Коспект урока по теме "Согласие"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Опираясь на жизненный опыт детей, через активные формы обучения помочь им осознать духовно-нравственные категории: совесть, честь, достоинство, согласие, а также почувствовать их единство и взаимосвязь.
  • Сделать новый шаг в развитии мотивации детей к самосовершенствованию и самоутверждению.

Социокультурный инструментарий:

  • На доске картины, пословицы, элементы аппликации.
  • Волшебный сундучок (с инструментами).
  • Аудиокассета, видеокассета.
  • Учебник "Истоки - 3" (А.В.Камкин)
  • Рабочая тетрадь.
  • Для каждого ребёнка приготовлено вознаграждение: шаблон сердечка, с обратной стороны которого написаны слова - пожелания.

Ход урока

1. Присоединение.

Сегодня мы с вами будем говорить о духовно-нравственном понятии как "согласие". Зачем в жизни нам нужно согласие? Как научиться жить в согласии? Почему иногда люди ссорятся? Это очень сложные вопросы. Давайте поразмышляем над ними вместе, вместе поищем ответы на них.

Сегодня на уроке я пожелаю:

Узнать много нового, неожиданного;

Хорошего настроения;

Поделиться своими знаниями;

Увидеть в своих одноклассниках добрых друзей;

Научиться слушать других людей.

Взять с урока всё интересное, познавательное.

2. Подготовительный этап.

Учитель и учащиеся садятся в круг. Учитель просит отгадать загадки.

"Волшебный сундучок" (загадки об инструментах)

Кланяется, кланяется, придёт домой - растянется. (топор)

Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала.
Но не съела ни куска,
Знать, невкусная доска. (пила)

Первое - нота,
Второе - игра.
Целое встретится у столяра. (долото)

По деревянной речке
Плывёт кораблик новый,
Свивается в колечки
Дымок его сосновый. (рубанок)

Толстый тонкого побьёт -
Тонкий что - нибудь прибьёт. (молоток и гвоздь)

Цепкий рак на тех сердит,
Кто зазря в доске сидит. (клещи)

- Чьи это инструменты?

- Как раньше называлась группа плотников? (артель)

3. Основной этап.

Сегодня мы, захватив эти инструменты, совершим прогулку к берегу реки, где идёт строительство корабля.

Посмотрите на фрагменты кинофильма, затем мысленно представьте себя на берегу реки. Мастера плотницкой артели строят корабль, а мы стоим рядышком и любуемся их работой.

Давайте оживим её. Постарайтесь услышать звуки, передать образы, рассказать о своих чувствах. Не забудьте, что и у реки свой характер, как у человека.

Показ кадров из фильма, на которых отображены моменты строительства корабля.)

Ресурсный круг "Строительство корабля"

Работа будет проходить по следующей схеме:

1-й ученик: "Я вижу (речку");

2 - й ученик: "Я слышу (плеск воды)";

3-й ученик: "Я чувствую (тепло");

4-й ученик: "Я вижу (людей, которые строят мост") и т.д.

(Включена магнитофонная запись "Шум воды")

4. Рефлексия.

Ученики анализируют:

Смогли ли вы воссоздать атмосферу происходящего?

Какие образы называть было легче, а какие труднее (то, что видели, слышали или чувствовали)?

Какие ощущения у вас возникли в ходе ресурсного круга? (чувство единения, сплочённости, гордости, самим захотелось поработать)

Посмотрите на корабль. (рисунок готового корабля).

Подумайте, почему он получился таким красивым, добротным.

(Плотники: трудолюбивые, опытные, ответственные, добрые, смекалистые, мудрые, трудились в согласии.)

- Что такое "согласие"?

(Согласие - умение совместно принимать решения.)

Вывод: Согласие рождает красоту.

5. Составить пословицы (на доске) и объяснить смысл.

Согласие и лад - (для общего дела клад).

Согласному стаду и (волк не страшен).

Согласие добрую надежду (даёт).

Согласную семью и (горе не берёт).

Где лад, там и (клад).

Худой мир лучше (доброй ссоры).

6. Работа в группе

Представьте себе, что вы отправляетесь в далёкое и опасное путешествие. Из самых необходимых оставшихся вещей, которые надо загрузить на корабль, капитан разрешил вам взять только 10.

Будем надеяться, что вам удастся быстро договориться, прийти к согласию.

(Листок с перечнем предметов - у каждого на парте)

1. Компьютерная игра.

2. Непромокаемый плащ.

3. Библиотека детективов.

4. Библия.

5. Велосипед.

6. Сказки А.С.Пушкина.

7. Мешок муки.

8. Роликовые коньки.

9. Футбольный мяч.

10. Икона Божьей Матери.

11. 10 кг конфет.

12. Лекарства от ангины.

13. Газовый пистолет.

14. Журнал с комиксами.

15. Соль.

16. Портрет дедушки (принадлежит одному из членов команды и дорог только одному человеку).

17. Компас

18. Календарь.

19. Видеофильмы - боевики.

20. Канарейка в клетке.

Этапы работы:

Индивидуальный.

2) В двойках.

В четвёрках.

Итог: Экспертная оценка (обоснование обязательно).

7. Тренинг. Работа в четвёрке "Согласие в деле".

Работа в тетради стр. 21.

Цель: развитие способности учащихся в принятии совместного решения.

Можно выслушать лидера одной из групп, а затем выявить другие варианты выполнения задания. Желательно, чтобы аргументировали своё решение.

Задание. Учащимся необходимо распределить операции по строительству дома в необходимой последовательности:

Сделать фундамент. (3)

Поставить крышу. (5)

Поставить сруб на фундамент. (4)

Сложить печь. (8)

Изготовить сруб. (2)

Обтесать брёвна. (1)

Прорубить окна и двери. (6)

Сделать пол и потолок. (7)

Для тех, кто испытывает затруднения, приготовлена аппликация дома в разрезе.

Закончить предложение (подчеркнув нужное слово)

Общаться в группе было :::. интересно неинтересно

Прийти к согласию было ::: легко сложно

Меня слушали :::. внимательно невнимательно

Я соглашался с друзьями ::: быстро медленно

8. Рассмотрите картину "Дружная семья"

Семья - коллектив, связанный общей заботой, предполагающий совместный труд родителей и детей.

- Какой совместный труд объединяет вашу семью?

- Но в семье согласие чаще всего достигается не только в деле. (В слове, в чувствах)

Работа по учебнику стр. 55-56. Прочитать.

Согласие рождает красоту духовную (единоверие и единодушие).

Очень важно, чтобы согласие воцарилось в самом человеке: между умом, сердцем и душой, а затем переходило в дело, в слово. Результат в этом случае будет превосходным.

9. Посмотрите на результаты труда человека.

(на доске иллюстрации: хлеб, храм.)

Подумайте, кто трудился в согласии, напишите.

Хлеб (пекарь, агроном, тракторист, комбайнёр, водитель)

Храм (строитель, архитектор, иконописец, прихожане, священник)

Что важно и ценно в совместном труде?

(честность, согласие, взаимопомощь, добросовестность)

Труд - дело чести.

Итог урока: (фронтальная работа)

(на доске)

- Во время путешествия я узнал

- Во время путешествия я понял(а)

- Сегодня на уроке я почувствовал(а)

Награждение "сердечками" с пожеланиями. "Во всех делах своих, как светильником пользуйся руководством совести:."

- Это значит, что надо жить в согласии с совестью. Только в этом случае на земле рождается красота духовная и материальная.