Цель урока: Знакомство с частью речи имя прилагательное.
Задачи урока:
- Знать определение «имя прилагательное», что прилагательное согласуется с именем существительным.
- Уметь выделять в тексте имена прилагательные, определять род и число имён прилагательных; работать с Толковым и Обратным словарём.
- Наблюдать за окружающей жизнью и подмечать разнообразные признаки предметов.
- Формировать орфографическую зоркость.
Оборудование: учебник «Русский язык» Каленчук М.Л., рабочая тетрадь, Толковый и Обратный словарь, ноутбук, проектор, аудиозапись.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Какое у вас настроение?
– Кто волнуется? Кому нужен настрой?
Я человек. Я уже ученик 3-го класса.
Я уже многое знаю и умею.
Я всё смогу. У меня всё получится.
II. Проверка выполнения домашнего задания
– Кто затруднялся при выполнении задания?
– На сколько групп разделили слова? (на 2; 2 раза на 2)
ж.р. | м.р. | одуш. | неодуш. |
сирень собака погода |
повар вокзал медведь воробей |
повар собака медведь воробей |
сирень вокзал погода |
– В каком слове есть орфограмма № 1 и № 2?
III. Чистописание
– Что вы знаете о букве ъ?
– Из каких элементов он состоит? (˜, ь)
Напишите по образцу
ъ съ въ объ (музыкотерапия)
Выпишите из Обратного словаря по одному слову с этими приставками (с. 178-179)
съезжать въехать объявить
IV. Постановка темы урока
– Если решите анаграмму, то догадаетесь какова тема нашего урока
(слайд 1) Презентация
«ями лапрительногае»
V. Работа по теме
1. (слайд 2)
Прочитайте отрывок из стихотворения:
Ох, до чего же рыжий
Мой новый братик Миша!
И волосы – рыжие,
И ресницы – рыжие,
Проснусь – и сразу весело,
Когда его увижу я.
– Найдите имена существительные, к которым относится слово-название признака (братик Миша)
– Какого они рода? (они м.р.)
– А слово – название признака этого же рода? (оно тоже м.р.)
Представьте, что у героя стихотворения появился не братик Миша, а сестричка Маша.
Прочитайте первые две строчки по-другому, учитывая это обстоятельство.
– Изменился ли род слова – названия признака?
– Есть ли у слова – названия признака свой собственный род?
– Изменяется ли это слово по родам? А по числам? (подтвердить словами текста)
2. Определение имени прилагательного.
– Слова – названия признаков мы будем теперь называть по-научному именами прилагательными.
– А почему они так называются? (прилагательное – оно всегда ПРИ существительном, ПРИЛАГАЕТСЯ к нему. Оно даже не имеет собственного рода и числа)
3. стр. 33 упр. 25, «Толковый словарь» стр. 131
Вешний, - яя, - ее. музыкотерапия
Взрытый, - ая, - ое.
– В какой форме стоит прилагательное в словаре? (в начальной форме, т.е. в форме м.р.)
– О чем говорят следующие за ним буквосочетания? (они указывают на изменения по родам)
VI. Физкультминутка
аудиозапись «Танец маленьких утят»
Молодцы! Отдохнули и запомнили слова, обозначающие имя прилагательное.
VII. Вывод. Плакат «Летучей Мыши»
слайд 3
- Прочитайте плакат.
- Подтвердите строчки, выделенные цветом, своими примерами.
дом новый – м.р.ед.ч.
дома новые – мн.ч.
лиса хитрая – ж.р. ед.ч.
лисы хитрые – мн.ч.
дерево высокое – ср.р. ед.ч.
VIII. Работа в тетради
стр. 34-35 упр.26
а) прочитать предложение
б) выписать из предложения словосочетание прилагательного вместе с существительным
в) дать устную характеристику как части речи
По зелёному листу – пр., в н.ф., какой, м.р., ед.ч.
Маленькие букашки – пр., мн.ч.
IX. Домашнее задание
- т.п. 1 стр. 21-22 упр. 15
- – Кому не понятно задание?
- Расскажите дома о своём открытии на уроке.
X. Итог урока
- – Интересно ли было на уроке?
- – Какое открытие сделали?
- – Что было самым полезным для вас?
XI. Игра «Кто больше?»
К любому слову подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.
Сирень, помидор, морковь, осина…