Открытый урок в 11-м классе по теме "Этносы Кавказа и Закавказья"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Обеспечить освоение основных терминов этнографии (обеспечить освоение теоретических основ этнографии).
  2. Формировать у гимназистов представление об областях человеческой культуры.
  3. Учить выпускников ориентироваться в социокультурных ситуациях, умению адаптироваться в современном обществе.
  4. Развивать творческие умения учащихся.
  5. Продолжать формировать у гимназистов умения самостоятельно находить знания, применять исследовательские технологии, уверенно осуществлять коммуникацию в различных областях человеческой культуры.
  6. Продолжать формировать установку на самовоспитание на основе общечеловеческих гуманистических ценностей.
  7. Формировать гуманистическое мировоззрение.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Межпредметные связи.

Надпредметные:

  • Умение делать сопоставления, отбирать факты, делать выводы.
  • Оформлять конспекты разных видов.
  • Составлять схемы, таблицы.
  • Делать проект, сообщение.
  • Давать развернутый ответ и краткое сообщение.

Внутрипредметные:

Этнография 10-й кл.:

  • Владеть основными терминами.
  • Знать признаки рас, этносов.
  • Работать с фактами, связанными с материальной и духовной культурой этносов.
  • Классифицировать языки по семьям и группам.

Межпредметные.

1. Всеобщая история 5-11-й кл.:

  • Происхождение человека (антропосоциогенез).
  • История государств Западной Европы.
  • История государств Кавказа, Закавказья.

2. Обществознание 10-й кл.:

  • Древние цивилизации.
  • Локальные цивилизации.
  • Национальные движения, национальное самосознание.
  • Духовная культура.
  • Религия и современность.

3. МХК 9-10-й кл.:

  • Культура стран Востока.

(Формы верований)

4. Музыка: музыка стран и народов Кавказа, Закавказья.

5. Изобразительное искусство 7-8-й кл.:

  • Направления художественной культуры.
  • Фольклор.

6. Технология 7-9-й кл.: национальный костюм.

7. Русский язык: понятия “языковая семья”, “язык”.

8. История России: 8-9-й кл.:

  • Формирование русского государства.
  • Вхождение нерусских народов (Кавказ) в состав России.
  • Образование СССР.

9. География 5кл.: части света.

Творческие работы учащихся: Темы: Чеченцы, Ингуши, Осетины, Грузины, Армяне, Азербайджанцы, Карачаевцы, Балкарцы, Народы Дагестана, Кабардинцы, Абхазы, Адыги, Черкесы, Ногайцы.

Ключ к тесту “Этносы Кавказа”:

1 а) , 2 в), 3 7), 4 а), 5 а), 6 б), 7 б), 8 г), 9 в), 10 в), 11 г), 12 а).

Критерии выставления оценки:

12 баллов– “5”, 11 – 9 -“4”, 8-6-“3”, < 6 – “2”

План урока

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Письменный тест 1 (10 мин.).
  3. Устное обобщение материала:
    а) проблема этногенеза, антропосоциогенеза Кавказа, Закавказья (работа со схемой 1, таблицей 2, приложение 9, приложение 10).
    б) проблема преемственности в материальной и духовной культуре этносов Кавказа и Закавказья (работа со схемой 1, приложение 9).
  4. Обобщение работы. Выводы.
  5. Домашнее задание (оформить сквозную таблицу 2 “Этносы Кавказа и Закавказья” в рабочих тетрадях, дать сравнительный анализ материальной и духовной культуры регионов).

Ход урока

(Мелодия А. Хачатуряна “Гаяне”, танец с саблями, 0,5 мин.)

Учитель 1. Экспрессивная музыка Авраама Хачатуряна помогает представить регион Кавказа. Темой нашего урока является “Этносы Кавказа и Закавказья”. Вы знаете 1) этническую историю, 2) особенности материальной и духовной культуры Кавказа; каждый из вас 1) составил сообщение и 2) представил творческий отчет об отдельном этносе.

Сегодня нам предстоит повторить значимые для понимания своеобразия горцев проблемы, в этом цель урока. Дома вы завершите работу над сквозной таблицей 2 “Этносы Кавказа и Закавказья”, где систематизируете материал, полученный на уроках.

Начнем с теста 1 “Этносы Кавказа и Закавказья” (работа с тестом 1 в тетрадях для контрольных работ, приложение 8).

Учитель 2. Кавказ представляет область собой сложную по своему этническому составу.

Это связывающее звено Европы и Азии. На земном шаре немного мест, где столь бурно шло взаимопроникновение культур. (сх. 1 и таблица 1 на доске)

Вопрос: “Проходил ли этногенез на Кавказе? Что известно об этнической истории?”

(Ответы учащихся, приложения 1, демонстрация фрагментов, презентаций учащихся 1)

Вопрос: “К какому этнополитическому типу принадлежат народы ремонс?”

(Ответы учащихся, демонстрация фрагментов, презентаций учащихся 2)

Вопрос: “На каких языках говорят этносы Кавказа и Закавказья?”

(Ответы учащихся, использование таблицы 1)

Вопрос: “Какие традиционные занятия Кавказа и Закавказья вы знаете?”

(Ответы учащихся, использование фрагментов презентаций учащихся 3)

Учитель 3

Высокий уровень материальной и духовной культуры кавказских народов воплотился в строгих и красочных обрядах, бесчисленных песнях и поговорках.

Один из первых обрядов, с которыми имеет дело каждый — это обряд наречение именем.

(Ролевая игра 1, приложение 2, мелодия колыбельной А. Хачатурян “Гаяне” 0,5 минут)

Учитель 4

Говорят на Кавказе: “Слова, как дождь: один раз великая благодать, второй раз — хорошо, третий — терпимо, четвертый — бедствие и напасть ” Слово может наставить на путь и может убить.

Горянки умели произносить притчи, петь колыбельные песни и проклинать (Ролевая игра 2, Приложение 3).

Учитель 4. Ни одно событие на Кавказе не бывает без песен, танцев, звона струн (особо широко гуляют свадьбы (мелодия “Лезгинка” Сообщение 1, Приложение 4)

Учитель 5. Все горцы воздержаны в пище и питье. Но только не на свадьбе. Свадьба – исключительный случай, где обильный стол является залогом счастливой и богатой жизни молодых. Что же является традиционным для современного Кавказа? (Сообщение 2, 3, Приложение 5, Приложение 6).

Учитель 6. Многолик современный Кавказ, тысячелетия насчитывает его этническая история, разнообразен фольклор, он отражает мудрость народа; в заключение прошу каждого из вас вспомнить пословицы, поговорки, стихи, которые вам запали в душу (ответы учащихся, Приложение 7). Благодарю Вас за работу. (Музыка А. Хачатурян “Гаяне”, “Танец с саблями”)