Цели:
- В игровой форме повторить и обобщить знания по теме.
- Повторить и оценить знания.
“Не знаешь закон Ома, сиди дома”. (из фольклора электриков). |
Ход урока
1 тур. “Отборочный” (фронтальный опрос по теме). За каждый правильный ответ получают балл. В конце подсчитываются число баллов. И три ученика, получившие наибольшее число баллов, идут на второй тур “Выбор дорожки”. Они по билетам получают задания и работают у доски. Остальные в это время отвечают на вопросы теста (см. приложение).
Вопросы первого тура.
- Что такое электрический ток?
- Какие условия необходимы для существования электрического тока?
- Какими действиями обладает электрический ток?
- Что такое сила тока? Как обозначается? В чем измеряется? Чем измеряется? Формула силы тока.
- От чего зависит действие силы тока?
- Что характеризует напряжение электрического тока? Как обозначается? В чем измеряется? Чем измеряется? Как вольтметр подключается в электрическую цепь? Формула напряжения.
- Что такое сопротивление проводника?
- Сформулировать закон Ома для участка цепи.
Задание второго тура
- По предложенному рисунку начертить схему электрической цепи, и определить сопротивление проводника.
- Собрать электрическую цепь по схеме и рассчитать мощность лампочки.
- Задача: Какая работа совершается электрическим полем при перемещении заряда в 4,5 Кл через поперечное сечение нити накала лампы, если напряжение на лампе равно 3В? (ответ: 13,5).
Пока 3 ученика работают у доски, остальные дают ответы на вопросы тестов в течение 5 минут.
Ученики, работавшие у доски, комментируют свои ответы. Остальные записывают в тетради.
После делается обобщение, и записывают в тетрадях.
Постоянный электрический ток | ||
Явления, которые его сопровождают | Явления, которые его обслуживают | Законы, которым он подчиняется |
Тепловое Магнитное Химическое |
В металлах – электроны В растворах электролитов – ионы |
Закон Ома для участка цепи Закон Джоуля – Ленца |
1. Работа с плакатом “Электрический ток опасен для жизни”.
2. Сообщения учеников о молнии.
А) Молния – это величественное и грозное явление природы, невольно вызывающее у нас чувство страха. Долгое время человек не умел объяснять причин грозовых явлений. Люди считали грозу деянием богов, наказывающих человека за грехи. Природа молнии стала проясняться после исследований, проведенных в 18 столетии М. В. Ломоносовым, г. Рихманом и американским ученым Б. Франклином.
Объяснение М.В. Ломоносова было таким. В земной атмосфере воздух находится в постоянном движении. Благодаря теории о восходящих и нисходящих воздушных в потоков друг о друга частички воздуха электризуются и сталкиваясь с капельками воды в облаках, отдают им свой заряд.
Таким образом, в облаках с течением времени скапливаются весьма большие заряды. Они то и являются причиной молнии.
Б) Молния – гигантская электрическая искра, возникающая внутри грозовых облаков или межу облаками, или между облаком и землей. Ее длина может достигать нескольких километров, а сила тока – несколько сотен тысяч ампер.
Каждую секунду над земной поверхностью происходит в среднем 117 грозовых разрядов. Молнии очень опасны. Ежегодно в мире от ударов молнии погибают тысячи людей. Большинство случаев поражения приходится на сельскую местность. В городах молниеотводы, установленные на зданиях и сооружениях, защищают от ударов молний.
МОЛНИЯ ПОРАЖАЕТ
Места, обладающие хорошей электропроводностью (болота, влажную глинистую почву, водоемы и их берега) | Возвышающиеся и одиноко стоящие предметы (деревья, столбы, скалы, вершины холмов). |
В) Правила поведения во время грозы.
При приближении грозы, находясь в природе, необходимо занять безопасное от прямых ударов молнии место.
Расположится, следует:
– Вблизи больших камней или на расстоянии 8–10 м
от деревьев.
– Между двумя деревьями, растущими в 15–25 м друг
от друга.
– В пещере на расстоянии не менее 1 м от стен.
Нельзя находиться:
- Под отдельно стоящим или возвышающимся над лесом деревом (нельзя также прислоняться к столбам деревьев).
- Вблизи заземления молниеотвода.
- На берегах водоемов ( нельзя купаться в них)
- На открытых равнинах.
- В нишах скал.
- В впадинах склонов гор.
- В небольших ямах.
- У входа или дальнего конца пещеры.
- Вблизи костра (столб горячего воздуха – проводник электричества)
Д) Рекомендуемая поза – подтянуть колени к груди и обхватить их руками.
Запрещается: касаться головой, спиной и другими частями тела поверхности скал или грунта.
Полезно знать: чаще других поражаются дуб, тополь, сосна, ель; реже – береза и клен.
Г) Пословицы о молнии:
“Гроза застала в поле – садись на землю.
“Грозу зонтик не защита.
“От грома и в воде не уйдешь”
“Молния зимой – к буре”.
Ж) Мы постоянно находимся в океане электрических зарядов, создаваемых станками и самим человеком. Эти разряды, конечно, не так мощны, как природные молнии, поэтому мы обычно не замечаем их, если не считать легких уколов, которые мы испытываем, коснувшись рукой металлического предмета или другого человека.
Но ведь такие разряды существуют и могут так же, как и большие молнии, вызвать пожары и взрывы приводить к значительным убыткам, повреждениям, увечьям, если мы не будем знать, отчего они возникают и как от них защищаться.
Показать плакат: “Возможные причины электротравм”.
Домашнее задание
1. Прочитать параграф по учебнику.
2. Ответить на вопросы к параграфам.