Цель: дать понятие «прогресс», исследовать формулу ускорения прогресса, выявить последствия прогресса на людей.
Задачи:
- Формировать навыки работы с иллюстративным рядом
- Учиться выделять главное, делать выводы
- Применять полученные знания при выполнении практических заданий
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник А.Кравченко «Обществознание», 5 класс
Ход урока
1. Понятия «технический прогресс» и «социальный прогресс».
Используя слайды презентации (2-12) – иллюстративный ряд, учащиеся самостоятельно формулируют понятия «технический прогресс» и «социальный прогресс».
Сравнивают определения, сформулированные самостоятельно, с научными формулировками. Делают записи в тетрадях.
2. Понятия «прогресс» и «регресс».
Учитель даёт определение понятия «прогресс» (слайд 13) . Учащиеся записывают определение в тетрадь.
- У понятия «прогресс» есть антоним «регресс». Зная определение «прогресс», самостоятельно сформулируйте понятие «регресс». Сравните данное вами определение с научным (слайд 14). Запишите в тетрадь.
- Давайте наглядно продемонстрируем с вами сущность новых для вас понятий.
Встаньте и сделайте шаг вперёд. Это и будет наглядным представлением понятия «прогресс».
Но всегда ли мы делаем шаги только вперёд?
Давайте попробуем отступить назад. Вот так и в истории человечества происходили такие шаги, которые отбрасывали назад целые страны, народы.
Как называется такой процесс?
Физкультминутка – слайд 15
(Используется песня из к/ф «Приключения Электроника»).
Задание для учащихся:
- Используя определения «прогресс» и «регресс», изобразите графически данные понятия.
- Проверьте выполнение работы – слайд 16.
- Как вы думаете, что объединяет понятия «прогресс» и «регресс»? (слайд 17)
- Что их отличает друг от друга?
Практикум «В мире вещей» (слайд 18)
1. На «Ленте времени» подписать вещи, которыми пользовались и пользуются разные поколения.
2. Сделать вывод(ы). При затруднении можно использовать учебник, стр. 13.
3. Формула ускорения прогресса
На основе практикума ученики сами формулируют вывод о том, что человеческая история представляет собой прогрессивно ускоряющийся процесс.
- Проведём маленький эксперимент: представим, что всё развитие человечества помещается в четырёх стенах нашего класса, это его условная длина. Так три стены – это история каменного века и только одна, последняя вмещает в себя все остальные периоды истории.
(Слайд 19)
Для отдыха учащихся вместо физкультминутки используются анекдоты по теме «Прогресс» (слайд 20).
4. Противоречия прогресса (слайды 21-25)
Перед учащимися ставится вопрос: по какому пути идёт общество: прогресса или регресса? (происходит обмен мнениями).
Иллюстративный ряд помогает учащимся прийти самостоятельно к выводу о противоречивости прогресса.
Заполняется таблица (слайд 25):
Противоречия прогресса
«плюсы» прогресса (какую пользу приносит прогресс?) | «минусы» прогресса( какие опасности приносит прогресс?) |
- Как же определить: что прогрессивно, а что – нет?
Учёные предлагают различные критерии прогресса (слайд 26).
- Выберите тот критерий, который, на ваш взгляд, является универсальным. Объясните свою точку зрения.
5. Итог урока.
- Послушайте старинную притчу (слайд 27).
- В чём её смысл?
6. Домашнее задание (слайд 28).
- Учебник, параграф № 2.
- Описать общество будущего (сочинение, рисунок, коллаж)
Список литературы
- Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
- Социологический словарь проекта Socium, 2003 г.
- http://turaf.ru
- Обществознание,5 класс. Поурочные планы. Составитель Е.Н.Сорокина, изд-во «Экстремум», 2006.
- Учебник А.Кравченко «Обществознание», 5 класс, изд-во «Русское слово», 2007.