Цели урока:
- Закрепление знаний, умений, навыков по разделу "Цветоведение".
- Обогащение и усложнение словарного запаса ( интерьер); развитие умения классифицировать( деление цветов на две группы, классификация основных приёмов гармоничных сочетаний цветов); объяснять понятия ( тёплые - :, холодные - :); формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности (наличие в содержательной части уроков материала о влиянии цвета на психическое состояние человека); развитие эстетического вкуса и чувства гармонии ( выбор обоев, линолеума, потолочной плитки, ткани и фасона штор ).
- Воспитание интереса к предмету, умения работать в коллективе, творческого отношения к делу.
Инструменты, материалы, оборудование: ножницы, карандаши, линейки, кисточки для клея, иглы, обои, линолеум, потолочная плитка, обойный клей, клей ПВА, мастика, ткани для штор, нитки катушечные, кружево, цветной картон, шаблоны для работы, макет для работы.
Тип урока - повторительно - обобщающий.
Форма урока - интегрированный (штукатурно - малярное дело, художественная обработка швейных изделий).
Межпредметные связи:
- ОБЖ: знание правил безопасной работы с инструментами;
- Письмо и чтение: умение пользоваться терминами;
- Рисование: работа с цветовым кругом, правильный подбор цветов;
- Технология: дизайн, исполнение работы.
- Профориентация: маляр, швея.
Ход урока
I. Организационный момент. Столы сдвинуты таким образом, чтобы было удобно работать по участкам (строительный и швейный). На столах коробки с инструментами и материалами, иллюстрированные журналы, эскизы интерьеров.
- Ребята, мы рады приветствовать вас на сегодняшнем уроке, который пройдёт очень необычно, работать будем совместно двумя группами, а результатом урока будет коллективная работа.
II. Цель урока.
- Нас пригласили на телевизионную передачу "Квартирный вопрос" и попросили советов в цветовом оформлении интерьера. Мы надеемся, что вы справитесь с этой работой и покажете себя подготовленными специалистами.
III. Обобщение и систематизация материала
- Для выполнения практической работы необходимо вспомнить материал, изученный по темам "Интерьер" и "Цветоведение".
Первый вопрос для повторения - Что такое интерьер?
Ответ учащихся:
Интерьер - это внутреннее оформление помещения.
- Посмотрите на это слово, вспомните его правописание и проговорите.
- Вы знаете, что цвет - наиболее выразительное слагаемое интерьера жилого дома. Выбор его зависит от эстетических симпатий членов семьи, её состава, семейных традиций и объёмно - планировочных особенностей. Правильно использовать цвет помогает знание основных положений цветоведения и наш урок продолжит загадка -
Разноцветные ворота
На лугу построил кто - то,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Ответ учащихся:
- Радуга.
- Да, именно радуга объединяет все цвета и оттенки, существуюшие в природе.
- Сейчас выполните небольшое задание: из полосок цветной бумаги составьте радугу, поможет вам в этом опорная карточка -
Как
Однажды
Жан -
Звонарь
Головою
Сбил
Фонарь
Учащиеся складывают радугу и объясняют, что первая буква каждого слова карточки обозначает название цвета и их последовательность: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
- Следующее задание заключается в том, что нужно взять воздушные шарики; надуть их; образовать две группы цветов; вспомнить название этих групп; объяснить, почему они так называются и перечислить цвета, входящие в эти группы.
Учащиеся выполняют задание и объясняют:
- Первая группа - это тёплые цвета, к ним относятся красный, оранжевый, жёлтый; они похожи на солнце, огонь.
- Вторая группа - это холодные цвета, к ним относятся зелёный, синий, фиолетовый; они напоминают снег, сосульки, холодную воду.
- Вопрос к учащимся - При помощи чего можно объединить обе группы цветов?
Ответ учащихся - При помощи цветового круга.
Цветовой круг вывешивается на доску.
- С заданием все справились, молодцы, мы можем продолжать работу по этой теме.
- Давайте попробуем при помощи карточки вспомнить, что вы знаете о цвете в интерьере и особенностях его использования.
Карточка.
Задание. Установи соответствие между элементами столбцов
Окраска помещения | Зрительное восприятие цвета |
Помещения, окрашенные в тёплые цвета Помещения, окрашенные в холодные цвета |
А. Более просторные Б. Холодные В. Меньше по размеру Г. Гостеприимные Д. Тёплые |
Ответы учащихся:
- Помещения, окрашенные в тёплые цвета, выглядят тёплыми и гостеприимными, но меньшими по размеру.
- Помещения, окрашенные в холодные цвета, становятся на вид более просторными и холодными.
Вы знаете, что при помощи цветового круга, можно подбирать разнообразные цветовые сочетания для интерьера, как называются эти сочетания?
Ответы учащихся: 1 - сочетание тон в тон; 2 - сочетание цветов одной цветовой области; 3 - сочетание цветов, лежащих в цветовом круге напротив друг друга.
- Посмотрите вокруг, вы видите развешанные на стенах надписи с сочетаниями цветов, вам нужно снять их и повесить на доску в нужную группу сочетаний.
Учащиеся выполняют задание (во время выполнения задания они двигаются по кабинету, тянутся или наклоняются за карточками, которые висят на разном уровне, а затем развешивают их на доске:
Сочетание тон в тон:
Зелёный, тёмно - зелёный, салатовый
Красный, тёмно - красный, малиновый
Жёлтый, светло - жёлтый, лимонный
Синий, тёмно - синий, васильковый
Сочетание цветов одной цветовой области:
Жёлтый, жёлто - зелёный, жёлто - оранжевый
Красный, красно - оранжевый, красно - фиолетовый
Зелёный, жёлто - зелёный, сине - зелёный
Синий, сине - фиолетовый, сине - зелёный
Сочетание цветов, лежащих в цветовом круге напротив друг друга:
Красный - зелёный
Синий - оранжевый
Жёлтый - фиолетовый
После того, как все цветовые сочетания разделены на три группы, задание проверяется.
- Остался ещё один очень интересный и важный момент, который мы должны вспомнить - это действие цвета на здоровье и самочувствие человека. Вы знаете, что каждый цвет по - своему влияет на человека, в одной и той же комнате в зависимости от её окраски можно испытывать ощущение уюта или дискомфорта.
Сейчас мы послушаем об этом (было дано домашнее задание - приготовить короткое сообщение об одном из цветов).
Красный цвет
Красный цвет избавит от плохого настроения. Если ты устал, хочешь спать и никак не можешь взяться за уроки, нужно украсить комнату чем - нибудь красным, быстро уйдёт раздражительность, а мысли придут в порядок.
Оранжевый цвет
Повесь в комнате оранжевые занавески или постели на стол оранжевую скатерть и ты почувствуешь, как все беды отступают назад. В древности верили - кто владеет оранжевым цветом, тот владеет своей судьбой.
Жёлтый цвет
Жёлтый цвет контролирует вес, укрепляет нервную систему. Этот цвет энергичных людей, он дарит радость и веселье.
Зелёный цвет
Зелёный цвет успокаивает. Если ты испытываешь нерешительность - закрой глаза и представь зелёный цвет - верное решение будет найдено.
Голубой цвет
Сколько людей страдают от бессонницы и не знают, что спать нужно под голубым абажуром, тогда твой сон будет спокойным и глубоким. Голубой цвет хорошо расслабляет.
Синий цвет
Синий цвет успокаивает, снижает головные боли.
Фиолетовый цвет
Фиолетовый цвет успокаивает нервы, полезен при усталости и болях в глазах.
- Вы прослушали очень интересную информацию, которая, мы надеемся, поможет вам правильно выполнить работу. Но перед её началом вспомним правила безопасной работы с колющими, режущими инструментами и клеем.
Учащиеся рассказывают правила техники безопасности, используя при этом рисунки без текста.
- Вы готовы к выполнению заданий, полученных от программы "Квартирный вопрос", прочитайте их и работайте по плану.
Учащиеся получают задания и планы работы.
Задание для строительного участка
Создать макет кухни, интерьер которой благоприятно влияет на самочувствие человека.
Задание для швейного участка
Выполнить образец штор для кухни, интерьер которой благоприятно влияет на самочувствие человека.
План работы для строительного участка
Выбрать цветовое сочетание для стен, пола и потолка.
Нарезать обои по размеру.
Наклеить обои.
Нарезать потолочную плитку по размеру.
Наклеить потолочную плитку.
Вырезать линолеум по размеру.
Наклеить линолеум.
План работы для швейного участка
Из журнала "Шторы" выбрать модель штор.
Подобрать цветовое решение.
Выбрать материалы.
Выкроить шторы.
Оформить образец штор, повесить на макет.
Во время работы учащихся учителя осуществляют целевой обход, наблюдают за правильностью выполнения заданий и соблюдением приёмов безопасной работы.
Урок заканчивают отчёты учащихся о работе.
IV. Подведение итогов урока. Оценка работы.
V. Уборка рабочих мест.
Учащиеся убирают рабочие места, учителя благодарят за работу и объявляют окончание урока.