Цель: посредством разнообразных мыслительных операций познакомить учащихся с формой и движением Земли, с глобусом, как моделью Земли.
Задачи:
- формировать у детей представление о движении Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси;
- развивать познавательную активность учащихся;
- развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивая коммуникативные способности детей;
- воспитание усидчивости, прилежания, умения работать в парах;
- воспитание экологической культуры.
Оборудование: учебник, глобус, мяч, тарелка, рисунки Солнца, Земли, раздаточные карточки с рисунками Солнца и Земли, название темы урока “На что похожа наша планета?”
Ход урока
Учитель: Совсем скоро начнется наш урок. Но прежде давайте поприветствуем гостей, которых очень рады видеть на нашей встрече. Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, взглядом пожелайте хорошего настроения для работы. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения.
1. Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать.
2. Вводная беседа
– Ребята, вам понравилось путешествовать по нашей стране на прошлом уроке?
– Как называется наша страна? Наша страна большая. На свете есть другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его зовут.
(Ребенок читает загадку” “И топчут ее, и режут ее, а она не серчает, добром отвечает” Земля)
– Правильно, ребята, это земля. А как вы
догадались?
– На каком уроке мы уже встречались со cловом
“земля”?
– Сколько значений этого слова вы знаете?
3. Создание проблемной ситуации
– Ребята, что вы знаете о нашей планете Земля? Земля – планета, где живем все мы. Это наш дом. Значит надо относиться к ней бережно.
– Что значит относиться бережно?
– Какую же форму имеет наша планета? На что она похожа?
– Посмотрите сюда. (Показываю тарелку и мяч)
– Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края земли?
– А если Земля – шар, можно ли дойти до края?
– Но если Земля имеет форму шара, то многие люди ходят по ней вверх ногами. Так какую же форму имеет Земля? Вам интересно?
– Как же может называться тема нашего урока?
4. Физкультминутка
Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко. Пальминг
5. Объяснение новой темы
– Откроем учебник на стр. 38. Рассмотрим рисунок.
– Какое изображение Земли вы считаете правильным? Почему?
– Теперь прочитаем определение, которое нам дает Мудрая Черепаха.
– Прочитаем вслух.
– На что же похожа наша планета на мяч или на тарелку?
– Ребята, посмотрите, что держит в лапке Мудрая Черепаха?
– Глобус – это модель Земли.
– Прочитаем еще раз определение из учебника и расскажем друг другу.
– Как вы думаете, Земля движется или стоит на месте?
– Давайте рассмотрим рисунок на стр. 39.
– Что вы видите в центре? Вокруг Солнца постоянно движется Земля. И в тоже время Земля движется вокруг своей оси.
– Прочитаем определение на стр. 39.
– Продемонстрируем это. (Практическая работа. Сначала показываем на одной паре. После работают в парах.)
– Прочитаем определение на стр. 39 еще раз.
– Скажем все вместе.
6. Итог урока
– Как называется наша планета?
– Как называется тема нашего урока?
– На что похожа наша планета?
– Как называется уменьшенная модель Земли?
– Земля недвижна или она движется?
– Понравился ли вам наш урок?
– Кого бы вы похвалили?
– Поднимите руки те, кто узнал новое, интересное? А кто уже это знал?