнение песни "Мама" муз. Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского.

Итог урока: Мы ответили на вопросы компьютера и отгадали почти все слова кроссворда. А для того, чтобы узнать последнее задание компьютера, нужно заполнить карточку-тест. (Каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Проверка правильности выполнения задания.

КАРТОЧКА - ТЕСТ

1. Соедините линией композитора, название произведения, жанр и исполнителя.

С.Прокофьев                 "Аве, Мария!"                      кантата                      хор

М.Глинка                  "Александр Невский"                песня                      солист

Э.Григ                              "Золушка"                              романс                      дуэт

Ф.Шуберт                      "Жаворонок"                           балет                      оркестр

VII. <Слайд 14> Назовите и исполните песню? (По рисунку и музыкальному фрагменту определяют название песни). По горизонтали №11. (Улыбка - заполнение кроссворда). "Улыбка" муз. В.Шаинского, сл.М.Пляцовского.

Мы вместе выполнили все задания компьютера и разгадали кроссворд.

VIII. Домашнее задание: составить кроссворд из слов (понятий, терминов, фамилий композиторов), которые записаны в ваших тетрадях и которые прозвучали на уроке, но в нашем кроссворде, не были использованы.

IX. Рефлексия. Как вы считаете, кто сегодня на уроке был самым активным? эрудированным? артистичным? (Выставление отметок.) Определите цвет вашего настроения и поднимите карточку. Вы все сегодня были очень активными и хорошо потрудились. Обратимся к нашему другу компьютеру, как он оценил вашу работу на уроке. <Слайд 15>. И я говорю вам всем "Спасибо за урок!". Музыкальное прощание "Прозвенел звонок".

Литература:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа Музыка. 1-7 классы. М.: Просвещение, 2007.
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебно-методический комплект. Музыка 1-4 классы. М., 2006-2007.
  3. Критская Е.Д. Музыка: 1-4кл. Методическое пособие / Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.- 2-еизд.- М.: Просвещение, 2004.

Приложение 1, приложение 2.