Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Горные экосистемы"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • обобщение знаний по природным зонам Земли;
  • знакомство с высотной поясностью-закономерной сменой
  • природных условий по мере подъёма в горы;
  • развитие умения работать в группе;
  • воспитание любви к природе и бережного к ней отношения.

Оборудование: карта природных зон, таблицы “Природные зоны”, “Горные экосистемы”, карточки для работы в группах, иллюстрации растений и животных гор, учебник “Окружающий мир” – А.А.Вахрушев.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

1) Разминка

Дети выбирают карточку на доске и задают вопросы другим детям.

№1

– Что это?

Содружество живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома?

Какие 3 роли выполняют организмы в экосистеме?

№2

Перечислите тепловые пояса Земли и покажите их на карте.

№3

Покажите на карте природные зоны холодного пояса.

№4

Покажите на карте природные зоны умеренного пояса.

№5

Перечислите природные зоны жаркого пояса.

№6

Письмо от мальчика Вити

Когда мы летели в самолёте, стюардесса сказала: “За бортом самолета минус 54 градуса. Почему там так холодно? Ведь мы поднялись вверх, и, значит, стали ближе к солнцу.

2) Постановка проблемной ситуации

– К нам поступило срочное сообщение:

Умоляем, помогите!

Найдите наш дом! В нашем доме одновременно можно увидеть и степи, и леса, и тундру, и пустыню, и даже вечные льды и снега.

На зиму нам не нужно впадать в спячку и улетать в дальние страны. В нашем доме всегда можно найти место, где тепло и достаточно корма.

Звери и птицы

– Предлагаю поработать детективами и найти такое место на Земле. А наш класс на время превратится в “Детективное агентство”.

3) Целеполагание

– Как вы думаете, есть ли такое место на Земле, где одновременно можно встретить и тундру, и пустыню, и вечные льды и снега?

– С чего же мы начнём?

1.Поищем это место в разных природных зонах.

2.Постараемся получить подробную информацию об этом месте.

II. Обобщение изученного материала по природным зонам

1) Работа в группах по карточкам – заданиям

– Для поиска мы разделимся на отделы. Каждый отдел получит задание и поищет это место в одной из природных зон.

Карточка №1

Ледяные пустыни

В каком тепловом поясе расположена зона ледяных пустынь?
___________________________________________

Солнце направляет в эту зону какие лучи?
___________________________________________

Какой здесь климат?
___________________________________________

Какие бывают времена года?
___________________________________________

Какие водятся животные?
___________________________________________

Чем они питаются?
___________________________________________

Какие интересные факты об этой природной зоне вы знаете?
___________________________________________

Карточка №2

Тундра

В каком тепловом поясе расположена зона тундры?
___________________________________________

Солнце направляет сюда какие лучи?
___________________________________________

Какой здесь климат?
___________________________________________

Полностью ли оттаивает земля?
___________________________________________

Какие бывают времена года?
___________________________________________

Какие растут растения?
___________________________________________

Какие водятся животные?
___________________________________________

Какие интересные факты об этой природной зоне вы знаете?
___________________________________________

Карточка №3

Зона лесов

В каком тепловом поясе расположена зона лесов?
___________________________________________

Какой здесь климат?
___________________________________________

Какие бывают времена года?
___________________________________________

Расскажите о тайге, смешанных и лиственных лесах.
___________________________________________

Какие деревья здесь растут?
___________________________________________

Какие водятся животные?
___________________________________________

Какие интересные факты об этой природной зоне вы знаете?
___________________________________________

Карточка №4

Зона степей

В каком тепловом поясе расположена зона степей?
___________________________________________

Какой здесь климат?
___________________________________________

Какие бывают времена года?
___________________________________________

Какие растения здесь растут?
___________________________________________

Какая в степи почва?
___________________________________________

Почему в степи не растут деревья?
___________________________________________

Какие водятся животные?
___________________________________________

Какие интересные факты об этой природной зоне вы знаете?
___________________________________________

Карточка №5

Зона пустынь

В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
___________________________________________

Какой здесь климат?
___________________________________________

Какие виды пустынь вы знаете?
___________________________________________

Какие растения здесь растут?
___________________________________________

Какие водятся животные?
___________________________________________

Какие интересные факты об этой природной зоне вы знаете?
___________________________________________

Карточка №6

Тропическая зона

В каком тепловом поясе расположена тропическая зона?
___________________________________________

Солнце посылает сюда какие лучи?
___________________________________________

Какой здесь климат?
___________________________________________

Какие растения здесь растут?
___________________________________________

Какие водятся животные?
___________________________________________

Какие интересные факты об этой природной зоне вы знаете?
___________________________________________

Физминутка

2) Рассказ – сообщение о каждой природной зоне

(Каждая группа рассказывает об одной из природных зон по карточке-заданию)

– Есть ли место, о котором нам пишут животные, в одной из известных нам природных зон?

III. Работа над новым материалом

1) Открытие нового

– К нам в агентство поступил факс – фотография того места, которое мы ищем. (На доску вывешивается таблица “Горные экосистемы”)

– Что это за место?

– Можно ли в горах встретить сразу несколько природных зон?

2) Работа по учебнику

а) Работа по иллюстрации на стр.70.

– От чего зависит смена природных зон в горах?

б) Знакомство с термином “высотная поясность”.

в) Выполнение задания №1.

г) Чтение текста о растениях и животных гор.

3)Сообщение заранее подготовленного ученика

(Сопровождается показом фотографий животного)

Горный баран

Его ещё называют толсторогом за огромные рога. Научное название животного – муфлон.

Муфлон рождается безрогим. И только в возрасте 2-х месяцев начинают расти рожки. Рога у горного барана растут всю жизнь. Они быстрее растут летом и медленно зимой. На рогах образуются годовые кольца, как на стволе дерева. У самок рога имеют форму полукруга. Их рекордная величина – 83 см. У самцов рога образуют полное кольцо и могут достигать в длину 1м10см и весить от 6 до 15 кг. Рога баран использует для поединков, чтобы быть главным в стаде.

У горного барана очень тонкий слух. Баран улавливает звук щелчка фотоаппарата на расстоянии 50 м. Но самым развитым чувством является зрение. Он может заметить хищника на расстоянии 1км.

Ноги горного барана сильны и надёжны. Его копыта являются хорошей опорой даже на скользких вертикальных склонах. Он может делать скачки до 4-ёх метров, а при спуске вниз – до 9-ти.

Горный баран – травоядное животное. Летом он пасётся на высокогорных лугах, а зимой спускается вниз, где снежный покров не очень большой и можно выкопать траву из под снега.

Вопросы

– Чем питается горный баран?

– Зачем зимой он спускается вниз?

– Какой величины бывают рога у горного барана?

– Какие органы чувств у него сильно развиты?

IV. Итог урока

– Что интересного узнали о горных экосистемах?

– В какой природной зоне хотели бы жить вы?

V. Домашнее задание

Составить рассказ “В какой природной зоне хотел бы я жить”.