Урок труда в 4-м классе: "Изготовление куклы"

Разделы: Начальная школа


Введение

Шитьё – изготовление различных изделий из ткани, кожи, меха и их комбинаций при помощи сшивания деталей нитками. Шитье используется для изготовления одежды, обуви, головных уборов, штор, сумок, чехлов, игрушек, обивки мягкой мебели. Шитье выполняется вручную и на машинах. Обучение шитью на уроках труда в начальных классах включает сообщение знаний о наиболее распространенных тканях и нитках, об основных инструментах и приспособлениях, применяемых при шитье вручную, изготовление простейших выкроек и выполнение разметки деталей, о приемах вырезания деталей и их сшивания с использованием простейших стачных и украшающих швов, трудовых процессах и приемах пользования основными орудиями труда (иголкой, наперстком и ножницами), соблюдения правил безопасности труда, санитарии и гигиены. Обучение шитью включает проведение системы упражнений для формирования первоначальных умений и навыков выполнения работ.

Цели: расширять знания детей об истории кукол; познакомить с масштабной сеткой, с петельным швом, развивать творческое мышление, фантазию; воспитывать любовь к народному творчеству, аккуратность, культуру труда.

Оборудование: образцы кукол, памятка по правилам безопасности, технологическая карта.

Материалы: ткань, нитки, вата, лист бумаги в клетку.

Инструменты: ножницы, карандаш, портновские булавки.

Ход урока

І. Организационный момент.

(На доске выставлены игрушки, сделанные учащимися других классов.)

Ай да диво!
Как игрушки все красивы!
Сколько вложено души!
До чего же хороши!
Сколько вложено труда!
Вам нравятся игрушки?.. (Да!)

ІІ. Работа над новым материалом.

(Рассказ учеников)

Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушку любят все – дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.

Игрушка всегда сопутствовала человеку. Различного рода игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской империи. В далекие времена, когда еще не было специальных мастерских, производящих игрушки, их создавали народные умельцы – кустари, которые работали в одиночку или с членами своей семьи. Это были первые народные художники-игрушечники, которые передавали свое мастерство из поколения в поколение. Традиции народного творчества живут в прикладном искусстве до наших дней. Прекрасным образом художественного творчества является народная игрушка: дымковская, горьковская, резная богородская.

Кукольных дел мастер! И в наши дни это старинное ремесло находит немало поклонников. Если действительно увлекаться изготовлением кукол, придется стать скульптором и художником, чтобы научиться наделять фигуры характером, придавать лицам выразительность. Без навыков модельера, умения кроить, шить, вязать, вышивать, плести – не создать разнообразных нарядов. Надо также в книги по истории и этнографии заглянуть, потому что одежда, украшения, обувь – все это должно соответствовать определенной эпохе. Одним словом, увлекшись изготовлением кукол, человек узнает массу интересных и полезных вещей.

– А теперь разгадайте кроссворд «Каких я кукол знаю». Отгадав все имена, в выделенных клетках вы прочтете имя девочки, которая добилась исполнения желаний трудолюбием, терпением и добротой. 

ІІІ. Решение кроссворда «Каких кукол я знаю»

  1. Кто 1001 ночь рассказывал сказки султану?
  2. Маленькая девочка, которая жила в цветке тюльпана.
  3. Кукла с голубыми волосами, подруга Буратино.
  4. Снежная внучка Деда Морза.
  5. В кого превратил Кощей Бессмертный Василису Прекрасную?
  6. Дочь Морского Царя, полюбившего Принца.
  7. Девочка, спасшая Кая из царства Снежной Королевы?

– Что вы можете рассказать об этой девочке? Кто из персонажей этой сказки вам нравится, а кто не нравится?

ІV. Анализ изделия.

1. Работа по рабочей тетради «Прекрасное рядом с тобой» (стр. 10-11)

– Определение общей идей работы: выбор куклы из предложенных в рабочей тетради или решение изготовить куклу по собственному образцу.

– Обсуждение и разработка эскизов: продумывание внешнего образа, прически, деталей лица, их зарисовка.

– Выбор материалов: подбор тканей и других материалов или их описание. Коллективно обсуждается, какую ткань можно использовать для изготовления основы – тела куклы, волос, деталей лица (рекомендуются тонкие хлопчатобумажные ткани, пряжа)

– Изучение и обсуждение информации, представленной в инструкционной карте.

– Каким способом выполняется разметка деталей туловища? (По шаблону.)

– Как изготовить шаблон? (Рисовать по клеткам, по масштабной сетке.)

(Обсуждение технологии изготовления куклы.)

Выявление возможных конструкторско-технологических проблем, поиск рациональных путей их решения:

Можно ли, используя масштабную сетку, нарисовать и изготовить куклу большего или меньшего размера? (Да, если увеличить или уменьшить размер клетки.)

Открытие нового знания, освоение нового материала.

Мы обсудили технологию изготовление туловища куклы. Скажите, какие этапы работы вам известны и полностью понятны. (Все этапы понятны.)

– Что вы еще не умеете делать? (Шов, которым сшиваются детали.)

V. Повторение по памяткам правила рабочего человека и правила безопасности при работе с ножницами.

Правила рабочего человека.

  1. Работай за своим рабочим местом.
  2. Прежде, чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
  3. Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
  4. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.
  5. Закончил работу – убери рабочее место.

Правила безопасности при работе с ножницами.

  1. Не держи ножницы концами вверх.
  2. Не работай с ножницами с ослабленными шарнирами креплений.
  3. Не режь ножницами на ходу.
  4. Не подходи к товарищу во время резания.
  5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
  6. Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
  7. Клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.
  8. При вырезании детали поворачивай деталь.

Знакомство с приемом выполнения петельного шва и упражнение по его освоению: учитель показывает образец петельного шва через край.

VІ. Физминутка.

Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарил.

VII. Практическая реализация проекта.

Изготовление туловища куклы с опорой на инструкционную карту и образца петельного шва.